Сегодня важна ориентация учителя на инновационную деятельность. Технология вариативного обучения играет роль продуктивной деятельности, предполагающую творческий подход, решение нестандартных профессиональных задач, высокий уровень развития профессиональных компетенций.
Актуальность данной темы - в том, что вариативное обучение является средством достижения практической направленности обучения. Рост мотивации проявляется в стремлении создавать, осваивать и использовать элементы технологии вариативного обучения.
Цель работы: показать роль технологии вариативного обучения, разницу между заданиями на одном уроке при индивидуальном стиле педагогической деятельности педагога.
В своей практике на уроках математики мы часто используем такие способы создания, как:
- интерес учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов;
- побуждение к анализу, синтезу, обобщению, систематизации и другим мыслительным операциям;
- использование жизненных ситуаций;
- выдвижение гипотез, аксиом; знакомство с фактами и т. д.
Этапы вариативного обучения:
- Вопрос (проблема) или поиск или постановка задачи);
- Поиск противоречия;
- Выявления знаний или незнания;
- Гипотеза как предполагаемое решение;
- Решение как проверка гипотезы;
- Рефлексия.
Технология вариативного обучения также не отрицает включение проблемных ситуаций на занятии: объяснение нового материала, решение задач, ситуация, кейсы, закрепление, контроль, домашнее задание.
Ситуация, как мы понимаем, это фрагмент действий педагога и учащегося в определенных условиях. Она активизирует учебную деятельность, повышает познавательную активность ученика, интерес к обучению. Определим следующие типы ситуаций:
1 - построенные на незнании или недостаточности знаний для объяснения нового факта;
2 - использование знаний, которые были получены ранее в новых условиях;
3 - противоречия между возможным теоретическим путем решения задачи и практическим незнанием избранного способа;
4 - противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием знаний для его теоретического обоснования. [1]
При разрешении заданий у учащихся возникают затруднения. Для помощи учитель может предлагать методические карточки, разные виды заданий поэтапно:
I этап - актуализация знаний. Сюда включаются задания, полностью базирующиеся на ранее усвоенном материале, формирующие новые понятия, обобщенные выводы и суждения.
II этап - формирование новых понятий и способов действий, поиск источников и способов разрешения проблемы, происходит ее разрешение.
III этап - формирование умений и навыков, т.е. этап применения знаний (обобщения знаний, обобщения способов взаимодействия с любыми объектами). Получаем результат и проводим анализ правильности решения задачи. Рефлексия.
На наш взгляд, в данной технологии нужен системный подход. Создавать следует не отдельную ситуацию, а применять системы педагогических ситуаций.
Главные правила технологии вариативного обучения для педагога:
- не провоцируйте проявление негативных качеств личности, отношений, не навредите ученику;
- создавайте стимулирующие позитивные отношения с ориентацией на ученика;
- не контролируйте каждый шаг, мысли ученика и оставляйте "свободные зоны", предоставляя ученику самому решать, оставляя за ним право на самостоятельность.
Рассмотрим фрагмент урока.
Тема «Длина отрезка» (фрагмент урока математики 5 класс)
Основные понятия: измерение, цена деления.
Измерение - у ученика есть образец, с которым он производит сравнение.
Схему измерения составляет сам ученик: образец - измеряемый объект - процедура использования образца. Цена деления - размерность наименьшей части образца. Оценки за урок учащиеся выбирают самостоятельно. При выполнении задания ученики выбирают свою оценки следующая:
Задания
- №1-4 оценка «3»,
- № 1, 4-6 - «4»,
- № 1, 4-7 - «5»,
- задания 8 или 9 на дополнительную оценку.
1. Учитель может продемонстрировать с последующим воспроизведением учениками - длину учебника можно измерить линейкой. Затем ученики производят это действие с материальными предметами, которыми они пользуются каждый день (тетрадь, пенал, карандаш).
2. Вопросы, на которые должны дать ответ ученики «Сколько тел необходимо для измерения в этом и других аналогичных случаях?», «есть другой способ измерить длину предмета?»
3. Задание для учащихся: «Опишите процедуру своего измерения линейкой», «Какими способами можно узнать длину стола?», «Можно ли провести измерение одному?»
4. Разбиваем измерители на части и получаем: наименьшая часть шкалы измерительного прибора - цена деления. Напишите ответ.
5. Учащимся предлагают задания по карточкам, по измерению длин различных тел. Одному ученику - одно задание.
6. Необходимо ответить на вопросы, после выполнения своего задания: «Опишите подробно процедуру измерения», «Что общего во всех процессах измерения?» При ответах выделяется, что для измерения необходимы два тела и что измерение - это сравнение одного тела с другим.
7. Задание для выделения однородных признаков при проведении измерений: «Измерьте линейкой количеств горошин на столе».
Результат выполнения задания - задание невыполнимо, т.к. выделены неоднородные проявления предметов (длина и количество горошин). Измерение размеров можно проводить с телами, у которых однородные проявления. Размеры тел могут проявляться в форме линии, плоскости, объёма. В данном задании учащиеся учатся измерять форму прямых линий.
8. Учащиеся могут получить по желанию задание по освоению методов измерения в новых ситуациях. «Измерьте линейкой длину поверхности стакана».
Конструируем обучение исследованию в процессе измерения и определения цены деления измерительного прибора. Конструирование происходит методом наполнения схемы эмпирического исследования физическим содержанием и сохранением схемы обучения: опыт деятельности - выделение из опыта деятельности ОД. [2,с.68] Имеется результат исследования: измерения проводились всегда по прямым линиям; в предлагаемом задании такого нет. Проектируем возможные варианты выполнения задания: задание невыполнимо. Неоднородность наблюдается в том, что линейка предназначена для измерения прямых линий, а форма измеряемого тела кривая. Варианты выполнения задания: изменить форму тела (круга); «снять» форму круга и превратить её в прямую линию. Более простым представляется второй способ решения.
9. Творческое задание: «Предложите свою конструкцию измерительного прибора для измерения длин в 5 м".
Могут возникнуть разные вопросы и ответы:
- «Взять пятиметровую линейку. Это практически неудобно».
- «Как сделать так, чтобы измерительный прибор (линейка) имел длину 5 м, но до процесса измерения имел длину 40 см?».
- «Нужно сделать линейку гибкой». Учащиеся, как правило, могут предложить разные варианты рулеток, складных метров, измерительных верёвок.
- «Можно ли столом измерять линейку?»
- «Для измерения нужно фиксировать тела: которое измеряем и которым измеряем. Данное деление относительно и зависит от цели измерения». [3]
Один из вариантов создания мотивационной ситуации при выполнении задания- это ситуация выбора формы обучения. Работа выполняется: коллективно - индивидуально; с учителем - без учителя; по инструкции - без инструкции. Чем больше вариантов выбора формы выполнения работы, тем больше вероятность возникновения мотива для технологии вариативного обучения.
Вывод: Наличие индивидуального стиля педагогической деятельности педагога, формирование его индивидуальной педагогической системы деятельности происходит как поисковая деятельность. В ней также реализуются способности и возможности учеников. Данная технология является одним из средств достижения цели на уроке. Рост мотивации проявляется в стремлении создавать, осваивать и использовать в педагогической деятельности в условиях технологии вариативного обучения.
Литература
- Подласый, И.П. Педагогика [Электронный ресурс]: в 3 кн. / И.П.Подласый. - Электрон. текстовые дан. - 2008.Кн. 2 : Теория и технологии обучения. - М.: ВЛАДОС, 2008.: http://www.biblioclub.ru/book/58319/
- Дубенский Ю.П. Дидактика физики: исследовательско-конструкторский подход: Учебное пособие: Омский государственный университет, 1995. - 98с.
- https://urok.1sept.ru/articles/100145