Класс: 4.
Тема урока: «Пётр Великий».
Место урока: 11-й урок в разделе «Страницы истории России».
Тип урока: Освоение новых знаний.
Цель содержательная: познакомить обучающихся с переломным моментом в истории государства - становлением России как империи, сопровождающимся коренным преобразованием во всех сферах жизни общества.
Задачи:
- Образовательные - создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности; выяснить, почему Петра назвали Великим; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
- Развивающие - развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, любознательности, мотивов познания и творчества; формирование способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке), формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, уважения к окружающим.
- Воспитательные - формирование основ гражданской идентичности личности на основе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества.
Планируемые результаты:
- Предметные - знакомство обучающихся с переломным моментом в истории государства - становлением России как империи, сопровождающимся коренным преобразованием во всех сферах жизни общества.
- Познавательные УУД - умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.
- Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в группе.
- Регулятивные УУД - умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Личностные - положительное отношение к исследовательской деятельности, интерес к новому содержанию и новым способам познания, развитие любознательности, формирование доброжелательного отношения друг к другу, умение оказывать взаимопомощь, выражать свои мысли с учётом задач и ситуаций общения, чувство гордости за свою Родину, народ и историю.
Образовательные технологии: технология деятельностного метода обучения, обучение в сотрудничестве, технология исследовательской деятельности, технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ.
Методы ведения урока: словесный, наглядный.
Форма организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная работа в парах.
Приемы: яркое пятно, ментальная карта.
Ход урока
1. Организационный момент
Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного морозного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в историческое путешествие по «реке времени». Пусть этот урок, подготовленный и проведенный совместными усилиями откроет вам много нового.
2. Актуализация опорных знаний (подводящий диалог)
Игра «Колесо истории»
(Работа в парах) Самостоятельное выполнение.
Задание 1. Соедини стрелками: Перед вами карточки с именами, нужно соединить стрелками - как этих людей называли в народе.
Проверка карточку выбираем и крепим на доску.
1. Как в народе называли этих людей? (Слайд 1)
- Олег (Вещий)
- Ярослав (Мудрый)
- Дмитрий (Донской)
- Иван (Калита)
- Александр (Невский)
- Иван (Грозный)
- Владимир (Красное Солнышко)
- Петр I (Великий)
Вопрос: что можете рассказать о любом из князей, за какие заслуги их так называли?
(Вера - Владимир Красное Солнышко, Злата - Александр Невский, Василиса - Иван Калита, Аля - Иван Грозный)
2. - Прошли столетия, а эти имена помнит история? Почему?
Вывод: Вы знаете, что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далёкие времена награждали своих правителей громкими именами.
3. Самоопределение к деятельности
1. - Скажите, со ВСЕМИ этими историческими личностями мы уже встречались, путешествуя во времени?
Все ли на картинках КНЯЗЬЯ?
Какая картинка лишняя (Лишняя картинка Петра I)
Предположите, зачем я сюда повесила лишнюю картинку?
(Возможно, это будет тема нашего сегодняшнего урока)
Действительно, наш урок мы посвятим изучению такой личности как Петр I.
- Оказывается, был в России такой царь.
Время катится вперёд,
Новый век опять грядёт.
Царь совсем уже другой:
Худ, высок, на вид простой,
Он и гвоздь умеет вбить,
Строить корабли и пушки лить.
И звали его Пётр Первый
- Кто может ответить на вопрос: Почему Первый? (Первый потому, что среди русских царей это был первый царь по имени Пётр)
А знаете ли вы, что в народе царя Петра I звали Великим?
Тема нашего урока «ПЁТР I по прозванию ВЕЛИКИЙ» /слайд/
4. Открытие новых знаний
1. Что бы вы хотели узнать о Петре I?
2. Значит, какую цель мы поставим перед собой сегодня?
- Узнать о жизни Петра
- Почему его назвали Великим? (Слайд)
- Что Петр сделал для своей страны?
1. Работа в тетради стр. 29. Найти и подписать портрет Петра I.
2. Ребята, а как вы понимаете слово «великий»? (ответы)
- Проверим, правильно ли вы понимаете смысл этого слова.
Задание: Возьмите карточки № 1. Что на ней написано? Предлагаю поставьте галочку рядом с тем значением слова «великий», которое, по вашему мнению, относится к Петру I.
Словарная работа: индивидуальная.
(Из толкового словаря (значение слова):
ВЕЛИКИЙ
- Очень большой, огромный
- Выдающийся по своему значению, влиянию, по своим достоинствам, очень важный
- Превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении
- Необыкновенно одарённый, гениальный)
(Проверка) мы пока отложим карточку и вернемся к ней в конце урока.
1. Мы можем точно сказать, почему Петра прозвали Великим? (пока нет)
2. Всех людей так можно назвать?
3. Ребята, а давайте вспомним что мы уже знаем из дополнительной литературы про Петра I, рассказывать будем по такому плану: (Слайд)
- Детство (во сколько лет стал царем, как учился в школе, чем увлекался)
- Юность (какие науки знал, сколько специальностей освоил)
- Внешность Петра
- Характер
Появление Петра изначально было таинственным. Его появление на свет было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звездам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Петр и что именно он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. (Рассказывает Аля)
Рассказы детей
- Можно теперь сказать: почему царь Петр I не походил ни на одного из еврапейских царей?
Дополняет Василиса - воспоминания Петра I.
(Пётр был первым русским царём, который покинул пределы России и посетил ряд стран - Голландию, Англию, Австрию. То, что увидел Пётр за границей настолько его поразило, что он решил: надо скопировать западные страны и тогда в России будет так же, как и в Европе. Наивно? Может быть, но именно эта мысль заставила Петра начать перемены в стране, которые дали новый импульс нашей стране.
Ребята, Петра I называют царем-преобразователем. А как выдумаете, кто такой преобразователь? Преобразователь - тот, кто преобразует что-то новое. (Слайд)
- Зачем были нужны преобразования? (Догнать другие страны)
Внимание на доску!
Река времени Российской истории.
- Что вы видите на рубеже XVII-XVIII веков?
- Река ударяется о камень «Преобразования Петра I» и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства - Российская империя.
Скажите, что нового появилось в нашей стране с его преобразованиями? Картошка, бороды, кафтаны, одежда
Правильно, но мы назвали лишь часть реформ, которые провел Петр Алексеевич. Чтобы более подробно познакомиться с преобразованиями этого времени, откройте учебник на стр. 95-96.
- прочитать самостоятельно текст - работа в группе.
- составить кластер Петр I и реформы.
- летоисчисление
- упростил азбуку
- открыл типографии
- выпустил первую печатную газету
- открыл музей
- открылась первая библиотека
- Морской флот появился
- возникли новые города
- открыты школы
- общение с другими странами
- созданы новые органы самоуправления
Ребята, только посмотрите что у нас получилось. (слайд)
Закрепление: Посмотрите, сколько нового он сделал для нашей страны и школы стали строится и медицина стала лучше.
Так можно ли назвать Петра Великим?
- Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?
Вывод: Преобразования были проведены за счёт тяжёлого, изнурительного труда тысяч простых русских людей.
Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой - лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.
- Пётр I был предан России. В результате всей деятельности Петра I Россия превратилась в великую державу.
Обратимся к словарю опять: Какое определение подходит к Петру I? - За выдающиеся заслуги в 1721 г. Пётр был назван Великим и получил титул Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей - так называли большие и сильные государства.
А сейчас давайте сыграем в игру «Веришь - не веришь».
Индивидуальная работа
Для этого я буду говорить фразу и если она правдивая, то вы должны «+», а если не правдивая, то «-».
- Верите ли вы, что до Петра в России Новый год встречали осенью, 1 сентября?
- Верите ли вы, что при Петре 1 появилось телевидение?
- Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России при Петре I стали выпускать газету?
- Верите ли вы, что первый самолет построен при Петре I?
- Верите ли вы, что царь за границей за большие деньги купил кости мамонта.
ПРОВЕРКА
- Какие реформы Петра Ι вошли в историю?
У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательные строки о Петре I:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- В этих словах показана многогранная ЛИЧНОСТЬ Петра Великого.
Наш урок подошел к концу:
- Какую цель цель мы ставили в начале урока?
- Кто доволен сегодня своей работой?
- Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
- Какую бы отметку вы себе поставили? Карты самопроверки.
Правая рука вперёд, левая рука вперёд. И похлопали себе!
Д/З: Найти больше интересных фактов о строительстве Санкт-Петербурга.