Технология портфолио по математике (методические рекомендации)

Разделы: Математика

Ключевые слова: Технология Портфолио


Введение

«Контроль знаний учащихся является важной частью процесса обучения. По определению контроль-это процесс соотношения достигнутых результатов обучения с запланированными целями обучения. Нередко учителя подходят к организации контроля, используя его в основном ради показателей достигнутого. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю не только оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, но и вовремя оказать необходимую помощь учащимся и добиваться поставленных целей обучения, а так же видеть и оценивать собственные удачи и пробелы в работе. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активации их самостоятельной работы как на уроках математики, так и при выполнении домашней работы.» (2)

В условиях ФГОС оценивание направлено «на получение информации, позволяющей:

  • учащимся - обретать уверенность в своих познавательных возможностях и возможности успешного включения в систему непрерывного образования
  • родителям - отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка
  • учителям - оценивать успешность собственной педагогической деятельности, выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе

В соответствии с Концепцией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) система оценивания строится на основе следующих общих принципов:

  • Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие образовательным (учебным) целям.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учат.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.» (2)

В нашей школе мы попробовали ввести накопительную систему оценки образовательных достижений- портфолио по математике в 9, 10 и 11 классах.

Описание технологии «Портфолио ученика»

Проблема формирования умений самонаблюдения - проблема рефлексии - давно выдвигалась отечественными и зарубежными психологами как чрезвычайно важная для полного и гармоничного развития личности.

Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, равно как и заниженная, часто приводит к драматическим последствиям в жизни человека. При завышенной самооценке человек может принести неприятности не только себе, но и окружающим. Если такому человеку жизнь все-таки определяет его подлинное место, как правило, возникают психологические сложности, связанные с завышенным самомнением субъекта. Но неумение оценить свои способности по достоинству, занижение своих возможностей также ведут не только к неспособности обустроить свою жизнь, но и к определенной психологической закомплексованности.

Поэтому умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования необходимо учить также, как мы стремимся вооружить детей знаниями, умениями, навыками, научить самостоятельно мыслить.

Технология «Портфолио ученика» способствует формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению.

«Портфолио ученика» - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это - комплект документов, самостоятельных работ ученика.

Принципы такой технологии можно сформулировать следующим образом.

1. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами познавательной деятельности, отражающей:

  • особенности той или иной предметной области знания в соответствии с программой обучения (на разных уровнях обучения);
  • умения ученика принимать самостоятельные решения в процессе познания, прогнозировать последствия этих решений;
  • особенности коммуникативной способности ученика.

2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Если ученик принимает решение проследить свои успехи в области математики, он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности, отбирает наиболее интересные, с его точки зрения, работы в свое портфолио, анализирует, вносит необходимые коррективы, составляет собственный краткий отчет самооценки.

3. Структуризация материалов портфолио, логичность и лаконичность всех письменных пояснений.

4. Целостность, тематическая завершенность представленных в портфолио материалов.

5. Аккуратность и эстетичность оформления портфолио.

Цель создания портфолио учащегося по математике.

Такое портфолио призвано отражать работу ученика в области подготовки к экзамену по математике. Оно должно показывать успехи ученика в области математики, его отношение к математике, понимание этого предмета, а также его способности к дальнейшему продвижению в области математики и осознанию возможных способов продвижения.

При подготовке «Портфолио» все внимание сосредоточено на следующих позициях:

  • самостоятельность мышления ученика;
  • определение временного периода создания портфолио;
  • взаимосвязь и взаимообусловленность математических знаний;
  • отражение собственной позиции ученика относительно представленных работ (самооценка);

Задачи

  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьников.
  • Выявлять существующий уровень сформированности умений и совершенствовать их путем внесения коррекции в учебный процесс.
  • Формировать умения учиться ставить цели, планировать, организовывать, контролировать собственную учебную деятельность, делать отчет об индивидуальных образовательных достижениях.
  • Содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся.
  • Стимулировать и поддерживать учебную мотивацию учащихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.

После написания и проверки диагностической работы мы вместе с учащимися заполняем сводную ведомость класса:

Вместе подводим итоги. Смотрим, какое количество учащихся выполнили то, или иное задание. Выясняем темы, по которым наибольшее и наименьшее количество решивших верно. На столах учащихся лежат задания работы и их ответы.

Затем учащимся выдаются индивидуальные ведомости.

Они заполняют их самостоятельно и выделяют те темы, которые вызвали у них затруднения.

После этого работают со шкалой самооценки, считают коэффициент своей успешности (100% - правильно выполненные 20 заданий)

После этого мы переходим к самому важному этапу - рефлексии.

Инструментом активации мыслительной деятельности учащихся является рефлексия, т.е. контрольно-оценочное, критическое рассмотрение человеком особенностей своих мыслительных действий, направленных на поиск решения задач.

Необходимо учить обучающихся реализации рефлексивного алгоритма.

На обратной стороне листа учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Было ли мне комфортно работать? Что мешало?
  2. Как чувствовал себя? С каким настроением работал? Доволен ли собой?
  3. Какие возникли затруднения?
  4. Почему не решил задание №3?
  5. Что надо сделать, чтобы добиться успеха?
  6. Какая помощь мне нужна?

На последних листах портфолио учащиеся строят график (или диаграмму) выполненных заданий по каждой работе

А так же могут построить график самооценки:

В итоге проводимая работа позволяет учащимся обретать уверенность в своих возможностях, развивает у них навыки самоанализа, учит их ставить перед собой образовательные цели и обозначать пути их достижения. Позволяет учителю отслеживать индивидуальный прогресс учащихся, их личностные и предметные результаты.

С помощью нашего портфолио родители могут отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка.

Список литературы и информационные ресурсы

1. Лукичева Е.Ю. «ФГОС: обновление содержания и технологий обучения (математика)».

2. Лукичева Е.Ю., Жигулев Л.А. «Оценка образовательных достижений учащихся по математике».

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений изд. центр ВЛАДОС, 2001.

4. http://psylist.net/praktikum/ocenka.htm.

5. http://psylist.net/praktikum/00351.htm.

6. nsportal.ru/shkola.

7. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков».