Моя педагогическая философия

Разделы: Профессия — педагог


Самые простые вопросы - самые сложные на самом деле.
Где ты родился? Где твой дом? Что ты делаешь?
Думай об этом изредка, и понаблюдай за тем, как твои ответы будут изменяться.
Ты лучше всего учишь тому, чему тебе больше всего нужно научиться самому.
Ричард Бах

Школа… Всего 5 букв, но с ними оказалась связана почти вся моя жизнь. Я помню, с каким настроением я шла в школу первый раз. Какое-то странное сочетание счастья и удивления: «Почему весь мир не радуется сегодня вместе со мной? Ведь я первый раз иду в школу! Я буду частью этого большого удивительного мира, мира, в котором у меня появятся новые друзья, где я узнаю что-то новое, где я стану взрослой, где мной будут гордиться и ставить в пример». И я старалась изо всех сил. Конечно, не все и не всегда получалось, но школа была для меня второй семьей. Я знала, что если будет тяжело - помогут, трудно - поддержат, плохо - поймут.

Я не мечтала быть учителем, но так сложилось. И я благодарна судьбе, что она соединила в моей профессии желание помогать людям (а я хотела быть врачом) и любовь к математике.

Я закончила педуниверситет и пришла работать в гимназию. Меня переполняли противоречивые чувства. Я дрожала от страха, и в тоже время была уверена в себе. Я думала: я - учитель, я знаю, я умею, я могу. Я хочу подарить вам удивительный мир математики. Я буду помогать, если вам будет трудно. Я буду исправлять, указывать, что не так, если вы ошибетесь. Ведь я знаю. И очень хочу поделиться своими знаниями с вами. Я умею. И хочу поделиться своим опытом. Возьмите его. Слушайте, понимайте и не совершайте моих ошибок. Я заходила в класс и видела живые, любопытные, веселые глаза, но иногда я ловила во взглядах усмешку, непонимание, недоверие или даже протест. Почему? Ведь я знаю, я умею, и я желаю вам только самого лучшего. Ответом мне стали строки Марины Цветаевой: «Наши дети старше нас, потому что им дольше, дальше жить. Старше нас из будущего …» Они есть уже сегодня со своими страхами и надеждами, победами и поражениями. Нужно уважать их похожесть и неповторимость, их смех и их слезы, их настроение здесь, сегодня, сейчас. У них есть свой мир, нельзя навязать им свой. Можно лишь попытаться помочь сделать правильный выбор, осуществить свою мечту, справиться с постоянно возникающими проблемами, научить получать те знания, которые нужны. Можно и нужно... оказаться рядом, когда это больше всего необходимо.

У меня иногда спрашивают: тебя не утомляют дети? Ведь «…надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься». А я отвечаю: «…Ошибаетесь. Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть …»(Я. Корчак) Я хочу, чтобы отношение моих воспитанниц к пансиону, как когда-то у меня, было похоже на отношение ребенка к родителям. Чтобы их чаще переполнял восторг оттого, что их родители (учителя), самые-самые: красивые, умные, интересные… Чтобы реже казалось, что эти лучшие в целом мире люди несправедливы и строги к тебе. Чтобы порой не появлялось чувство неудовлетворенности, когда почему-то общего языка с близкими людьми не находится. Не возникал вопрос: как?! Тебя не понимают, не ценят, не любят, а только ругают, воспитывают, требуют! Я говорю им: «Это нормально, это значит, что вы растете. Вместе с вами взрослеют родители и мы, учителя, а Пансион, нас объединяющий, становится частью вашей жизни. Вы можете противиться этому, а можете наполнить эту жизнь красками. Можете сделать Пансион уютным домом, куда приятно и легко вернуться и спустя много лет».

Завтра урок. Каким он будет, я не знаю. Главное, что нам интересно вместе. И, если, выходя из кабинета, хотя бы одна из моих воспитанниц скажет: «Сегодня так классно было на уроке!» и улыбнется, значит, этот день нас чему-то научил и прожит не зря. Хочется верить, что таким будет каждый день.