Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) на уроках информатики. Обработка числовой информации в электронных таблицах

Разделы: Информатика


Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результаты образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях... Так как процессы обучения и социализации осуществляются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, культуры, города, формирование ключевых компетенций школьника идёт посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования.

Формирование компетентностей: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой.

Стимул Человеку для того, чтобы жить, надо питаться. Из пищи человек получает необходимую ему энергию. (Из 1 грамма углеводов человек получает 4,1 ккал, из одного грамма жиров - 9,3 ккал, из одного грамма белков - 4,2 ккал). Порция борща со свежей капустой содержит 3,6 г белков, 12 г жиров, и 24 г углеводов.
Порция гуляша - 24,3 г белков, 24 г жиров и 7 г углеводов.
Порция картофеля с маслом - 2,7 г белков, 7 г жиров и 39 г углеводов.
Порция компота из свежих фруктов содержит 0,4 г белков, 36 г углеводов, не содержит жиров.
Сколько энергии вы получите
- из белков, жиров и углеводов, содержащихся в каждом блюде;
- из каждого блюда;
- отдельно из белков, жиров и углеводов, входящих в обед;
- из всего обеда?

Знание

1. Задание на урок: найти в Интернете или других источниках, сколько ккал получает человек из 1 г углеводов, жиров и белков (Из 1 грамма углеводов человек получает 4,1 ккал, из одного грамма жиров - 9,3 ккал, из одного грамма белков - 4,2 ккал). Приведите примеры белков, жиров и углеводов. Для построения вычислительной таблицы используйте табличный процессор Excel. Создайте диаграммы (столбчатую и круговую), отражающую, сколько энергии получил человек от первого, второго и третьего блюд.

Понимание

2. Определите вид таблицы, опираясь на предложенный выше текст. Объясните, почему вы так решили.

Применение

3. Создайте две таблицы, иллюстрирующих задачу (в одной таблице жиры, белки и углеводы располагаются по горизонтали, в другой - по вертикали)

Анализ

4. Сравните обе таблицы. Какую из таблиц было проще составлять?

Синтез

5. Составьте алгоритм вычисления.
Если необходимо, используйте абсолютные ссылки. Создайте диаграммы (столбчатую и круговую), отражающую, сколько энергии получил человек от первого, второго и третьего блюд.

Оценка

6. Сделай вывод, какая из таблиц более наглядная? Какая диаграмма более наглядная?

Источник информации

1. Учебник по информатике 9 класс: Глава 3.Обработка числовой информации в ЭТ.

Лист Еxcel для выполнения задания


Вызов программы. Заполнение таблицы. Правильно выполненный расчёт задачи

Модель ответа (таблицы)

Борщ

Гуляш

Картофель

Компот

Ккал из 1 г

Углеводы, г

24

7

39

36

4,1

Жиры, г

12

24

7

0

9,3

Белки, г

3,6

24,3

2,7

0,4

4,2

Борщ

Гуляш

Картофель

Компот

Углеводы, ккал

98,4

28,7

159,9

147,6

Жиры, ккал

111,6

223,2

65,1

0

Белки, ккал

15,12

102,06

11,34

1,68

сумм, ккал

225,1

353,96

236,34

149,28

Сумм ккал углеводов из обеда

434,6

сумм ккал жиров из обеда

399,9

Сумм ккал белков из обеда

130,2

сумм ккал обеда

964,7

Второй вариант решения задачи:

Блюдо

Белки

Жиры

Углеводы

Ккал белка

Ккал жиров

Ккал углеводов

Ккал блюда

Борщ

3,6

12

24

15,12

111,6

98,4

225,12

Гуляш

24,3

24

7

102,06

223,2

28,7

353,96

Компот

0,4

0

36

1,68

0

147,6

149,28

Картофель с маслом

2,7

7

39

11,34

65,1

159,9

236,34

Ккал обеда

Ккал белков из обеда

Ккал жиров из обеда

Ккал углеводов из обеда

964,7

130,2

399,9

434,6

Модель ответа (диаграммы)

Критерии оценивания

1. Правильно заполнена таблица. Даны ответы на все вопросы. Для вычисления использовались абсолютные ссылки (в одной из таблиц) Составлены две диаграммы - 5 баллов.
2. Правильно заполнена таблица. Даны ответы на все вопросы. Для вычисления использовались абсолютные ссылки (в одной из таблиц) Составлены две таблицы и одна диаграмма - 5 баллов.
3. Правильно заполнена таблица. Даны ответы на все вопросы. Составлены одна таблица и две диаграммы - 4 баллов
4. Ответ дан частично - 3 балла.
5. Ответ дан не полностью и с ошибками - 2 балла.
Примечание: задание для работы в паре.