Воспитательный потенциал учебника география

Разделы: География


Любить свою Родину, - значит, знать ее.
В.Г.Белинский

В основу программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования положено личностное развитие обучающихся и формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Значимыми целевыми ориентирами школьного урока в программе определены такие как, привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация работы с получаемой социально значимой информацией, использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления патриотического воспитания школьников. Воспитание чувства гордости за свою Родину, ее богатства и необыкновенную красоту России. Для осуществления воспитательного направления необходима связь с жизнью. Обучающиеся должны осознать необходимость географических знаний в реальной жизни для того, чтобы уметь беречь и защищать природу, разумно использовать ее богатства.

Начальный курс географии

В 5 классе при изучении раздела «История географических открытий» для воспитания патриотических чувств большое внимание уделяется путешествиям и открытиям наших соотечественников Афанасия Никитина (§ 11 «Хождение за три моря»), С.Дежнева, В.Беренга, А.Чиркова (§ 17 «Русские путешественники»). Чувство гордости за организацию и совершение русской кругосветки русскими капитанами И.Крузенштерном, Ф.Беллинсгаузеном и М.Лазаревым (§18 «Вокруг света под русским флагом»). В параграфах есть задания и вопросы с опорой на ранее полученные знания: «Имена каких русских путешественников вам известны? Что являлось основной целью походов русских путешественников?» (§17). И вопросы, требующие размышлений: «Как исследования русских первопроходцев повлияли на формирование территории России? В чем состоит заслуга русских первопроходцев в исследовании Земли?» (§17), «Почему российские мореплаватели совершили первое кругосветное плавание только через 300 лет после плавания Магеллана?» (§18). Большая часть заданий ориентирована на работу с текстом, объяснение фактов.

Используя текст и рисунки (карты) параграфов, заполняется «Бортовой журнал», где кратко описан весь маршрут. Изученный материал закрепляется работой с контурной картой, где наносятся маршруты путешественников, с опорой на карты из параграфа учебника и атласа (формирование картографической грамотности).

В 6 классе (а также в 8-9 классах) при изучении каждого раздела включено региональное содержание. Оно позволяет воспитать уважение и любовь к своей малой Родине через познание и сохранение родной природы, истории, культуры. Формирует важнейшие качества личности, как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде.

При изучении раздела «Литосфера» уделяем внимание минеральным богатствам земли родного края. При рассказе и демонстрации горных пород и минералов, и обращается внимание учеников на местные породы. В §11 на вопрос «Приводите примеры использования полезных ископаемых в повседневной жизни, в хозяйственной деятельности человека» обучающиеся приводят примеры из собственных наблюдений. В данном параграфе предложено выполнить эксперимент по растворимости горных пород в воде на примере горных пород своей местности. Также, изучив текст §12 и рис.45, собираем свою коллекцию «необычных» камней и окаменелостей. В нашей местности нет гор, и не бывает землетрясений. Обучающиеся не могут представить, что происходит в момент землетрясения. Для формирования знаний учебного материала приводятся примеры страшных по последствиям землетрясений в России, с указанием силы в баллах. А обучающиеся, с помощью таблицы 1. «Шкала силы землетрясений» (§12), объясняют, к каким последствиям они приводят.

В разделе «Атмосфера» при изучении параграфов 16-19 предлагается выполнение практических заданий, используя таблицы с приведенными данными. Это задания на формирование понимания изучаемого материала, навыков работы со статистическими данными (преобразование таблицы в диаграммы и графики). Чтобы задания несли региональный характер, для работы мы используем данные метеостанций своей местности.

При изучении вод суши (§23) выполняем практическую работу «Характеристика реки» на примере нашей реки, используя рабочую тетрадь по географии Архангельской области. В заключение изучения темы наносим реки, озера на контурную карту, используя атлас.

В заключение изучения каждой из оболочек Земли, обсуждаем вопросы о проблемах природы, ее охране, о необходимости рационального использования ее ресурсов. Например: «Какое влияние оказывает погода на жизнь и хозяйственную деятельность человека?» (§20), «Какие факторы влияют на густоту речной и озерной систем?» (§23), «Почему биосфера больше всех остальных природных оболочек нуждается в охране?» (§26). Обучающиеся, на примере своего региона, приводят примеры негативного отношения к природе и предлагают свои решения проблем.

География России

Весь курс 8-9 классов является полем возможностей для воспитания уважения и любови к своей Родине. Здесь наиболее выражено региональное содержание. При изучении тем, можно использовать примеры на своей местности.

Физическая география России.

При изучении разделов «Растительный и животный мир России» (§§30-31), «Природные зоны России» (§§33-35) используются презентации, выполненные самими обучающимися (выполненные задания из рубрики «От теории к практике»). Также в данной рубрике предложены задания на описание или выполнение расчетов с использованием планов или количественных показателей из «Приложения». Например: «Используя план «Приложения», сравните хвойные и лиственные леса России» (§30), «определите по картам атласа протяженность в градусах и километрах сплошной полосы степей на территории России. Для выполнения задания воспользуйтесь формулами для расчета количественных показателей «Приложения»» (§35).

В учебнике параграфы также дополнены фотографиями по темам.

В разделе «Крупные природные районы России» в заключение изучения каждого региона в тексте параграфа представлена информация о достопримечательностях и богатствах района (абзац «Природа и человек»).

Экономическая и социальная география России

Здесь уделено внимание населению, его традициям, религиям, культуре (§§9-14). Изучаем хозяйственное освоение территории, роль городов, роль разных народов России в развитии русской культуры, об их обычаях, традициях. Также в рубрике «От теории к практике» предложены задания на выполнение расчетов с использованием количественных показателей из «Приложения» или задания на анализ таблиц, схем, диаграмм, изображенных в текстах параграфа. Например: «Рассчитайте численность городского населения России в 2013г. на основе статистических данных «Приложения» (§13)». При изучении темы «Этнический и религиозный состав населения» (§14) представлены задания на понимание, что Россия - многонациональная страна, в ней проживает более 100 различных народов, отличающиеся друг от друга разными признаками. Например, задания на формирование умений делать выводы на основе данных: «Выявите и назовите особенности размещения крупнейших народов России», «Сформулируйте вывод по содержанию рис.36», «Какие народы живут на территории вашего региона?». Данная тема позволяет воспитывать у обучающихся толерантность, умение жить в мире и согласии, терпимо относится к обычаям и традициям других народов.

В тесной взаимосвязи с патриотическим воспитанием находится экологическое воспитание. Цель - формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.

География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе «Красной» строкой при изучении России идет тема «Природа и человек» (8 класс - §48, 9 класс - §8). При выполнении творческих заданий рубрики «От теории к практике», обучающиеся на примере своей местности, анализируют информацию о влиянии человека на природу, о нерациональном использовании ресурсов, о необходимости решения экологических проблем. Например: «Составьте прогноз развития экологической ситуации в вашей местности на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека», «Подготовьте творческую работу о видовом разнообразии особо охраняемых территорий России и их особенностях» (8 кл. §48).

Работа с контурной картой, номенклатура географических объектов, составление кроссвордов, создание презентаций на заданную тему развивает внимание во время урока и заставляет поработать с картами атласа, а значит, ещё лучше знать свою страну.

Таким образом, воспитательный потенциал учебника географии неисчерпаем. Каждый параграф учебника - это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов (заданий) разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Каждая тема позволяет использовать различные методы и приемы, помогающие реализовывать не только образовательные задачи, но и задачи воспитания подрастающего поколения.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Учебники для 5-9 классов УМК Е.М.Домогацких. М.: ООО «Русское слово - учебник».
  3. Александрова Е.Н., Бызова Н.М., Преминина Я.К. География Архангельской области: метод. Пособие.- Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2019. - 42 с.
  4. География Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы/Под ред. Н.М.Бызовой, Я.К.Премининой.- М.: СпортАкадемПресс, 2001.
  5. Рабочая тетрадь по географии Архангельской области для 6 класса общеобразовательной школы/ сост. Л.В.Выручаева; отв. за вып. В.А.Семенова - Архангельск: изд-во АО ИОО, 2013. - 44с.