В основу ФГОС ООО заложен системно-деятельностный и компетентностный подходы, которые коренным образом меняют урок, начиная с роли учителя: из транслятора знаний он становится соратником учащихся, модератором урока, активным участником учебно-воспитательного процесса. В основе - субъектно-субъектные отношения, выстроить которые помогает применение деятельностных технологий.
Проиллюстрируем применение деятельностных технологий на примере разработанного классного часа, в основе которого лежит метод проектов. Главное предназначение данного метода - предоставление обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Важно отметить, что применение проектной деятельности - не только эффективная образовательная технология, но и своеобразный метод психолого-педагогического сопровождения подростков.
Значимость разработки данного классного часа состоит в том, что учащиеся средних образовательных учреждений смогут получить определённые знания о военных училищах МО РФ и о военных профессиях. Эта информация сможет помочь будущим выпускникам, спроектировать свою образовательную траекторию, смоделировать варианты профессионального становления. Кроме того, у учащихся формируется информационная, коммуникативная, мыслительная, творческая компетентности, развиваются проектные навыки и умения:
- умение самостоятельно разрабатывать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию;
- умение и навыки работы в сотрудничестве;
- навыки делового партнёрского общения;
- умение инициировать учебное взаимодействие с преподавателями и воспитателями (вступать в диалог, задавать вопросы);
- навык интервьюироирования, устного опроса;
- навыки монологической речи;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении.
Отметим, что предложенный материал можно рассматривать как матрицу проектной деятельности.
Технологическая карта
Тип проекта: информационный.
Содержательная цель: информирование нахимовцев о военных ВУЗах МО РФ, направлениях подготовки и специальностях, получаемых в них.
Развивающая цель: развитие проектных, коммуникативных умений, системного мышления.
Деятельностная цель: формирование способностей учащихся к новому способу действия.
Тип деятельности нахимовцев: деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации.
Формируемая компетентность: информационная.
По характеру контактов: внутриклассный.
По характеру координации: со скрытой координацией.
По доминирующей деятельности: информационный.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный.
По виду конечного продукта: действенный.
Использование современных образовательных технологий:
Технологии |
Достигаемые результаты |
технология организация проектной деятельности |
развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, формирование осознанного подхода к профессиональному самоопределению |
обучение в сотрудничестве |
взаимосвязь членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; овладение знаниями; |
информационно-коммуникативная (элемент) |
развитие способов работы с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления самостоятельной познавательной деятельности;
|
здоровьесберегающая |
cоздание психологически комфортной обстановки |
Планируемый результат:
- повышение уровня информированности учащихся о высших учебных заведениях МО РФ;
- осознание собственных возможностей в выборе будущей специальности, связанной с профессией военного;
- приобретение новых умений и практических навыков: коммуникативных, аналитических, презентационных.
Этап |
Деятельность воспитателя |
Деятельность нахимовцев |
Формируемые УУД |
Погружение в проект |
Предлагает проблему проекта |
Присваивают проблему, наделяют ее личностным смыслом |
Регулятивные:
|
Намечает цели и задачи |
Уточняют и конкретизируют цели и задачи |
||
Организация деятельности |
Предлагает создать группы с конкретными задачами |
Разбиваются по группам |
Коммуникативные:
|
Предлагает распределить обязанности членов групп |
Распределяют обязанности |
||
Предлагают разработать планы работы групп |
Планируют работу группы |
||
Предлагает обдумать конечный «продукт» работы |
Выбирают форму конечного продукта и презентации своей работы |
||
Осуществление деятельности |
Консультирует учащихся по их запросу |
Самостоятельно реализуют собственный план работы |
Познавательные:
|
Корректно контролирует и симулирует при необходимости |
Каждый выполняет свои обязанности, оказывает помощь другим |
||
Представляет необходимую информацию по запросу учащихся |
Ищут необходимую информацию |
||
По запросу нахимовцев оказывает помощь при подготовке презентации |
Обобщают информацию, готовят «конечный продукт», репетируют его презентацию |
||
Презентация результата работы |
Организует выступление учащихся.
|
Представляют «конечный» продукт. Демонстрируют понимание цели проекта |
Коммуникативные:
|
Рефлексия |
Предлагает с помощью приложения Plickers провести рефлексию содержания деятельности |
При помощи распечатанных карточек с QR-кодами производят проверку полученных знаний |
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
Организует обсуждение плюсов и минусов работы |
Осмысливают результат своей работы, дают самооценку и взаимооценку хода и результата работы |
Применение метода проектов поможет учащимся занять позицию субъекта - автора, инициатора собственной учебы и жизни. В процессе учебы субъектная позиция подростка будет проявляться в его активности, ответственности, заинтересованности не только в результате, но и в процессе своей деятельности.
Литература
- Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-4. - М.: педагогический университет «первое сентября», 2009. - 64 с.