Технологическая карта семинара-практикума для молодых педагогов с применением технологии АМО. Тема: «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в ОО»

Разделы: Мастер-класс


Цель:

  • систематизация знаний слушателей в области нормативной базы в образовательном процессе;
  • практическое применение полученных знаний для решения конкретных проблемных ситуаций в учебном и воспитательном процессе.

Задачи:

  • актуализировать имеющиеся знания педагогов в области нормативного обеспечения в сфере образования;
  • систематизировать знания в области нормативных документов в образовании;
  • познакомить молодых педагогов с локальными актами образовательной организации;
  • закрепить в практической деятельности использование нормативных документов для решения конкретных задач в учебном и воспитательном процессе;
  • показать применение различных образовательных техник, которые можно в дальнейшем использовать в практике.

Участники: педагоги, разделённые на группы по 5 человек.

Методы и формы работы:

Технология активных методов обучения: система методов, обеспечивающих активность обучающихся и разнообразие мыслительной и практической деятельности в процессе освоения учебного материала. Занятие становится интерактивным, коммуникативным, практико-ориентированным.

Форма работы: групповая.

Продолжительность: 45 минут.

Ход семинара

1. Стадия Вызова

Добрый день, коллеги. Приятно видеть вас снова на нашем заседании секции «Школа молодого педагога». Тема у нас сегодня очень объемная и важная для каждого участника образовательного процесса, «Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в ОО».

Поясните своими словами, о чем мы сегодня будем говорить?

Какую цель мы поставим себе на занятии?

Цель:

  • систематизация знаний слушателей в области нормативной базы в образовательном процессе;
  • практическое применение полученных знаний для решения конкретных проблемных ситуаций в учебном и воспитательном процессе.

Форма занятия - семинар, групповая работа.

2. Актуализация знаний

Уверена, что эта тема всем близка, уже по тому, что каждый из вас подписывал трудовой договор при устройстве на работу. Предлагаю вам активизировать в своей памяти все, что вы знаете о нормативной базе в образовании, и в группе заполнить максимально предложенное «облако слов» в течение 1-2 минут.

Группы по очереди презентуют свои работы.

- Давайте на основе ваших ассоциаций сформулируем определение понятия «Нормативно-правовая база»? (1 минута)

Группы

Нормативно-правовая база - это набор нормативно-правовых актов, касающихся всех участников образовательного и воспитательного процесса и регулирующие их деятельность.

Как можно прокомментировать данное определение? Какой вывод?

3. Знакомство с основными нормативными документами

Как мы видим, все, что происходит в школе, регламентируется законодательно.

Современное общество невозможно представить без системы общего образования, которое во многом является основой социализации человека, а подчас становится фактически залогом его выживания сегодня. В самом термине «общее образование» заложен глубокий смысл. Под общим образованием понимается вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. В обыденном сознании мы связываем получение общего образования со школой.

Сфера образования является одной из значимых сфер социальной жизни общества, в связи с чем отношения субъектов в сфере образования подробно регламентированы нормативными правовыми актами.

Корпус законодательных и подзаконных актов велик, кроме того, можно говорить об определенных сложившихся институтах в данной сфере.

- Естественно, существует некоторая классификация всех документов. На столах у вас лежат листочки с названиями нормативных документов. Разделите их на группы и дайте заголовок каждой группе. Здесь может быть не одна классификация.

М\н

Россия

ХМАО

Локальные

«Конвенция о правах ребенка»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"

Закон «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»

Положение об установлении типовых требований к одежде обучающихся

Презентация получившихся классификаций.

4. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Предлагаю вам применить знания на практике. Решите предложенную вам ситуацию и докажите ее выдержкой из закона (выдержки из актов можно распечатать или предложить найти их в интернете)

Примеры ситуаций:

Ситуация 1.

Разрешите ситуацию, докажите свое решение цитатой из соответствующего правового акта.

В субботу в школе планируется проведение субботника, где школьникам предстоит сложить кирпичи, оставшиеся после разборки старой теплицы на школьном дворе. Дети были предупреждены, проинструктированы. Но родители обучающегося 8 класса написали жалобу о незаконности данного мероприятия. Правы ли они?

Ситуация 2.

Разрешите ситуацию, докажите свое решение цитатой из соответствующего правового акта.

На имя директора школы поступила жалоба, что их ребенок, ученик 4 класса, на выполнение домашних заданий ежедневно тратит 1,5-2 часа. Обоснована ли их претензия? Что должен ответить им руководитель?

Ситуация 3.

Разрешите ситуацию, докажите свое решение цитатой из соответствующего правового акта.

Законно ли требование классного руководителя от обучающихся своего класса ежедневно присутствовать на занятиях в белой рубашке (блузке) и черных (томно-синих) брюках (юбке)? Какой нормативный документ это регламентирует?

Ситуация 4.

Разрешите ситуацию, докажите свое решение цитатой из соответствующего правового акта.

Относительно ученика 10 класса (16 лет) за систематические грубые нарушения дисциплины и академические задолженности по нескольких учебным дисциплинам было принято коллегиальное решение отчислить из школы. Законно ли это?

Ситуация 5.

Разрешите ситуацию, докажите свое решение цитатой из соответствующего правового акта.

Кто имеет право первоочередного приема в 1 класс в образовательную организацию?

Ситуация 6.

Разрешите ситуацию, докажите свое решение цитатой из соответствующего правового акта.

Может ли образовательная организация сама выбирать линию учебников по учебным дисциплинам для использования в образовательной деятельности?

5. Систематизация полученных знаний

Что материал сегодняшнего занятия разложился «по полочкам», предлагаю его систематизировать в виде схемы. Составьте кластер по теме занятия.

Презентация материала группами.

7. Рефлексия

- Наше занятие подошло к концу. Предлагаю ответить на несколько вопросов.

Какие компетенции из системы «мягких навыков» мы можем развить на подобном занятии (умение сотрудничать, коммуникация, поиск информации, целеполагание, умение выступать публично и другие).

- Что было полезно на занятии? Что планируете использовать в своей работе?