Честное купеческое (методическая разработка экскурсии в школьный музей)

Разделы: Внеклассная работа, Краеведение, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: русский фольклор, предметы быта, школьный музей, купечество, русский самовар


Введение

Данная методическая разработка адресована, прежде всего, руководителям школьных музеев образовательных организаций, обучающимся-экскурсоводам; также она может представлять интерес для всех, кому не безразлична история Отечества.

Тема учебного занятия: Честное купеческое.

Категория участников: обучающиеся 7-9 классов.

Тип занятия: занятие усвоения новых знаний.

Форма занятия: внеурочная деятельность (экскурсия).

Вид экскурсии: экспозиционный.

Цель: создать условия для приобщения обучающихся к культурно-историческому наследию русского народа и формирования функциональной грамотности.

Задачи:

Образовательная:

  • расширение познаний о предметах быта;
  • формирование финансовой грамотности обучающихся, глобальных и креативных компетенций.

Развивающие:

  • развивать потребность в самореализации обучающихся;
  • развивать память, любознательность, логическое мышление, воображение.
  • способствовать развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, артистизма.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за свой город и его жителей, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

I этап. Целеполагание

Внимание! Внимание!
В музее всё готово!
Билеты покупаются
За вежливое слово!

Ребята, чтобы пройти в музей сначала нужно купить билеты. Вместо денег - вежливое слово.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть наше занятие принесет нам всем радость общения. Сегодня на занятии вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помогут вам внимание, находчивость, смекалка.

Любой музей - это культурное учреждение, в котором действуют собственные правила этикета. Как правильно вести себя во время экскурсии, для того чтобы не показаться человеком невоспитанным и невежественным? Предлагаем вашему вниманию универсальные правила поведения в музее, соблюдать которые уместно в любом храме искусства, которые изложил С.Михалков:

Приди в музей и насладись,
В нем столько важных есть вещей!
Душой к искусству прикоснись,
Зови в музей родных, друзей!
Открой же сердце красоте,
Прекрасен каждый экспонат!
Поймут искусство только те,
Кто красоту увидеть рад!
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет,
Любую вещь, любой предмет,
Здесь сохранит народ.

- Какие правила поведения в музее можете добавить вы? Повторение правил поведения в музее: (перед походом в музей необходимо выключить звук телефона, вести себя скромно, культурно, не трогать экспонаты руками, слушать, стоять полукругом, не мешать экскурсоводу, не трогать ограждения, делать фото с разрешения).

Ребята, отгадайте загадку:

«Путешествуя по свету.
Я объехал уж весь мир.
Я привез меха, конфеты,
Ткани, шелк и кашемир.
Угадайте наконец,
Ремесло мое….» (купец)

Купцом (от слова «купля», «купить») на Руси издавна называют человека, занимающегося торговлей. Первое упоминание о купцах на Руси относится к Х веку. В Древнерусском государстве были известны «купцы» (горожане, занимающиеся торговлей) и гости (богатые приезжие купцы). Сама торговля называлась «гостьба». Преодолевая любые преграды, российские купцы на свой страх и риск прокладывали торговые пути и налаживали связи с Византией, черноморскими греческими колониями, Закавказьем, Средней Азией, Прибалтикой, Ближним Востоком, Африкой и Европой. Наиболее тесными их отношения были с Константинополем, что, по мнению многих ученых, привело к распространению христианства на Руси.

Когда-то и в нашем городе гуляла большая ярмарка. Трактиров, гостиниц и погребов с вином едва хватало, чтобы накормить, напоить и спать уложить всех приехавших на нее. Купцы в Болотном вели бойкую торговлю. Продавали привозные товары, и то, что производили здесь. Два раза в год - летом и осенью проводились ярмарки. За продукцией сельскохозяйственных товаров и товаров кустарных промыслов в Болотное приезжали купцы и предприниматели из Томска, Барнаула, Минусинска и других сибирских городов. Особой любовью пользовались глиняные и деревянные игрушки местных умельцев, в почете была кружевная резьба по дереву, ножные прялки, берестяные туеса, деревянные ступы и другая домашняя утварь.

Ну что ж давай, приятель мой,
С тобой займемся стариной.
Пойдем с тобой мы не спеша
Туда где купечества душа…

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Купеческие дома строились из камня, вокруг дома размещались службы - конюшня, сараи, баня и сад. Кладовые были целым царством домашних запасов. Сам дом состоял из двух частей - парадной и жилой. В парадной части обязательна была гостиная. В парадных комнатах хозяева старались повесить свои портреты и портреты предков, в стеклянных шкафах радовали глаз красивые и дорогие безделушки. Жилые комнаты располагались в задней части дома, они были скромнее обставлены, с более низкими потолками и выходили во двор - это еще одно проявление скромности в быту.

Давайте заглянем в один из таких домов.

Перед нами купеческая гостиная. Семья встречает главу семьи. Купец, его жена и две дочери старшая и младшая за чаем обсуждают домашние дела.

Сцена купеческой жизни

Купчиха: Здравствуй батюшка, милости просим. Уж давно тебя дожидаемся.

Купец: Да и я все в разъездах, все в делах скучаю по нашему дому.

Младшая дочка: Садитесь, батюшка, садитесь, матушка, а то самовар остывает. А мы старались, самовар- то угольками да еловыми шишками топили, чтобы чай был ароматный.

Купец: Ну что, как дом наш поживает, как хозяйство ведется?

Купчиха: Не волнуйся, батюшка. В доме все исправно, сараи полные, конюшни теплые, лошади здоровы.

Старшая дочка: Мы старались, батюшка. И капусту наквасили, и грибов насолили, и яблоки намочили, солонину заготовили, варенье наварили, и рыбы всякой: и стерляди, и корюшки, и севрюги, и икры полны кадки

Купчиха: Варили варенье, батюшка, всю неделю.

Младшая дочка: А ты батюшка, не веселый. Не случилось ли чего?

Купец: Да все о деньгах беспокоюсь, замуж вас выдавать скоро, одни расходы впереди.

Я располагаю суммой в 100 тыс. рублей. Банк дает 80% годовых. Акционерное общество выпустило 8 привилегированных акций по стоимости 25 тыс. рублей каждая с доходом на акцию 10% годовых и 10 обыкновенных акций стоимостью 20 тыс. рублей каждая. На дивиденды выделено 800 тыс. рублей. Куда мне вложить деньги:

в банк;

в привилегированные акции;

в обыкновенные акции?

Ребята, давайте поможем купцу сделать выбор. Куда выгоднее вложить деньги?

Купец: Спасибо вам за подсказку. Приглашаю вас в мою лавку. Посмотрите сколько у меня всякого товара: пряники печатные - очень ароматные, петушки на палочках и конфеты знатные, ложки расписные, лошадки вырезные.

III этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Экскурсовод: расскажите ребятам о своих товарах.

Купец:

Что душа ваша желает -
Все в лавке найдёте!
Всяк подарки выбирайте,
Без покупки не уйдете!

Здесь можно увидеть старую мебель, посуду, домотканые дерюжки, фотоаппарат, гармошку, часы и похвальные грамоты. В купеческой лавке помимо товаров того времени можно ознакомиться с денежными единицами того времени, измерительными приборами, посмотреть цены на товары, а также получить представление о торговых связях между городами.

Утюг: с древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для целей был изобретен утюг, который прошел все стадии эволюционного развития - от слегка обработанного булыжника до современного электрического агрегата с вертикальным отпариванием и регулируемой мощностью.

Первым устройством для глажения белья, был плоский тяжелый камень. На наскальных рисунках древних ацтеков процесс глажения запечатлен так: одежду расстилали на ровной поверхности, придавливали сверху камнем и оставляли на время под этим прессом. Самым близким предшественником современного утюга была жаровня с углями. Выглядела она практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и такой своеобразной «сковородой» начинали водить по одежде. «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.

Самые простые утюги - нагревательные. Перед употреблением чугунные монолиты разогревали в печи. Утюги для ткани весили по разному- от одного до 10 килограммов. Еще одна старинная разновидность утюгов - литые чугунные, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи. Появились они в XVIII веке и еще производились в нашей стране даже в 60-х гг. XX столетия: несмотря на то, что уже давно был изобретен электрический утюг. Это происходило потому что во многих домах ещё не были предусмотрены розетки.

Самовар: символ домашнего уюта и гостеприимства. Хороший самовар свидетельствовал не только о благополучии и социальном статусе хозяина дома, но и о его пристрастиях и художественном вкусе. Существовало более 600 различных форм русского самовара. Самые распространенные из них: цилиндр (банка), рюмка, репка (такой был у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне), шар, бочонок, груша, яйцо, желудь, сундучок со съемными ножками, петух, паровоз. В богатых домах были в ходу сосуды, внешне выглядящие как самовары, но предназначенные для подогрева вина с помощью раскаленной гири, опускаемой в трубу. С ростом моды на кофе появились самовары - кофеварки. Были и трехсекционные творения, в которых можно было одновременно варить щи и кашу и кипятить воду для чая. Каждая секция такой «походной кухни» имела свою отдельную крышку. Были крохотные «детские» самоварчики на один стакан, «холостяцкие» - на 2-3 стакана, трактирные великаны, вмещавшие несколько ведер; самовары-грелки в форме фляги, которыми офицеры обогревались во время военных походов, и «однорукие» (как чайник) самовары для пикников. Самые распространенные были самовары на 4,5 литра, который в среднем стоил столько же, сколько одна корова.

Названий у них тоже было немало: самокипец, самодур, самогрей, самограй, самогар. В Ярославской губернии самовар величали кипятильником, в Иркутской - паровиком, а в Сибири - кубиком. Делали их из латуни, меди и мельхиора, реже - из серебра, стали и еще реже - из чугуна. Производство было делом трудоемким и требовало высокого мастерства. Неудивительно, что самовары, особенно штучные, стоили весьма дорого. Простенькие изделия продавались на вес, причем мастера нередко хитрили, заливая для тяжести в их основание свинец.

Швейная машинка: Сейчас в каждой семье есть швейная машина, мы пользуемся ей и не задумываемся: «Кто изобрел это чудо, настолько облегчающее шитье?» Вначале, конечно, была не швейная машина, а игла, а точнее шило, которым древние женщины сшивали шкуры, потом крючок, позже была игла с ушком…

А вот прародительница современной швейной машины была изобретена голландцем (фамилия неизвестна) в 14 веке, использовалась она в мастерских по пошиву парусов, это была колесная машина, стачивающая длинные полотна. Машина была громоздкой, занимала много места. Коренное изменение в конструкции машин произошло в 1850 году, когда сразу три изобретателя Вильсон, Гиббс и Зингер запатентовали новые конструкции. Наиболее удачной машиной оказалась машина Зингера с так называемым "качающимся челноком".

Сейчас, швейная машинка - это высокотехнологичное изделие, умеющее не только шить, но и вышивать. Очень часто эти устройства управляются не швеёй, а компьютером. Но в них всё ещё можно узнать тот первый агрегат, который Исаак Меррит Зингер продал за 100 долларов - огромные деньги в далеком 1851 году.

Керосиновые лампы сегодня незаслуженно позабыты. Их часто используют в декоративных целях, хотя когда-то этот простой и экономичный источник света в мгновение ока завоевал всю Европу и Россию и мигом вытеснил свечи и масляные светильник. Конструкция керосиновой лампы проста - в металлической емкости налит керосин, в который погружают фитиль. Другой конец фитиля используют для зажигания лампы. В качестве дополнительной тяги и защиты от ветра фитиль накрывается стеклянной колбой.

Была популярна в XIX - начале XX века, но после широкого внедрения электрического освещения керосиновые лампы используются в основном там, где нет электричества, в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии, а также туристами.

Патефон: уникальная вещь, которая во время экскурсий не оставляет равнодушным никого. Согласно историческим источникам, люди веками пытались изобретать различные устройства для воспроизведения звука. Вспоминаются шарманки, музыкальные шкатулки, и табакерки. А сколько создано удивительных часов с музыкальным механизмом! Было немало и других попыток создать такое устройство, которое способно издавать звуки без помощи человеческой руки. «Патэ» от названия известной французской фирмы по производству патефонов и слова «фон», в переводе на русский означает «звук».

Звучание у патефонов было хриплое, с искажениями, не все слова можно было разобрать. Качество зависело от затупленности иглы. В России патефоны распространились невероятно быстро. Почти каждый житель страны имел дома такое устройство. В советской действительности патефон стал буквально каким-то культовым явлением. Легкий мягкий шорох и трепетное шипение при проигрывании пластинок не мешало, а наоборот - создавало особую теплую атмосферу дружеской компании. Эпоха патефона прошла, но людская память сохранила о нем только тёплые и светлые воспоминания, «навевая легкой дымкой тоску о старом забытом патефоне».

Вот хорошие товары
Не товары - сущий клад!
Разбирайте нарасхват!

Купец: Что вы хотите у мня купить? За алтын продам лошадку, за гривенник - платок с узорами, ну а за полтинник берите все товары.

Экскурсовод: Нам хозяин понравились все твои товары. Только купить мы их не можем, т.к. у нас таких денег, которые ты просишь. Сейчас старинные деньги можно только в музее найти.

Купец: Ну тогда помогите мне сделать выбор:

- Мне предлагают на выбор куриные яйца двух размеров. Длина окружности первого яйца 15 см, второго - 18 см. второе, однако, в полтора раза дороже первого. Какое яйцо выгоднее?

- Что тяжелее: мешок муки мелкого помола или такой же по объему мешок крупного помола?

- Какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево».

  • На вес золота
  • За бесценок
  • По божеской цене
  • Не подступиться
  • Задаром
  • Цена кусается
  • Не по карману
  • По сходной цене
  • Влетит в копеечку
  • За гроши

IV этап. Творческая мастерская

Экскурсовод: Ребята, давайте придумаем купеческой лавке красивое название и поможем с рекламой товаров. Это будет нашим небольшим подарком. Я надеюсь, что вы проявите творчество и фантазию, будете трудиться дружно, помогая друг другу, и тогда ваша работа получится интересной и яркой. (Обучающиеся делятся на группы по 3-4 человека и создают рекламу товара. Через 15 минут команды представляют созданную рекламу).

V этап. Рефлексия «А напоследок я скажу»

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо - улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше - поаплодировали себе.

Вам нужно высказать свое мнение о знакомстве с новым материалом используя слова:

  • «Мне было интересно на экскурсии, потому что...»
  • «Я с удовольствием пойду на экскурсию ещё раз, если...»
  • «Я не хочу идти на экскурсию ещё раз, если...»

Молодцы, ребята, вы отлично всё сделали. Вы большие молодцы! (На этом экскурсия заканчивается. Слушатели самостоятельно рассматривают экспонаты, пишут отзыв об экскурсии в специальную книгу).

Список информационных источников

  1. Кривоногова, Н.Н. Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной школе / Н.Н.Кривоногова, Р.В.Никитина.
  2. Сборник занимательного материала по предмету "Основы финансовой грамотности" https://infourok.ru/sbornik-zanimatelnogo-materiala-po-predmetu-osnovy-finansovoj-gramotnosti-4361423.html
  3. https://www.livemaster.ru/topic/244147-istoriya-utyuga
  4. http://uvatmuseum.kultura-to.ru/index.php/vystavka-odnogo-predmeta/560-iz-istorii-sozdaniya-patefona
  5. https://www.livemaster.ru/topic/2601483-teplyj-svet-kerosinovoj-lampy-istoriya-sozdaniya
  6. https://ct14402.minobr63.ru/wp-content/uploads/ Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы Методическое пособие для педагогов