Женское воспитание и образование в России всегда имело очень важное значение, не утратило оно свою актуальность и сегодня. Обучение на современном этапе характеризуется увеличением учебной нагрузки, расширением и усложнением учебных программ, происходит интенсификация учебного процесса, что приводит к снижению двигательной активности обучающихся, а в дальнейшем к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, нервной системы, хроническим заболеваниям органов пищеварения. Ухудшение здоровья девушек влечёт за собой в будущем существенное снижение интеллектуального, трудового, а главное репродуктивного потенциала нашей страны. Учитель может сделать для здоровья гимназистки даже больше, чем врач. От него не требуется выполнять функции медицинского работника, просто педагоги нашей гимназии работают так, что обучение не вредит воспитанницам.
Именно поэтому, первоочередными задачами современного воспитания Шебекинской гимназии-интерната для девочек являются: содействие здоровому образу жизни воспитанниц, формирование культуры здоровья, потребности у гимназисток в регулярных занятиях физической культурой и спортом и создание благоприятных условий для проведения этих занятий.
Поэтому фундамент благополучия гимназисток, который закладывает школа, должен основываться на охране здоровья учениц, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий, которые используются педагогикой здоровья. Поэтому в данном контексте необходимо говорить и о здоровьеформирующих образовательных технологиях, понимая под этим психолого-педагогические технологии, программы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, формирование представлений о здоровье как ценности, а также мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику нашей гимназии идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
- Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону, осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
- Изменение отношения учителя к гимназисткам. Педагог должен полностью принимать воситанниц такими, какие они есть.
- Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Также в гимназии в системе дополнительного образования реализуется курс «Корригирующая гимнастика». Введение, которого необходимо, так как статистические данные последних лет свидетельствуют, что среди выпускников школ нет практически ни одного абсолютно здорового учащегося. Школьники, которые перенесли какие-либо заболевания, длительное время находятся в условиях дефицита двигательной активности, что дополнительно усугубляет их здоровье.
Программа предполагает реализацию индивидуального подхода к каждой занимающейся воспитаннице. Нагрузки дифференцируются в зависимости от возраста и физической подготовленности при любых занятиях физическими упражнениями. Помимо этого, на количественные и качественные особенности физических нагрузок влияют перенесённые заболевания, характеризующие своеобразные изменения в организме. Эти особенности определяют потребности каждой воспитанницы в конкретных средствах и методах физического воспитания.
Корригирующей гимнастикой занимаются все учащиеся. Воспитанницы, которые отнесены к специальной медицинской группе и воспитанницы, освобождённые по причине перенесённой болезни, могут посещать занятия, при условии уменьшения нагрузки.
В системе дополнительного образования гимназии также работают спортивные секции: черлидинг, волейбол, дзюдо, спортивное ориентирование
Отличительной особенностью данных мероприятий является то, что они проводятся в соответствии с планом работы министерства спорта гимназического самоуправления, функциями которого являются:
- организация и проведение спортивных соревнований и праздников в гимназии и в классе-городе;
- проведение работы по профилактике вредных привычек;
- пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Таким образом, инновационные формы физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в женской гимназии-интернате, приводят к снижению заболеваемости воспитанниц, повышают интерес к занятиям физкультурой и спортом, являются более привлекательными и актуальными для девочек.
Литература
- Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. - М.: Просвещение, 2007.
- Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. М.: Просвещение, 2011. - 80 с.
- Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры: Программно-методический комплекс/ Потапова Н.А., Кротова Л.М., Гатиатулин М.А. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец. «Фитнесс-данс». Учебное пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 384 с.
- Ж.Воспитание школьников, №6, 2004 г. Максимова И., Федорова М. «Чего хотят школьники от детских организаций», с.57-62.
- Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе, №1, 2006 г. Татаринова Т.В. «Организация ученического самоуправления». С.52-57.