Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с новым понятием «числовые выражения».
Задачи:
-
Образовательные:
- познакомить детей с новым понятием «числовые выражения»;
- сформировать умение находить значение выражения;
- учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы вычислений;
- совершенствовать вычислительные навыки, умение соблюдать порядок действий в выражениях со скобками;
-
Развивающие:
- способствовать развитию математической речи, логического мышления, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий;
- развивать память, внимание, творческие способности;
-
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний, бережное отношение к природе;
- прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.
Планируемые УУД:
- Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, формирование и развитие познавательных интересов, развитие математической речи;
Метапредметные УУД:
-
формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
- развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждения других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами;
-
формирование регулятивных универсальных учебных действий:
- умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение выполнять учебные действия в соответствии с правилом.
-
формирование познавательных универсальных учебных действий:
- умение определять отличие выражений со скобками и без них и обосновывать своё мнение;
- использовать новую терминологию при чтении и записи числового выражения со скобками и без них;
- определять порядок вычисления числового выражения со скобками и обосновывать своё мнение;
- использовать числовое выражение при записи решения задачи;
- использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
Предметные УУД:
- пользоваться изученной математической терминологией;
- учить находить значение числового выражения;
- закреплять умение нахождения значения равенств и не равенств;
- совершенствованиевычислительные навыки;
- уметьчитать арифметические выражения со скобками;
- выполнять порядок действий в числовых выражениях со скобками;
- записывать и вычислять различные числовые выражения со скобками и без них;
- решать составные задачи в два действия и записывать решение с помощью числового выражения.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, учебник, рабочие тетради.
Этапы урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Открытые новой темы. Целеполагание
- Физкультминутка
- Открытие новых умений, знаний
- Итог урока
- Рефлексия
- Выставление оценок
- Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, дети. Присаживайтесь. Не забывает про красивую и правильную осанку.
- Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
- Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.
- Хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга.
- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других.
- Молодцы!
Слайд
Посмотрите-ка на нас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
Дневнички на партах, тут,
Дневнички «пятерок» ждут.
2. Актуализация знаний
Устный счет
А сейчас ребятки, математическая зарядка.
А) занимательные рамки на полях с. 40 (учебник, часть 1).
Решение:
11
|
14
|
Слайд
Б) Сколько ушей у трёх котов? (6)
Сколько лап у двух медвежат? (8)
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей.
Сколько птиц? Ответь скорей! (11)
Слайд
В) У меня зашифровано слово, правильно решив все выражения, и поставив числа в порядке уменьшения, вы сможете отгадать его.
- Первое слагаемое 90, второе слагаемое 4, чему равна сумма?
- Уменьшаемое 89 вычитаемое 80, найти разность.
- Чему равна сумма чисел 89 и 1?
- Уменьшить 89 на 9?
- Найти сумму чисел 50 и 8?
- Найти сумму чисел 80и 1?
- 60 увеличить на 2?
- Уменьшаемое 12 вычитаемое 1, найти разность.
- Чему равна сумма чисел 4 и 4?
Ж |
И |
Р |
В |
Н |
А |
Е |
Ы |
Е |
62 |
9 |
81 |
94 |
11 |
80 |
58 |
90 |
8 |
- А теперь проверим, какое слово получилось? (Выражение)
Слайд
То, что мы называли примерами,
Сегодня назовем выражением,
А ответ у него найдем -
Назовем значением.
Какие новые слова вы услышали? (Выражение, значение)
На доске появляется запись: Числовое выражение. Значение выражения.
- Что такое числовое выражение? (пример)
- Что такое значение выражения? (ответ)
3. Открытие новой темы. Целеполагание
Работа с учебником
Откройте учебник на странице 40, прочитайте задание № 1.
Прочитайте записи:
- 9+7=16
- 23-3=20
- 30+6+1=37
- 15-7+3=11
- 18-(4+6)=8
- 25-(15-10)=20
Это числовые выражения, или, короче, выражения. Если в выражении выполнить указанные действия, то найдем значение выражения. Найдите значения этих выражений.
- Выполним следующее задание на странице 40 №2.
- Прочитайте задание про себя.
- Запиши значение выражения и найди их значения.
- Из числа 16 вычесть разность чисел 9 и 7.
- К числу 10 прибавить разность чисел 7 и 5.
- Итак, что нужно сделать? (Нужно решить эти примеры)
- Как по-другому можно назвать эти записи?
- Оказывается, эти записи можно назвать ещё одним способом: числовые выражения. Кто догадался, почему? (т.к. в их записи использовались разные числа)
- Что можно назвать числовым выражением? (Числовым выражением называют математическую запись, в которой используются числа и знаки)
- Прочитайте все числовые выражения.
- Если в числовом выражении выполнить все действия, то получится значение выражения.
- Прочитайте все значения числовых выражений.
- Молодцы, теперь прочитайте задание № 3.
- Используя числа 10,9, 1, знаки «+», «-» и скобки, составь различные выражения и найди их значения.
- Что нужно сделать?
- Один пример выполним на доске, а остальные самостоятельно.
Решение:
- 10 - (9 - 1) = 2
- 10 - (9 + 1) = 0
- 10 + (9 - 1) = 18
- 10 + (9 + 1) = 20
- (10 + 9) - 1 = 18
- (10 + 1) - 9 = 2
- (10 - 9) - 1 = 0
- (10 - 1) - 9 = 0
- (10 - 9) + 1= 2
- (10 - 1) + 9 = 18
Слайд
Игра «Верно - неверно»
(Дети выполняют задания учителя в тетрадях. Если утверждение верное - знак «+», неверное - знак «-»).
- Сложение и вычитание в столбик всегда начинают с единиц.
- В числе 54 - пять десятков и четыре единицы.
- Числа при сложении называются: первое слагаемое, второе слагаемое, разность.
- У квадрата все стороны равны.
- Сумма чисел 30 и 30 равна 50.
- Самое большое двузначное число - 99.
- У любого треугольника - три стороны, три угла и две вершины.
- Математика - царица всех наук.
(На доске появляется ключ к ответам: + + - + - + - + )
Взаимопроверка заданий. Оценка друг друга.
4. Физкультминутка
Слайд
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову.
Наклоны туловища вправо и влево.)
Видишь, бабочка летает,
(Взмахи руками.)
На лугу цветы считает:
(Считать пальчиком.)
Раз, два, три, четыре, пять -
(Хлопки в ладоши.)
Ох, считать, не сосчитать!
(Прыжки на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять -
(Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Взмахи руками.)
Сосчитать бы не смогла!
(Считать пальчиком.)
5. Открытие новых умений, знаний
Решение задачи (страница 40, №4)
Откройте ваши учебники на странице 40, выполним задание №4. (Сначала дети читают задание про себя, а потом прочитать его вслух)
Задача: В мастерской было на ремонте 6 машин. Через день поставили на ремонт еще 3 машины, а 2 машины вернули после ремонта. Сколько машин стало в мастерской?
Составим краткую запись (по ходу ответов на вопросы рисовать схему)
- Было - 6 маш.
- Поставили - 3 маш.
- Вернули - 2 маш.
- Стало - ?
- О чем говорится в задаче? (о машинах, которые были в мастерской на ремонте)
- Что нам известно? (что на ремонте было всего 6 машин, потом поставили еще 3 и 2 машины вернули с ремонта)
- Что нам нужно найти? (Сколько машин осталось в мастерской)
- Эта задача простая или составная? (Составная)
- Что мы найдем первым? (сколько было машин,после того,как поставили еще 3 на ремонт)
- Каким действием? (сложением)
- 6+3=9 (маш.) - стояло на второй день
- Что найдем вторым действием?(сколько машин осталось в мастерской)
- Каким действием? (вычитанием)
- 9-2=7(маш.)
- Какой будет ответ? (Ответ: 7 машин стало в мастерской)
- Записываем ответ, внимательно рассмотрите выражения, записанные ниже, и выберите то выражение, которое соответствует задаче.
Выбери выражение, которое составлено по этой задаче, и реши задачу.
- 6-3+2
- 6+3+2
- 6+3-2
- 6-3-2
- Какое из записанных ниже выражений соответствует задаче? (6 + 3 - 2)
- Объясните, почему так считаете? (Сначала в мастерской было 6 машин, затем поставили ещё 3, значит, машин в мастерской стало больше, это можно записать выражением 6 + 3. Потом две машины забрали из ремонта, значит, машин в мастерской стало меньше, следовательно, можно дописать предыдущее выражение 6 + 3 - 2.)
- Изменяй условие задачи так, чтобы для решения подходили другие из записанных выражений. Реши новые задачи.
- Далее дети составляют задачи по оставшимся выражениям.
Например:
- 6 - 3 + 2
В гараже стояло 6 машин. 3 машины выехали из гаража, а 2 вернулись. Сколько машин стало в гараже?
- 6 + 3 + 2
На стоянке стояло 6 машин. Приехало 3 машины, а затем ещё 2. Сколько машин стало на стоянке?
- 6 - 3 - 2
Во дворе было 6 машин. Сначала уехало 3 машины, а потом ещё 2. Сколько машин осталось во дворе?
Задание. Откройте ваши учебники на странице 40. Самостоятельно выполните задание №5.
Проверим, как вы выполнили задание.
Сравните:
- 12 мм > 1 см;
- 1ч >56 мин;
- 90 см > 9 дм;
- 1ч < 100 мин.
6. Итог урока
Слайд
- С какими новыми понятиями познакомились сегодня на уроке?
- Что называют «выражением»?
- Что значит найти «значение выражения»?
Слайд
7. Рефлексия
- Интересно было на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- Посчитайте свои монетки успеха. Оцените свою работу на уроке.
8. Выставление оценок
Домашнее задание
Учебник стр. 40, № 3 стр. 41.
Слайд
- Большое спасибо вам за хорошую работу. Если вам понравился урок, и вы почувствовали себя комфортно на уроке, покажите солнышко. Если вам что-то непонятно или вы скучали на уроке, покажите тучку.
Молодцы, ребята!
Спасибо за внимание,
Ведь главное - старание,
А навык и умение с годами к вам придут!
Всем спасибо за урок!