Комплекс ГТО (дистанция 30 метров) на уроке физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 2

Ключевые слова: комплекс ГТО


Класс: 2.

Цель урока: развитие скоростно-силовых способностей средствами бега на короткие дистанции.

Задачи урока:

  • совершенствование техники с высокого старта;
  • правильное прохождение дистанции 30 метров.

План урока:

  1. Оргмомент
  2. Разминка
  3. Специальные беговые упражнения
  4. Знакомство с подвидом легкой атлетики бег на 30 метров и условиями его освоения.
  5. Наглядный пример выполнения упражнения 30 метров учителем и выполнение его обучающимися 2 «В» класса в парах.
  6. Успокаивающие игры.
  7. Подведение итогов урока.

1. Оргмомент

Учитель командует: «Класс, в одну шеренгу лицом ко мне становись». Чтобы привлечь внимание обучающихся и организовать их, делаем это в виде игры. То есть, считаем от 1 до 10, если обучающиеся не уложились в установленное время, учитель командует «Класс, разойдись». Обучающиеся разбегаются в хаотичном порядке по спортивному залу на 5-10 секунд, после чего учитель командует: «Класс, в одну шеренгу лицом ко мне становись» и так до тех пор, пока класс не уложится в определенное учителем время. Все ребята построились, дальше звучит команда «заправиться», обучающиеся приводят себя в порядок: поправляют спортивную форму, прическу, и т.д.

Далее еще раз учитель напоминает ученикам, как происходит равнение в шеренге (по носкам стоп), какая дистанция должна быть в шеренге (кулак между плечами), после объяснений звучат стандартные команды: «равняйсь, смирно», происходит приветствие, озвучивается тема, цель, задачи и план урока.

2. Разминка

«Класс направо, в обход по залу шагом марш, дистанцию набрали». Все начинают разминку в движении.

Так как тема урока: «Короткая дистанция 30 метров», поэтому вся разминка будет направлена на ноги и руки. Для начала простые упражнения: ходьба на носках с высокоподнятыми руками, ходьба на пятках руки в замок на затылок, ходьба на внешней стороне стопы с руками в замке на затылке, ходьба на внутренней стороне стопы руки на поясе. Затем несколько упражнений на растяжку: на каждый счет поднимаем ногу до пояса, хлопок под ногой. Следующие упражнение: на каждый счет наклон двумя руками к стопе, при этом колени должны быть выпрямлены в ногах.

3. Специальные беговые упражнения

Класс строится в одну шеренгу лицом к учителю с дистанцией на расстоянии вытянутых рук между обучающимися, обозначается зона выполнения упражнений. Например, от красной линии № 1 (исходная) и до красной линии № 2 выполняем упражнение, обратно возвращаемся шагом на исходную. Начинаются специальные беговые упражнения. При этом важно объяснять, показывать и расставлять акценты в каждом упражнении.

  • приставные шаги левым боком;
  • приставные шаги правым боком;
  • прыжки на левой ноге;
  • прыжки на правой ноге;
  • бег с высокоподнятой перед собой голенью;
  • бег с высокоподнятым перед собой коленом (например, расставляем акценты в данном упражнении: колени выносятся до пояса, руки согнуты в локтях и работают вдоль туловища, движения руками и ногами частые).
  • бег с за хлёстом голени назад;
  • бег прыжками или «олений бег»;
  • бег с выпрыгиванием вверх на правую и левую ногу;
  • ходьба до середины в полуприседе, после середины в полном приседе;
  • маленькие прыжки из полного приседа до середины, после максимально большие прыжки из полного приседа;
  • - челночный бег в две стороны с высокого старта.

4. Знакомство с подвидом легкой атлетики бег на 30 метров и условиями его освоения

Учитель рассказывает ученикам, что в мире спорта существует такой вид, как легкая атлетика. Легкая атлетика включает в себя следующие дисциплины: бег, ходьба, прыжки и метание. В нашем случае 30 метров относится к дисциплине бег и является короткой (спринтерской) дистанцией.

Далее дистанция разбирается на фазы:

- Первая фаза - старт. Объясняется, что такое линия старта и как она выглядит, что наступать на нее и заступать за линию запрещено, нужно становиться максимально близко к ней. Объясняется, как осуществляется высокий старт: для правшей левую ногу вперед, правую руку назад, правую руку вперед, левую руку назад, корпус тела слегка наклонен вперёд (для левшей все наоборот). После на примере двух обучающихся демонстрируется, как осуществляется старт. Пример: учитель говорит «Иван, Ермак, на старт», обучающиеся идут на старт, делают изготовку с высокого старта, учитель проверяет, если что-то неправильно поправляет их, затем говорит ученикам, что забег начинается после слов: «Внимание. Марш!!!».

- Вторая фаза - стартовый разбег. Здесь объясняется, что после команды «Марш» ученик резко бросается вперед, и первые 5-6 шагов должны быть мощными и динамичными, так как от этих шагов зависит дальнейшая скорость по дистанции. Через 5-6 шагов принимается вертикальное положение тела.

- Третья фаза - бег по дистанции. Здесь говорится о том, что длина шага должна увеличиться, бег должен осуществляться на носках стоп, руки согнуты в локтях и во время бега двигаться вдоль туловища, что от чистоты движения рук зависит частота движения ног. Необходимо сохранить и преумножить скорость от старта до финиша. Еще один момент, тут же объясняется и делается акцент на том, что каждый ученик бежит по своей дорожке, и ни в коем случае не выбегает на чужую дорожку, в противном случае по правилам легкой атлетики произойдет дисквалификация или вдруг кто-то из учеников может получить травму.

- Четвертая фаза - финиш. Здесь необходимо объяснить ученикам следующее: финиш необходимо пересекать на максимальной скорости, затем плавно снижать скорость.

5. Наглядный пример выполнения упражнения 30 метров учителем и выполнение его обучающимися 2«В» класса в парах

Учитель на своем примере 1-2 раза показывает, как бегать короткую дистанцию 30 метров. Еще раз коротко делает акценты на отдельных элементах данного упражнения и начинает попарно вызвать учеников. После каждого забега пары учеников учитель указывает на ошибки и рекомендует, как их исправить.

Далее, когда дети отработали «упражнение» и стали утомляться, можно сменить вид деятельности.

6. Успокаивающие игры

Игра «Море волнуется раз»

Выбирается ведущий. Он отворачивается от остальных и произносит считалочку (пока он говорит, все игроки хаотично двигаются): «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Игроки замирают, изображая "морские" фигуры. Ведущий подходит к любому игроку, дотрагивается до него рукой - игрок изображает, кого именно он показывает. Задача ведущего - отгадать, что это за фигура. Если игрок изображает не похоже, он становится водящим на следующий этап. Конечно, иногда ведущий и сам специально "засуживает" какого-то игрока, но тогда можно решить спорный вопрос коллективно. Можно усложнить правила: если какой-нибудь игрок шевелится или смеётся во время "выступления" другого, то он становился водящим. Загадываются также: звериная фигура, птичья фигура, клоун-фигура, рабочая фигура, безумная фигура и так далее, на что фантазии хватит.

Игра «Цапля и лягушка»

Ведущий - учитель ФК. Учитель показывает ученикам, как делать фигуры цаплю и (стоя на одной ноге вторая нога согнута в колене, ладони рук сведены вместе) лягушку (упор присев, ладони рук на полу). Задача учеников показать фигуру, которую озвучил учитель. Сначала учитель медленно произносит «лягушка», «цапля», после чего постепенно увеличивает темп, и 3 этап игры, это когда учитель в произвольной форме начинает путать учеников, например, говорит «цапля», а показывает лягушку, или три раза говорит «лягушка», а показывает разные фигуры.

7. Подведение итогов урока

Учитель строит детей как в начале урока. Вновь озвучивает тему и задачи урока. Говорит об ошибках и акцентах дистанции 30 метров. После этого звучат слова: «Равняйся, смирно, до свидания, ребята».

Все материалы предоставлены, исходя из собственного опыта учителя ФК.