Сократ:
«В каждом человеке - солнце.
Только дайте ему светить».
Корень слова «одаренность» - «дар». Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».
Одарённый ребенок... Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями.
Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике.
Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего - неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач.
Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность может проявляться:
- как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду».
- как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает.
- как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности.
Учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Кого считают одаренным?
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта. У детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью. Они задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное. Обладают способность учиться, умеют анализировать, и мыслить.
- дети с высоким уровнем творческих способностей. Они обладают нешаблонным мышлением, интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности, их чаще всего называют талантливыми. Дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» ,с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства. Это юные музыканты, художники, математики, шахматисты и другие.
- дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны. Дети все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.
Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Среди основных задач воспитательно-образовательного процесса школы стоит работа с одаренными детьми, имеющих все возможности проявить себя, раскрыться, развивать свои способности в процессе обучения в условиях необязательных занятий, индивидуальной работы с педагогами. Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере. Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.
Портрет одаренного ребенка
- Проявляет любопытство ко многим вещам.
- Предлагает много идей.
- Обладает богатой фантазией, воображением.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не боится отличиться от других.
- Критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.
Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:
- индивидуальный подход на уроках;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися;
- участие в школьных и городских олимпиадах;
- психологические консультации, тренинги, тестирование;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- использование современных средств информации;
- создание детских портфолио.
К сожалению, выявить «одаренного ребенка», сложнее, чем увидеть в ребенке какие-либо способности и развить их. Это возможно приведет и к одаренности. Поэтому наша программа называется: «Программа индивидуальной работы со способными и одарёнными учащимися».
Программа индивидуальной работы со способными и одарёнными учащимися (1 класс) МБОУ «СОШ № 46», г. Братска
Пояснительная записка
Программа индивидуальной работы со способными и одарёнными учащимися предназначена для организации работы (в системном варианте) с обучающимися младшего школьного возраста, имеющих способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний, которая поможет спланировать работу по подготовке учащихся к участию в марафонах, конкурсах, олимпиадах.
Программа индивидуальной работы со способными и одарёнными учащимися направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка творческих умений: фантазирования, понимания закономерностей, решения сложных задач и раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления, интеллектуальной деятельности.
- 4 года (с 1 по 4 класс)
- 1 раз в неделю
- русский язык, математика, литературное чтение
Цель программы: Программа индивидуальной работы со способными и одарёнными учащимися поможет создать условия для развития способных и одаренных детей.
Задачи программы:
- Формирование умения учиться способности саморазвития (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание);
- Создание условий в поисковой деятельности;
- Развитие аналитического и логического мышления учащихся;
- Развитие эрудиции детей, расширение кругозора.
Формы организации обучения:
- Взаимопомощь
- Парная
- Индивидуальная
- Групповая
- Самостоятельная
Основные формы проведения занятий:
- беседы
- спорные ситуации
- практические занятия
- игры
- анализ различных ситуаций
- круглые столы
- конференции
- диспуты
- научные общества
- олимпиады, соревнования
- поисковые и научные исследования
Методы обучения
Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности способных и одаренных учащихся.
Рассмотрим методы работы с одаренными учащимися.
Проблемный метод.
Обучение в основе, которого лежит проблемный метод, носит название проблемного обучения. Проблемное обучение - это организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения.
Формы проблемного обучения:
- проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара;
- проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает, а учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения;
- частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента на лабораторных работах;
- в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед.
Вопросы преподавателя во всех случаях должны вызвать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поток.
Проблемное обучение - это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Поисковый метод.
Поисковый метод один из активных методов обучения, требующий от учащихся самостоятельного разрешения поставленной задачи. Поисковый метод обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.
Выделяются следующие типы поисковой учебной деятельности:
- исследовательская
- дискуссионная;
- и моделирующая.
Эвристический метод.
Название метода произошло от греческого «эвристика», что переводится как отыскиваю, нахожу, открываю.
«Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания».
Эвристическое обучение для одаренного ученика является непрерывным открытием нового.
Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.
Творческая самореализация ученика, как сверхзадача эвристического обучения раскрывается через три основные направления:
- создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;
- освоение учащимися базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;
- выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.
Исследовательский метод.
Исследовательский метод - это метод, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Основные составляющие метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Главная цель исследовательского метода формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Такая учебная деятельность способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.
Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:
- глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;
- свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес;
- отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые решения научных и педагогических задач;
- знакомить учащихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса;
- применять инновационные приемы и стимулировать у обучающихся поиск новых технологий, методов, которые позволят им достичь наивысшего результата.
Проектный метод.
Проектный метод представляет такой способ обучения, который можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с одаренными учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Метод проектов относится к технологиям ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Метод творческих и нестандартных заданий.
Методы решения нестандартных задач используют в качестве средств развития творческого мышления у одаренных и талантливых детей.
Чем раньше учащийся будет знакомиться с подобными заданиями, пробовать их решать, тем быстрее его мышление приобретет гибкость.
Творческие и нестандартные задания выполняют целый ряд функций:
- развивают интеллектуальный потенциал личности, творческие, мыслительные способности;
- имеют непосредственную связь с практикой, решением реальных жизненных ситуаций, проблем;
- формируют особый стиль мышления, позволяющий находить решение при любых исходных данных;
- развивают логическое мышления, аналитические способности.
Метод развития критического мышления.
Под понятием критического мышления подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Критическое мышление обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Мозговой штурм.
Метод «Мозгового штурма» создан в 1941 году Алексом Осборном.
Этот метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения.
Метод широко используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.
Применение в современном учебном процессе мозгового штурма как интерактивной образовательной технологии, позволяющей сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приемами и разработками, Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
- творческое усвоение школьниками учебного материала;
- связь теоретических знаний с практикой;
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Педагогу необходимо помнить, что проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес у учащегося.
Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Вам надо быстро(!) охладить стакан с кипятком.
Как быть?
Требуется найти 10 решений.
?
ВАРИАНТЫ:
- Добавить холодную воду, заварку или молоко.
- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
- Добавить много варенья или сахара.
- Переливать через воронку.
- Погружать холодные ложки.
- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.
Кластер как метод.
Кластер переводится с английского как кисть, пучок, гроздь, а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.
Кластер - это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры учебного материала используется для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определённая тема будет изучена более тщательно, но может применяться и в качестве средства для обобщения материала.
Основной этап работы - это чтение кластера, поиск причинно-следственных связей между ключевыми словами или блоками и проведение линий соединения. Одаренные дети при работе с кластерами выходят на творческий уровень. Одаренные дети более подробно рассматривают отдельные смысловые блоки, используют ключевые слова как новое понятие, требующее дополнительного разъяснения или подтверждения предположения, поиск полной необходимой информации. Таким образом, кластер охватывает большое количество информации учебного текста и дополнительной литературы, что особенно важно и интересно одаренным детям.
Кластер - опора для пересказа научных текстов.
Кластер - один из способов реализации учебного исследования.
Кластер - графическое оформление исследуемого материала.
Метод кейсов.
В основе кейс-технологии лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Данная технология предполагает анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Кейс-технологии основаны на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-то выделенной теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней. Кейсы предназначены для самостоятельного решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений.
При организации внеурочной деятельности можно использовать развивающие игры:
- «И все-таки у них много общего».
Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах.
Например,
- «Что общего между глазом и водопроводным краном»?
Оба слова - из четырех букв;
В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана - глаз помыть;
И то и другое может блестеть;
Из них иногда льется вода;
Когда они портятся, из них подтекает.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
- «Безумный генетик».
Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.
Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.
Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
- «Сумасшедший архитектор».
Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
Например, «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона» … пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс - салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.
Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
- «Десять плюс десять».
Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
Например, «шляпа - большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
- «И это называется…»
Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.
Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.
Упражнения для развития творческого восприятия
Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.
- Упражнение «На одну букву».
Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
- Упражнение «На несколько букв».
Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
- Упражнение «Переключение внимания».
Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять - на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
- «Что нового?»
Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».
- «Метафоры».
Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.
- «Цепочка ассоциаций».
Оттолкнувшись от какого - либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
- «Рассказ по картинкам».
Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
- «Составь комикс».
Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.
- «Музыка».
Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
- «Неоконченный рисунок».
Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т.д.). Его задача - каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой-либо образ. Повторяться нельзя.
- «Придумай название».
Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
- «Рифмоплет».
Сначала предложить ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка - галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
- «Архимед».
Предложить ребенку для решения ряд проблем, его задача - найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам различного уровня;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Планируемые результаты
Реализация программы позволит:
- совершенствовать формы работы с одаренными и способными детьми;
- сформировать систему работы с одаренными детьми;
- создать условия для развития одаренности и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать и повышать качества знаний и умений младших школьников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- получать призовые места в очных предметных городских олимпиадах и заочных различных уровней;
- развить общую эрудицию детей, расширит их кругозор;
- развить творческое и логическое мышление учащихся;
После реализации программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Результаты по формированию УУД
Личностные УУД
Сформированные УУД: Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.
Умения:
- Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
- Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
- Стремление к самосовершенствованию;
- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД.
Сформированные УУД: Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.
- Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы, линейки, баллы, проценты).
- Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку.
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.
- Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
- Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.
- Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
- Понимать значение работы над устранением ошибок.
- Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.
- Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.
- Различать способ и результат действия.
Познавательные УУД.
Сформированные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
- Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
- Грамотное построение устной и письменной речи.
- Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
- Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
- Самостоятельно создавать алгоритм действий.
- Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
- Устанавливать аналогии.
- Владеть общим рядом приемом решения задач.
- Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
- Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
- Использовать разные географические средства.
- Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД.
Сформированные УУД:
- Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе.
- Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Уметь формулировать свое мнение и позицию.
- Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.
- С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
- Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
- Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
- Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
Контроль и учет результатов
Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса - организация систематического контроля и учета результатов. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех учащихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует учащихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием одаренные дети будут принимать участие в очных и заочных олимпиадах по разным учебным предметам.
Мониторинг результативности работы с учащимися:
- Методика Орлова Ю.М. (Тест - опросник Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха) (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Источник: https://psycabi.net/testy/475-metodika-orlova-yu-m-test-oprosnik-potrebnost-v-dostizhenii-tseli-shkala-otsenki-potrebnosti-v-dostizhenii-uspekha
- диагностика интеллекта младших школьников (ПРИЛОЖЕНИЕ)
- методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста
- Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.(ПРИЛОЖЕНИЕ)
Источник: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya
2021-2022 |
||||
Название |
уровень |
Дата участия |
Кол-во учащихся |
Результат |
1.Олимпиада «Астра» |
Всероссийский |
октябрь |
21 |
- отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся.
В соответствии с учебным планом программа занятий неаудиторных часов для одаренных детей предусматривает 25 часов в 1 классе.
Предмет |
1 класс |
Математика |
9 ч |
Русский язык |
8 ч |
Литературное чтение |
8 ч |
Итого |
25 ч |
Содержание программы
Математика
1 класс (9 ч)
Отношения между понятиями. (2 ч)
Существенные и несущественные признаки предметов. Сравнение предметов. Признаки и свойства предметов.. Упорядочивание по родовым отношениям. Отношение «род-вид» между понятиями.
Решение задач. (2 ч)
Задачи на поиск закономерностей в расположении фигур или рисунков. Решение задач в стихах, по рисункам, схемам.
Математические игры. (2 ч)
Числовые горизонтали с заполненными клетками (с ошибками). Числовые горизонтали с пустыми клетками. Волшебные квадраты.
Решение задач. (2 ч)
Задачи с одинаковыми цифрами. Задачи с неизвестными одинаковыми цифрами. Задачи на развитие мелкой моторики.
Развивающие задания. (1 ч)
Дорисовывай фигуры. Рисование предметов с разных точек зрения. Классификация предметов. Решение примеров с раскрашиванием картинок. Нахождение закономерностей в составлении узора и его продолжении.
Русский язык
1 класс (8 ч)
Слово, его значение (2 ч)
Слова-предметы (разные лексические группы). Слова-признаки. Слова-действия. Слова-родственники. Значение слов. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Слова-сорняки. Вежливые слова. Как рождаются слова.
Словообразование (1 ч).
Способы словообразования. Слоговой анализ и синтез слов. Отработка навыка переноса трудных случаев.
Ударение (1 ч)
Изменение смысла слова при изменении ударения. Составление предложений. Чередование гласных в корне.
Занимательная грамматика (2 ч)
Аналогии. Принципы группировки слов. Слово в слове. Шифровальщик. Изменение буквы в слове. Нахождение слов. Нахождение общего названия. Соединение половинок слов. Замена словосочетаний, одним словом. Нахождение лишнего слова. Восстановление слов.
Решение орфографических задач (1 ч)
Безударные гласные. Парные согласные.
Выполнение заданий повышенной сложности (1 ч).
Задания повышенной сложности по русскому языку. Разбор и комментарии к заданиям повышенной сложности.
Литературное чтение
1 класс (8 ч)
Работаем с буквами (1 ч)
Анализ составных частей печатных букв. Распределение слов по общему признаку (с опорой на буквы и звуки). Нахождение из нескольких вариантов слова, соответствующее поставленной задаче. Нахождение слов, соответствующее схеме. Нахождение схемы, соответствующей слову. Восстановление отсутствующих элементов слов.
Работаем с текстами (1 ч)
Нахождение нужной информации в предложении или тексте. Составление текста в соответствии с условием задачи. Чтение текста с затруднениями. Ответы на вопросы с использованием информации из текста. Замена незнакомого слова из текста на знакомое.
Работаем со словарями (1 ч)
Знакомство с видами словарей. Умение пользоваться словарями для толкования значения незнакомых слов. Задачи, требующие обращения к словарям. Поиск и проверка необходимой информации в словарях.
Работаем с таблицами, схемами и рисунками (1 ч)
Проверка предлагаемой информации по таблице. Нахождение в таблице слов, удовлетворяющих определенным требованиям. Нахождение нужной информации по таблице, используя знания алфавита. Перевод зрительной информации (рисунки) в знаковую (буквы).
Развитие творческого мышления (1 ч)
Завершение рассказа. Сочинение рассказа по схеме. Придумывание смысловых цепочек слов. Развитие воображение через рисование. Пересказ, другими словами. Подбор нужных слов. Рассказ от имени разных персонажей. Рассказ по картинке. Придумывание рифм.
Речь (1 ч)
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство.
Культура общения (1 ч)
«Волшебные» слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Правила поведения в транспорте, в кинотеатре, в театре. Умение дискутировать, умение использовать «вежливые» слова в диалоге с учетом речевой ситуации.
Техника и интонационная выразительность речи (1 ч).
Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Инсценировка диалога. Выразительное чтение произведений с нужной интонацией, мимикой, пантомимикой.
План проведения индивидуальных занятий со способными и одарёнными обучающимися 1 класса на 2021-2023 учебный год
№ |
Тема занятия |
Содержание деятельности учащихся |
1 |
Отношения между понятиями |
Определяют признаки и свойства предметов. Отличают существенные и несущественные признаки предметов. Сравнивают предметы. |
2 |
Отношения между понятиями |
Определяют отношения «род-вид» между понятиями. Упорядочивают по родовым отношениям. |
3 |
Слово, его значение |
Выясняют как рождаются слова. Группируют слова-предметы по разным лексическим группам. Выполняют задания со словами-признаками и словами-действиями. Образуют и распознают родственные слова. |
4 |
Слово, его значение |
Знакомятся с эмоционально окрашенной лексикой. Учатся выделять эмоционально окрашенные слова из текста, употреблять их в речи с учетом эмоциональной окраски. Определяют слова-сорняки. Правильно употребляют в речи вежливые слова. |
5 |
Работаем с буквами |
Анализируют составные части печатных букв. Распределяют слова по общему признаку (с опорой на буквы и звуки). Находят из нескольких вариантов слова, соответствующие поставленной задаче. Находят слова, соответствующие схеме. Находят схемы, соответствующие слову. Восстанавливают отсутствующие элементы слов. |
6 |
Работаем с текстами |
Находят нужную информацию в предложении или тексте. Составляют текст в соответствии с условием задачи. Читают текст с затруднениями. Отвечают на вопросы с использованием информации из текста. Заменяют незнакомые слова из текста на знакомые. |
9 |
Решение задач |
Определяют закономерность. Решают задачи на поиск закономерностей в расположении фигур или рисунков. Решают задачи в стихах, по рисункам, схемам. |
10 |
Решение задач |
Решают задачи на поиск закономерностей в расположении фигур или рисунков. Решают задачи в стихах, по рисункам, схемам. |
11 |
Словообразование |
Определяют способы словообразования. Выполняют слоговой анализ и синтез слов. Отрабатывают навыка переноса трудных случаев. |
12 |
Ударение |
Определяют изменение смысла слова при изменении ударения. Составляют предложения. Выполняют упражнения на чередование гласных в корне. |
13 |
Работаем со словарями |
Знакомятся с видами словарей. Умеют пользоваться словарями для толкования значения незнакомых слов. Выполняют задания, требующие обращения к словарям. Поиск и проверка необходимой информации в словарях. |
14 |
Работаем с таблицами, схемами и рисунками |
Проверяют предлагаемую информацию по таблице. Находят в таблице слова, удовлетворяющие определенным требованиям. Находят нужную информацию по таблице, используя знания алфавита. Переводят зрительную информацию (рисунки) в знаковую (буквы). |
17 |
Математические игры |
Решают числовые горизонтали с пустыми клетками. Решают числовые горизонтали с заполненными клетками (с ошибками). |
18 |
Математические игры |
Работают с математическими дорожками. Заполняют волшебные квадраты. Играют в игру «Шифровальщик». |
19 |
Занимательная грамматика |
Выполняют упражнения по аналогии. Определяют принципы группировки слов. Находят слово в слове. Играют в игру «Шифровальщик». Изменяют буквы в слове. Находят слова по заданным критериям. |
20 |
Занимательная грамматика |
Находят общие названия. Соединяют половинки слов. Заменяют словосочетания, одним словом. Находят лишние слова. Восстанавливают слова. |
21 |
Развитие творческого мышления |
Завершают рассказ. Сочиняют рассказ по схеме. Придумывают смысловые цепочки слов. Выполняют упражнения на развитие воображения через рисование. Пересказывают, другими словами. Подбирают нужные слова. Рассказывают от имени разных персонажей. Рассказывают по картинке. Придумывают рифмы. |
22 |
Речь |
Имеют общее понятие о культуре речи. Осваивают основные качества речи: правильность, точность, богатство. |
25 |
Решение задач |
Разбирают и решают задачи с одинаковыми цифрами (счет от 1 до 10). Решают задачи с неизвестными одинаковыми цифрами. |
26 |
Решение задач |
Выполняют задачи на развитие мелкой моторики (нарисовать вторую половину рисунка, фигуры по точкам, повторить рисунок по клеткам.) |
27 |
Решение орфографических задач |
Выполнение упражнений повышенной сложности с безударными гласными и парными согласными. |
28 |
Выполнение заданий повышенной сложности по русскому языку |
Выполнение заданий повышенной сложности по русскому языку. Разбор и комментарии к заданиям повышенной сложности. |
29 |
Культура общения |
Используют «Волшебные» слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умеют применять правила поведения в транспорте, в кинотеатре, в театре. Умеют дискутировать, умеют использовать «вежливые» слова в диалоге с учетом речевой ситуации. |
30 |
Техника и интонационная выразительность речи |
Умеют использовать интонацию: силу, темп, тембр, мелодику речи. Умеют различать монолог и диалог. Инсценируют диалог. Выразительно читают произведения с нужной интонацией, мимикой, пантомимикой. |
33 |
Развивающие задания по математике |
Придумывают обычные и необычные применения предметов. Дорисовывают фигуры. Рисуют предметы с разных точек зрения. Классифицируют предметы. Решают примеры с раскрашиванием картинок. Находят закономерности в составлении узора и его продолжении. |
РАБОТА С «ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
На уроках математики часто рассматриваем задачи повышенной сложности, предполагающие творческое исследование, суждение, решаем нестандартные задачи.
Дети участвуют в различных конкурсах и олимпиадах по русскому языку, математике, общим знаниям: Кенгуру, Медвежонок, Астра, Всероссийская олимпиада, литературные конкурсы.
На уроках литературного чтения дети пишут стихи, рассказы, часто инсценируем произведения, а на занятиях внеурочной деятельности делаем коллективные и индивидуальные проекты «Мой класс, я, моя школа», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т.д.
Многие дети славятся своими спортивными достижениями, и уже есть победители соревнований по плаванию, художественной гимнастике, карате, шахматы(городской конкурс - 1 место)
Дети неоднократно становились призерами городских и областных соревнований по художественной гимнастике.
Есть дети, которые показывают прекрасные результаты как в спорте, так и в творчестве.
Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении уроков литературного чтения - в КОНКУРСЕ чтецов «День матери» наши дети заняли призовые места, «Конкурс поделок по ПДД» (городской) - изо, технология.
Большинство детей приняли участие в олимпиаде «Астра". В городском конкурсе «Всезнайка» дети заняли 2 место и личное 1 место.
Дети также участвуют и в исследовательской работе. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Планируем принять участие в научно-практической конференции с проектами
«Редкие животные» (1 класс)
«Мы в ответе за тех, кого приручили» (4 класс)
Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений, содержит рекомендации по диагностике одаренных, определяет план действий по достижению поставленных целей. Результаты данных в программе исследований могут быть использованы руководителями образовательных учреждений для управления процессом выявления и поддержки одаренных и талантливых детей.
Научная новизна работы заключается в разработке эффективной системы управления работой с детьми по предметам русский язык, литературное чтение, математика, с целью раскрытия их одаренности.
Теоретическая значимость исследования - полученные результаты расширяют представления о процессе управления образовательной деятельностью детей, способствующей выявлению и поддержке их одаренности.
Артур Шопенгауэр сказал: «Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя».
Литература
- Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Дидактические материалы в двух частях: Математика 4 класс. - М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010.
- Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения.1-4 класс / сост. Языканова Е.В. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Абъятанова Л.А., Иванова Т.А. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Упражнения и задания. Волгоград: Издательство «Учитель»;2010.
- Афонькин С.Ю. «Учимся мыслить логически». - Санкт-Петербург, 2002.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. «Диагностика познавательной сферы ребенка». - Москва, 1994.
- Васильева Е.Н., Григорьева Л.М., Сушкова В.Н. «Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей». - Тюмень, 2002.
- Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей». - Москва, 1999.
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Психологический очерк. Книга для учителей. - Москва, 1991.
- Источник: https://psycabi.net/testy/475-metodika-orlova-yu-m-test-oprosnik-potrebnost-v-dostizhenii-tseli-shkala-otsenki-potrebnosti-v-dostizhenii-uspekha
- Источник: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya