Конспект урока по окружающему миру "Реки и озера"

Разделы: Начальная школа


Цели: ознакомить с особенностями рек, с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, ознакомить с особенностями озёр, научить находить важнейшие озёра на карте и их правильно показывать.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  • Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • Представлять информацию в виде схемы.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • Ориентироваться на развороте учебника.
  • Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
  • выражать свои эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, всё ли у вас готово?

- Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (Река)

- Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? (Мы думаем, что разговор пойдёт о реке.)

- А что вы знаете о реке? Подумайте в группе.

Дети высказывают свои предположения.

Река - это большое количество воды на поверхности суши. Она всё время куда-то и откуда-то течёт.

- Какие вопросы у вас возникают?

  1. Почему река течёт?
  2. Где река начинается и куда она течёт?
  3. Откуда в реке берётся вода?

План (примерный).

Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.

- Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

- Какое умение формировали?

ΙΙ. Совместное открытие знаний

- Что вам поможет ответить на эти вопросы? (Учебник, карта.)

Работа по учебнику.

- Чтобы говорить о реках, надо узнать все части реки. Найдите их на с. 109.

- Как называются разные части реки? Покажите левые и правые притоки.

(Начало реки называется истоком, место впадения - устьем. Есть горные и равнинные реки. Маленькие речки и ручейки называются притоками реки. У реки есть правый и левый берег. Для того чтобы это определить, надо встать по течению реки: слева будут левые притоки, а справа - правые.)

- Откуда капли дождя стекают в большую реку? Откуда они стекают в другую реку? Откуда берёт воду приток?

Первый вопрос: почему течёт вода? Ваша версия.

- Мнение Лены: вода течёт, потому что дует ветер.

- Сколько разных мнений прозвучало! Нужно разобраться. Попробуем проделать небольшое наблюдение. На каждом столе находятся кюветы и стакан воды. Полейте аккуратно воду из стакана в кювету.

- Почему течёт вода в кювету из стакана? (На воду действует притяжение Земли.)

- Сделайте так, чтобы вода в кювете начала медленно двигаться с одной стороны в другую. Что для этого надо сделать с кюветой?

- Как можно ответить на наш вопрос: почему течёт река? Права ли Лена? Чья версия в классе была верной? (Лена неправа. Река течёт под воздействием притяжения Земли. С более высоких участков по наклону в низкие участки.)

- Какие высокие участки суши вы знаете? (Это горы и возвышенности.)

- Ваши версии на второй вопрос: откуда и куда течёт река?

- Мнение Лены: когда мы были на море, я часто на берегу играла в песок. Строила города, каналы. Очень часто вода из моря заливала мои постройки. Скорее всего, также получается и с рекой. Морская вода попадает на сушу и течёт себе дальше.

- Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте обратимся к карте на с. 130-131. На северо-востоке протекает река, называющаяся женским именем. Что это за река?

- Мы с вами определили, что река течёт с высокого места в низкое. Где будет находиться высокое место, а где низкое? (С одной стороны этой реки находятся горы, т.к. это место имеет коричневый и жёлтый цвет. А с другой стороны - Северный Ледовитый океан.)

- Как определить, что выше - уровень гор или уровень океана? (Можно посмотреть на условные обозначения. Уровень океана от нуля и ниже, а горы от 500 метров выше нуля и выше. Конечно, горы выше.)

- Какой ответ даём на наш вопрос: откуда и куда текут реки? (Реки начинаются в горах или на возвышенностях и заканчивают свой путь, соединяясь с океаном.)

- Давайте подтвердим наши предположения с помощью плаката «Реки» (из комплекта наглядных пособий для 2-го класса). Почему исток реки всегда расположен на возвышенности - выше, чем устье? Почему река течёт? (Исток реки, её начало, расположен на возвышенности, а устье - внизу, на уровне моря, потому что река всегда течёт вниз по склону: действует притяжение Земли.)

- На все ли вопросы мы ответили? (Остался ещё один: откуда в реке берётся вода?)

- Хорошо, давайте вспомним, почему вода на Земле не исчезает? (Мы знаем о существовании круговорота воды в природе.)

- Предположите, откуда в реке берётся вода? (Наверное, когда идёт дождь, вода постепенно попадает в реку. Зимой много снега, весной он тает, и вода попадает в реку.)

- Проверьте свой вывод на с. 105.

- Версия Лены.

- Когда мы были в лесу, то видели маленький ручеёк. Я сделала кораблик, пустила его в воду и побежала за ним. Сначала ручеёк был маленьким, а потом становился всё шире и шире. Он был так похож на реку! (Мы считали, что крупная река начинается в горах. Но горы состоят из камней, откуда там взяться ручейку или большому количеству воды?)

- Как вы считаете, Лена права? (Мы думаем, что в горах на вершинах лежит снег, солнышко его подтапливает, снег начинает таять и течь вниз.)

- Постоянно ли в реке находится вода?

- Что вы можете сказать о том, какая река будет течь быстрее: та, которая начинается в высоких горах, или та, которая берёт своё начало из озера или возвышенности? Можно для доказательства использовать ваши кюветы. (Мы считаем, что реки, берущие начало в высоких горах, будут иметь более быстрое течение.)

- Откройте учебник на с. 106-107, прочитайте текст и определите, правы ли мы были, находя ответы на вопросы? Что ещё нового вы узнали из текста учебника? (Да, мы рассуждали верно. Лена была права, что река может начинаться с ручейка. Вода в реку ручьями собирается со всего водосборного бассейна, её питают и подземные воды.)

- Как вы думаете, а что появляется раньше: овражек, по которому течёт ручеёк, или ручеёк? (Ручеёк бывает очень маленький. Может ли он сам сделать овражек? Наверное, нет.)

- Такой маленький ручеёк вы можете увидеть на с. 107. А вот что он может, вы узнаете из сказки.

Учитель сам рассказывает сказку или просит прочитать её на с. 108.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний

Работа в Рабочей тетради.

Предлагается по группам найти реки и озёра на одной из частей света и показать их на карте (задание 9 в Рабочей тетради).

ΙV. Итог урока

- Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Как работал ты?

- Какую работу мы сегодня выполняли?

- Чему учились?

- Кто или что вам помогало справиться?

- Кто доволен сегодня своей работой?