Цели: ознакомить с особенностями рек, с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, ознакомить с особенностями озёр, научить находить важнейшие озёра на карте и их правильно показывать.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
- Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Представлять информацию в виде схемы.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться на развороте учебника.
- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
- Развиваем умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
- выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, всё ли у вас готово?
- Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (Река)
- Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок? (Мы думаем, что разговор пойдёт о реке.)
- А что вы знаете о реке? Подумайте в группе.
Дети высказывают свои предположения.
Река - это большое количество воды на поверхности суши. Она всё время куда-то и откуда-то течёт.
- Какие вопросы у вас возникают?
- Почему река течёт?
- Где река начинается и куда она течёт?
- Откуда в реке берётся вода?
План (примерный).
Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.
- Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
- Какое умение формировали?
ΙΙ. Совместное открытие знаний
- Что вам поможет ответить на эти вопросы? (Учебник, карта.)
Работа по учебнику.
- Чтобы говорить о реках, надо узнать все части реки. Найдите их на с. 109.
- Как называются разные части реки? Покажите левые и правые притоки.
(Начало реки называется истоком, место впадения - устьем. Есть горные и равнинные реки. Маленькие речки и ручейки называются притоками реки. У реки есть правый и левый берег. Для того чтобы это определить, надо встать по течению реки: слева будут левые притоки, а справа - правые.)
- Откуда капли дождя стекают в большую реку? Откуда они стекают в другую реку? Откуда берёт воду приток?
Первый вопрос: почему течёт вода? Ваша версия.
- Мнение Лены: вода течёт, потому что дует ветер.
- Сколько разных мнений прозвучало! Нужно разобраться. Попробуем проделать небольшое наблюдение. На каждом столе находятся кюветы и стакан воды. Полейте аккуратно воду из стакана в кювету.
- Почему течёт вода в кювету из стакана? (На воду действует притяжение Земли.)
- Сделайте так, чтобы вода в кювете начала медленно двигаться с одной стороны в другую. Что для этого надо сделать с кюветой?
- Как можно ответить на наш вопрос: почему течёт река? Права ли Лена? Чья версия в классе была верной? (Лена неправа. Река течёт под воздействием притяжения Земли. С более высоких участков по наклону в низкие участки.)
- Какие высокие участки суши вы знаете? (Это горы и возвышенности.)
- Ваши версии на второй вопрос: откуда и куда течёт река?
- Мнение Лены: когда мы были на море, я часто на берегу играла в песок. Строила города, каналы. Очень часто вода из моря заливала мои постройки. Скорее всего, также получается и с рекой. Морская вода попадает на сушу и течёт себе дальше.
- Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте обратимся к карте на с. 130-131. На северо-востоке протекает река, называющаяся женским именем. Что это за река?
- Мы с вами определили, что река течёт с высокого места в низкое. Где будет находиться высокое место, а где низкое? (С одной стороны этой реки находятся горы, т.к. это место имеет коричневый и жёлтый цвет. А с другой стороны - Северный Ледовитый океан.)
- Как определить, что выше - уровень гор или уровень океана? (Можно посмотреть на условные обозначения. Уровень океана от нуля и ниже, а горы от 500 метров выше нуля и выше. Конечно, горы выше.)
- Какой ответ даём на наш вопрос: откуда и куда текут реки? (Реки начинаются в горах или на возвышенностях и заканчивают свой путь, соединяясь с океаном.)
- Давайте подтвердим наши предположения с помощью плаката «Реки» (из комплекта наглядных пособий для 2-го класса). Почему исток реки всегда расположен на возвышенности - выше, чем устье? Почему река течёт? (Исток реки, её начало, расположен на возвышенности, а устье - внизу, на уровне моря, потому что река всегда течёт вниз по склону: действует притяжение Земли.)
- На все ли вопросы мы ответили? (Остался ещё один: откуда в реке берётся вода?)
- Хорошо, давайте вспомним, почему вода на Земле не исчезает? (Мы знаем о существовании круговорота воды в природе.)
- Предположите, откуда в реке берётся вода? (Наверное, когда идёт дождь, вода постепенно попадает в реку. Зимой много снега, весной он тает, и вода попадает в реку.)
- Проверьте свой вывод на с. 105.
- Версия Лены.
- Когда мы были в лесу, то видели маленький ручеёк. Я сделала кораблик, пустила его в воду и побежала за ним. Сначала ручеёк был маленьким, а потом становился всё шире и шире. Он был так похож на реку! (Мы считали, что крупная река начинается в горах. Но горы состоят из камней, откуда там взяться ручейку или большому количеству воды?)
- Как вы считаете, Лена права? (Мы думаем, что в горах на вершинах лежит снег, солнышко его подтапливает, снег начинает таять и течь вниз.)
- Постоянно ли в реке находится вода?
- Что вы можете сказать о том, какая река будет течь быстрее: та, которая начинается в высоких горах, или та, которая берёт своё начало из озера или возвышенности? Можно для доказательства использовать ваши кюветы. (Мы считаем, что реки, берущие начало в высоких горах, будут иметь более быстрое течение.)
- Откройте учебник на с. 106-107, прочитайте текст и определите, правы ли мы были, находя ответы на вопросы? Что ещё нового вы узнали из текста учебника? (Да, мы рассуждали верно. Лена была права, что река может начинаться с ручейка. Вода в реку ручьями собирается со всего водосборного бассейна, её питают и подземные воды.)
- Как вы думаете, а что появляется раньше: овражек, по которому течёт ручеёк, или ручеёк? (Ручеёк бывает очень маленький. Может ли он сам сделать овражек? Наверное, нет.)
- Такой маленький ручеёк вы можете увидеть на с. 107. А вот что он может, вы узнаете из сказки.
Учитель сам рассказывает сказку или просит прочитать её на с. 108.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний
Работа в Рабочей тетради.
Предлагается по группам найти реки и озёра на одной из частей света и показать их на карте (задание 9 в Рабочей тетради).
ΙV. Итог урока
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
- Как работал ты?
- Какую работу мы сегодня выполняли?
- Чему учились?
- Кто или что вам помогало справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?