Динамика уровня подготовленности учащихся старших классов, занимающихся волейболом в школьной секции

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: волейбол


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Формы занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных учебных заведениях делятся на две группы - урочные и внеурочные. Среди внеурочных форм распространены секционные занятия по разным видам спорта. Одним из самых зрелищных видов спорта среди учащихся является волейбол, распространённый в подавляющем большинстве школ Российской Федерации.

Для выполнения контрольных нормативов по физической подготовленности уроков физической культуры недостаточно, поэтому учащиеся могут ликвидировать остающийся дефицит двигательной активности регулярными занятиями в спортивных секциях и, в частности, тренировками по волейболу.

В настоящее время теория и методика проведения секционных занятий волейболом в школе разработана подробно и иллюстрирована значительным числом пособий и публикаций (А.Б.Донченко, 2002; В.В.Рыцарев, 2009; Ю.Д.Железняк с соавт., 2012; Е.В.Фомин с соавт., 2014, и другие).

Вместе с тем имеющиеся сведения, лежащие в основе теории и методики спортивной подготовки старшеклассников средствами волейбола нуждаются в корректировке и инновационных изменениях в связи с тем, что: во-первых - процессы физической подготовки учащихся у нас стране строятся на основе федеральных стандартов, имеющих чёткую динамику критериев подготовленности в возрастном аспекте, во-вторых - существуют демографические колебания параметров физического статуса юношей, происходящие из поколения в поколения, и которые обязательно необходимо учитывать при проведении спортивно - массовой работы с учащимися.

Необходимо иметь чёткое представление об исходном уровне различных сторон подготовленности юных волейболистов.

Изложенное выше и послужило основанием для проведения настоящего исследования.

Объект исследований - тренировочный процесс учащихся 15-17 лет в условиях школьной волейбольной секции.

Предмет исследований - характер изменений параметров физической и технической подготовленности юных волейболистов в процессе регулярных занятий.

Гипотеза. Известно, что качество тренировочного процессе юных волейболистов 15-17 лет, во многом зависит от объёма и качества информации об уровне их подготовленности.

Проектируя и осуществляя настоящее исследование мы исходили из предположения о том, что знания о физической и технической подготовленности юных волейболистов дают учителю дополнительные возможности своевременно корректировать тренировочный процесс с целью его оптимизации.

Цель работы: выявление характера взаимосвязи между параметрами физического статуса старшеклассников и их умениями и навыками игры в волейбол.

Для достижения поставленной цели в исследовании решались следующие задачи:

1. Выявит исходный уровень физических кондиций и игровых навыков школьников 15 - 17 лет, занимающихся волейболом в школьной секции.

2. Установит динамику изученных параметров физической и технической подготовленности у школьников, разной спортивной квалификации.

3. Определить характер взаимозависимости критериев физической подготовленности и качества выполнения игровых элементов у юных волейболистов, имеющих разную спортивную квалификацию.

Новизна результатов проведённых исследований заключается в выявлении значений изучаемых параметров физической и технической подготовленности школьников, занимающихся волейболом в условиях школьной секции.

Практическая значимость. Результаты исследований, могут быть использованы учителями, как ориентиры в тренировочном процессе.

1. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

1.1. Воздействие тренировок по волейболу на морфо-функциональные показатели подростков и юношей

Железняк Ю.Д. с соавт. (2013) указывают , что волейбол один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отмечает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол. Надо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление движения, высоко прыгать, овладевать силой, ловкостью, выносливостью.

В процессе игры в волейбол встречаются игровые обстановки, когда передвижение должно быть выполнено со скоростью, вынуждающей выносить центр тяжести за пределы опоры. Это движение заканчивается падением, которому необходимо уделить особое внимание в обучении, так как неумелое приземление может привести к серьёзным травмам.

В начале изучается падение с перекатом на спине, причем первые упражнения выполняются в парах со страховкой и при активной помощи товарища. Стоя лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук, занимающиеся берут друг друга за руку. Один из них выполняет упражнение, другой обеспечивает страховку. Выполняющий упражнение из исходного положения низкой стойки садится на пятку сзади стоящей ноги, после чего нога переходит на опору всей ступней.

Сокращая мышцы живота и наклоняя голову к груди, занимающийся принимает положение «круглой спины». Постепенно смещая центр тяжести назад за опору, упражняющийся спокойно перекатывается на спину. Страхующий, держа за руку, приходит сбоку.

Усвоив падение со страховкой, занимающийся выполняет перекат на месте самостоятельно, вначале из низкой стойки, затем из средней. При дальнейшем выполнении упражнений страхующий обеспечивает страховку, подставляя ладонь руки в месте возможного касания затылком пола (В.В.Рыцарев., 2016).

После изучения падений назад занимающиеся осваивают падения вперед и в сторону. Конечная фаза этих падений (само приземление) аналогична падениям назад. Сохраняются условия «седа на пятку» и «круглой спины» (Ю.Д.Железняк, 2016).

Падения в сторону изучаются с выпада в сторону. Сгибая максимально колено ноги, занимающийся принимает положение седа на пятку, для чего поворачивается спиной в сторону падения.

Освоив выпад и падение в сторону, занимающийся переходит к выполнению падения с выпада в сторону - вперед и вперед (А.В.Беляев с соавт., 2009).

Затем изучается в той же последовательности падение с выпада другой ногой. Обычно падение с другой ноги осваивается несколько труднее, поэтому следует внимательней страховать занимающихся. Недостаточный поворот спиной вперед может повлечь ушибы коленей.

После освоения правильного выполнения падений в сторону и вперед с места эти падения выполняются после предшествующего им движения вначале шагом, а затем бегом.

1.2. Процесс физической подготовки старшеклассников, занимающихся волейболом

Физическая подготовка представляет собой воспитание физических качеств, способностей, необходимых волейболисту в его игровой деятельности. В физической подготовки волейболистов четко выражена ориентация на атлетизм, проявляющийся в стремлении достичь высокого уровня общей и специальной физической подготовленности. Как только занимающиеся освоят свободное падение с места, следует вводить упражнение с мячом. Начиная с падений в сторону, мяч набрасывается со средней по высоте, но короткой по расстоянию траекторией полета.

Падения с перекатом на груди изучаются последними. Вначале изучаются приземления после падений. Обучение приземлением начинается с освоения положения напряженного прогиба лежа на полу. Освоив приземление с помощью партнера, ученик выполняет подобное упражнение самостоятельно с опорой на одну ногу, держа вторую вверх. Затем опорная нога одновременно с махом другой ноги делает небольшой толчок вверх. В момент безопорного положения ноги соединяются, и дальше происходит приземление со сгибанием рук - на грудь с перекатом на живот (Н.Ф.Сингина с соавт., 2013).

Падение с перекатом на груди требует большой силы рук и ловкости. Поэтому могут изучаться только с группами занимающихся, имеющих хорошую физическую подготовку. Женщинам изучать это падение следует с большой осторожностью. В физическую подготовленность волейболиста входит быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость и раскрытие их. Фомин Е.В. с соавт., 2014 пишут, что значительное место в системе физической подготовки юных спортсменов должно быть отведено воспитанию мышечной силы, то есть способности преодолевать сопротивление.

1.3. Параметры физических кондиций юношей, занимающихся волейболом

Физическая подготовленность оценивается как по уровню возможностей в одновременном проявлении основных двигательных качеств. Например, на первых же занятиях школьники изучают элементы прыжков в подготовительной части урока. Прыжки требуют длительного совершенствования; поэтому необходимо их включать в каждое занятие и добиваться не только правильного выполнения схемы движения и большой силы толчка, но и умения чередовать расслабление и направление.

Когда навык в прыжках толчком двумя ногами закрепился, изучается прыжком толчком одной ногой. Изучать оба способа одновременно не рекомендуется это затрудняет изучение каждого из них. В процесс игры прыжки выполняются в самых различных направлениях.

Особое внимание обращается на приземление. Если в момент приземления теряется равновесие, занимающейся не должен прилагать усилий для удержания на ногах, так как это неизбежно привет к падению или столкновению с другими игроками.

Физическая подготовленность молодежи изменяется под воздействием многочисленных факторов, из которых наибольшее значение имеет изменение социальных условий, а также комплекс факторов объединенных в понятие «акселирация» (Е.В. Фомин с соавт., 2014).

1.4. Эффективность выполнения элементов игры юными волейболистами

Техника игры - это комплекс специальных приемов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре (А.В.Беляев, М.В. Савин, 2009).

Технический прием - это двигательное действие, которое представляет собой систему движений, тесно связанных между собой.

При обучение передачам необходимо прежде всего разъяснить занимающимся, что передача является основой игры в волейболе.

Сначала занимающимся предлагается взять мяч в руки, правильно расположив на нём кисти и пальцы в положении мяча у лица. Это упражнение помогает создать у занимающихся представление о правильном положении рук на мяче в момент передачи. Затем, стоя в парах, занимающиеся перебрасывают мяч друг другу и ловят его, обращая каждый раз внимание на правильное расположение кистей и пальцев на поверхность мяча. Необходимо следить за тем, чтобы в момент ловли руки сводились на мяче, встречая его, а не подставлялись заранее.

От перебрасывания переходят к ударам по мячу (передачам). Упражнения выполняются в одну сторону: один из занимающихся перебрасывает мяч партнёру в удобное для передачи положение, партнёр ударяет по мячу, летящему удобно для передачи.

С освоением передачи упражняющийся начинает перемещаться, занимая удобное для её выполнения положение.

Только после освоения сочетания выхода для передачи с самой передачей выполнять её начинают оба игрока.

Передача усложняется изменением направления траектории полёта мяча, расстояния выхода к нему передвижением в заданном направлении с выполнением передачи и др.

В начале обучения следует требовать от занимающихся передавать мяч по высокой траектории. Такой полёт мяча позволит партнёру подготовиться к передаче, что будет иметь существенное значение для правильного освоения приёма (В.В.Рыцарев с соави., 2016).

Технической подготовкой принять называть процесс обучения спортсмена технике движений и действий, а также их совершенствование.

1.5. Заключение

Анализ специальной литературы по вопросам физической и технической подготовки занимающихся в школьной секции показал всю сложность системы спортивной подготовки. Она заключается в том, что состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов. Под воздействием спортивной тренировки происходит переход спортсменов из одного качественного состояния в другое. Причём процесс этот непрерывный.

Процесс спортивной подготовки рассматривается как сложная динамическая система, в которой роль органа управления выполняет педагог - тренер, а роль объектов управления - спортсмен.

Таким образом, особое значение в нашей работе приобретает поиск таких форм и методов обучения, которые могут обеспечить развитие физических качеств в единстве с формированием технического мастерства.

Результаты исследования характера взаимосвязи параметров физической и технической подготовленности школьников 15 - 17 лет, занимающихся волейболом, подробно рассматриваются в последующих разделах работы.

2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ научной и научно-методической литературы.
  2. Антропометрия.
  3. Педагогическое тестирование.
  4. Математическая статистика.

Анализ научной и научно-методической литературы

В работе использовались источники отечественных и зарубежных авторов. При анализе научной и научно - методической литературы по изучаемой проблеме и обобщении полученных сведений, в основном, рассматривалась палитра мнений относительно положительного воздействия занятий волейболом в школьной секции на уровне физического развития и физической подготовленности учащихся 15-17 лет.

Антропометрия

В ходе работы проводились антропометрические измерения по определению веса, роста юных волейболистов, силы мыщц их правой и левой кисти.

Педагогическое тестирование

Применяемые тесты физической подготовленности ( прыжок вверх и в длину с места, челночный бег широко применяются при обследованиях юных волейболистов.

Техническая подготовка при выполнении передачи двумя руками сверху и снизу; оценивалась с помощью контрольных упражнений. Испытуемый должен выполнить передачу, высота траектории которой около двух метров, при перемещении разрешалось отрывать только одну ногу, учитывалось количество выполненных передач.

Умение выполнять подачи определялось с помощью контрольного упражнения, в ходе которого испытуемый выполнял 6 подач в правую и в левую половину площадки. Учитывалось общее количество точно выполненных подач.

Математическая статистика

В ходе математической обработки полученных данных рассчитывали: среднеарифметическое значение показателей; стандартное отклонение; ошибку среднего арифметического значения; достоверность различий показателей определялось по критерию - t Стьюдента, взаимосвязь между показателями выявлялась методом расчёта коэффициента корреляции Бравэ - Пирсона.

2.2. Организация исследования

Исследования проводились в контрольной и экспериментальной группах, состоящих из старшеклассников 15-17 лет. Определение исходных результатов физического развития (по антропометрическим данным) и подготовленности (по физическим качествам посредством тестов) проводились в обеих группах в ноябре 2020 года. После этого экспериментальная группа регулярно занималась 3 раза в неделю в секции по волейболу в спортивном зале МАОУ СОШ № 7 станицы Полтавской, Красноармейского района и 2 раза в неделю только на уроках физкультуры. Через четыре месяца (февраль 2021 года) были проведены повторные исследования результатов.

Специфика занятий в школе № 7 заключалась в том, что в 10-11 классах основным средством двигательной активности на секционных занятиях был избран волейбол.

Группа волейболистов 1-3 юношеских разрядов состояла из воспитанников ДЮСШ, сдававших нормативы по физической и технической подготовленности проводимых в рамках переводных нормативов. Все представители детско-юношеской спортивной школы занимались волейболом в тренировочных группах пятого и шестого года обучения и активно готовились и принимали участие в различных муниципальных и региональных соревнованиях.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

3.1. Исходный уровень физических кондиций и навыков игры у старшеклассников, тренирующихся по волейболу

В экспериментальной группе две трети юных волейболистов, а в контрольной все имели средний рост, а также почти у всех обследуемых вес тела был также на среднем уровне (таблица 1).

Таблица 1 - Исходные показатели физической и технической подготовленности испытуемых экспериментальной и контрольной групп


п\п

Группы, результаты
Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

t

P

М±m

М±m

Физическая подготовленность

1.

Динамометрия кистевая (кг)

28,8 ± 0,7

31 ±1,34

0,8

>0,05

2.

Динамометрия становая (кг)

80,4 ±2,5

87,4 ±4,5

0,3

>0,05

3.

Прыжок по Абалакову (см)

40,5 ± 0,95

44,6± 1,4

1,43

<0,05

4.

Прыжок в длину с места (см)

167± 4,6

161± 4,5

0,15

>0,05

5.

«Ёлочка» (с)

32 ± 0,8

31± 0,8

0,55

>0,05

6.

Бросок с набивного мяча (м)

3,00± 0,07

3,00± 0,21

0,01

>0,05

7.

Гибкость (см)

16 ± 0,06

16,4± 0,7

0,5

>0,05

8.

Тест Моторина (град)

356± 12,5

351 ±4,1

0,02

>0,05

Техническая подготовленность

9.

Передача сверху над собой (количество)

11± 1,25

14 ±1,2

1

<0,05

10.

Передача снизу над собой (количество)

10 ±0,66

10 ±1,08

0,01

>0,05

11.

Подача (количество)

4,4 ±0,44

6 ±0,7

2,4

<0,5

Показатели становой силы, занимающиеся из экспериментальной и контрольной групп оказались в основном выше среднего (86%).

По показателю прыгучести в экспериментальной группе 10 испытуемых имели оценку «удовлетворительно», 6 испытуемых - «хорошо», 2 испытуемых оценку «отлично», челночное пробегание у всех испытуемых находилось в пределах допустимых норм.

Сравнивая исходные значения показателей у испытуемых экспериментальной и контрольной групп, отмечаем, что ни по одному из показателей физической подготовленности и физического развития не выявлено статистически - значимых различий, следовательно, требования о однородном подборе испытуемых в экспериментальной и контрольной группах выполнено.

Таблица 2 - Показатели физической и технической подготовленности испытуемых экспериментальной (Э гр.) и контрольной (К гр.) групп в начале и конце учебного года


п/п

Группы, результаты
Показатели

Исходное тестирование

Конечное тестирование

t;P

t;P

эксп.

контр

эксп.

контр

эксп.

контр

1

2

3

4

5

6

7

8

Физическая подготовленность

1.

Динамометрия кистевая (кг)

28,8± 0,7

31 ±1,34

30± 0,8

31± 0,99

1,1
>0,05

0,01
>0,05

2.

Динамометрия становая (кг)

80,4 ±2,5

87 ±4,5

81 ±2,3

87,4 ±4,3

0,17
>0,05

0,02
>0,05

3.

Прыжок по Абалакову (см)

40,5± 0,95

44,6 ±1,4

41,6 ±0,88

44,7± 1,5

0,8
>0,05

0,05
>0,05

4.

Прыжок в длину с места (см)

167 ±4,6

161 ±4,5

170± 4,6

162± 4,4

0,5
>0,05

0,08
>0,05

5.

«Ёлочка» (с)

32 ±0,8

31,5± 0,5

32± 0,63

31,5± 0.5

0,01
>0,05

00

6.

Бросок с набивного мяча (м)

3,0 ±0,07

3,00±0,21

3,15± 0,07

3,15 ±0,23

0,15
>0,05

1,6
>0,05

7.

Гибкость (см)

16 ±0,6

16,4 ±0,7

17,6± 0,6

17± 0,7

2,2
>0,05

0,6
>0,05

8.

Тест Моторина (град)

356 ±12,5

351 ±4,1

366± 10,3

353± 4,1

0,06
>0,05

0,25
>0,05

Техническая подготовленность

9.

Передача сверху над собой (количество)

11 ±1,25

14,0± 1,2

15,5 ±1,2

14 ±1,4

2,6
<0,05

0,01
>0,05

10.

Передача снизу над собой (количество)

10± 0,66

10± 1,08

14,5± 0,66

11± 0,99

5
<0,001

0,66
>0,05

11.

Подача (количество)

4,4± 0,44

6± 0,7

6,0 ±0,4

6 ±0,6

2,6
<0,05

0,01
>0,05

Если в начале исследований испытуемые экспериментальной группы ступали ребятам контрольной группы в качестве выполнения подач, то к концу эксперимента эти показатели сравнялись, а показатели передачи двумя руками снизу оказались существенно выше.

3.2. Квалифицированные уровни физической и технической подготовленности волейболистов, занимающихся в спортивных школах

Анализ полученных данных показал, что по показателям средней величины волейболисты первой группы имеют низкий уровень физической подготовленности (таблица 3).

Таблица 3 - Показатели физической и технической подготовленности волейболистов занимавшихся в ДЮСШ


п/п

Показатели подготовленности

1-я группа
М ± m

2-я группа
М ±m

Статистические параметры
t P

1.

Прыжок вверх (см)

46,6± 4,26

48,9± 4,57

1,43 >0,05

2.

Прыжок в длину (м)

21,3 ±2,8

21,4± 3,9

0,2>0,05

3.

Бег 92 м (сек)

27,4 ±3,1

24,5 ±3,7

3,0<0,05

4.

Верхняя подача (раз)

3,9± 0,23

4,1 ±0,24

0,64>0,05

5.

Нападающий удар

4,2± 0,22

4,3 ±0,11

0,41>0,05

6.

Приём мяча в падении (раз)

1,8± 0,22

2,8± 0,11

2,6<0,05

7.

Передача в круге

17,1± 1,8

17,2± 2,1

0,2>0,05

В испытаниях на техническую подготовку волейболисты младших возрастов проявили достаточно высокий уровень владения мячом, в соответствии с нормативами для данного возраста.

3.3. Обсуждение полученных результатов

У юных волейболистов, занимающихся в ДЮСШ, картина влияния уровня физической подготовленности на технику выполнения приёмов в волейболе несколько иная и отражает действительную картину взаимосвязи, что подтверждается отечественными авторами.

Таблица 4 - Корреляционные связи между технической и физической подготовленностью волейболистов 2-3-х юношеских разрядов (группа А) и 1-го юношеского разряда, занимающихся в ДЮСШ


п/п

Испытания по физической подготовке

Упражнения по технической подготовке

Группа А

1-й юношеский разряд

Передача по кругу (с)

Верхняя подача (раз)

Нападающий удар
(раз)

Приём мяча
(раз)

Передача по кругу (с)

Верхняя подача (раз)

Нападающий удар
(раз)

Приём мяча
(раз)

1.

Прыжок вверх с места (см)

0,97

0,75

0,65

0,75

0,84

0,85

0,87

0.85

2.

Прыжок в длину с места (см)

0,91

0,77

0,78

0,75

0,77

0,77

0,85

0,73

3.

Бег 92 м
(с)

0,66

0,22

0,17

0,38

0,81

0,81

0,84

0,83

В приведённой таблице все коэффициенты корреляции признаны существенными (>0,50).

Заключение

Таким образом, по результатам выполнения тестов по технической подготовленности оказалось, что испытуемые находятся примерно на одном уровне. Исключение составили показатели эффективности защитных действий волейболистов. Здесь волейболисты старшего возраста показали лучший результат.

Можно предположить, что в ходе занятий спортивная техника занимающихся стабилизируется, а выявленные различия в технике волейбола у испытуемых могут быть результатом их разной физической подготовленности.

ВЫВОДЫ

  1. Дополнительные занятия в волейбольной секции, в течение 4 месяцев позволили достоверно улучшить физическую подготовленность учащихся 15-17 лет по показателю «гибкость» (Р<0,5).
  2. Тренировочные занятия в школьной секции положительно сказываются на улучшение техники.
  3. Выявлена значимая корреляционная взаимосвязь между уровнем технической подготовленностью и результатом выполнения теста Моторина (r=0,5-0,7). На результативность выполнения подач существенное влияние оказывает показатель гибкости (r=0,72). Эффективность спортивной техники юных волейболистов зависит от уровня физической подготовленности, которая наиболее выражена в старших группа.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для существенного улучшения уровня физической подготовленности учащихся занимающихся волейболом, необходимо увеличить объём, отводимый на выполнение подготовительных упражнений, направленных на развитие специальных физических качеств.

Необходимо учитывать, что в группе юношей возраста 15-17 лет физическими качествами, определяющими успешность овладения техникой волейбола, является скоростная выносливость, уровень развития координационных способностей и гибкость.

Полученные нами сведения можно использовать для сопоставления собственных данных с целью осуществления текущего контроля за учебным процессом в школьных спортивных секциях по волейболу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки./ А.В.Беляев, Л.В.Булыкина - М.: ТВТ Дивизион, 2011.- 176 с.
  2. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный)./ Ю.Д.Железняк, А.В.Чачин, Ю.П.Сыромятников. - М.: Советский спорт, 2012. -112с.
  3. Примерная программа спортивной подготовки по виду спорта «Волейбол» (Спортивные дисциплины «Волейбол» и «Пляжный волейбол»)/ Под редакцией Ю.Д.Железняка, В.В.Костюкова, А.В.Чачина. - М.: Спорт, 2016. - 224 с.
  4. Рыцарев В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов. Изд.2-е, перераб. И доп. - М.: Физкультура и Спорт, 2009. - 400 с.
  5. Сингина Н.Ф. Психолого-педагогические аспекты деятельности тренера по волейболу работающего в ДЮСШ / Н.Ф.Сингина, Е.В.Фомин. - М.: ВФВ, 2014. - Вып. №16-36 с.
  6. Сингина Н.Ф. Психологическая подготовка в волейболе (стресс и стрессовые ситуации, контроль эмоций) Методическое руководство / Н.Ф.Сингина, Е.В.Фомин. - М.: ВФВ, 2013. - Вып. №14.-24 с.
  7. Фомин Е.В. Возрастные особенности физического развития и физической подготовки юных волейболистов. - Методическое пособие/ Е.В.Фомин, Л.В.Силаева, Л.В.Булыкина, Н.Ю.Белова. М.: ВФВ, 2014. - Вып.№17 - 132 с.