Роль технологии вариативного обучения на уроках математики

Разделы: Математика


Сегодня важна ориентация учителя на инновационную деятельность. Технология вариативного обучения играет роль продуктивной деятельности, предполагающую творческий подход, решение нестандартных профессиональных задач, высокий уровень развития профессиональных компетенций.

Актуальность данной темы - в том, что вариативное обучение является средством достижения практической направленности обучения. Рост мотивации проявляется в стремлении создавать, осваивать и использовать элементы технологии вариативного обучения.

Цель работы: показать роль технологии вариативного обучения, разницу между заданиями на одном уроке при индивидуальном стиле педагогической деятельности педагога.

В своей практике на уроках математики мы часто используем такие способы создания, как:

  • интерес учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов;
  • побуждение к анализу, синтезу, обобщению, систематизации и другим мыслительным операциям;
  • использование жизненных ситуаций;
  • выдвижение гипотез, аксиом; знакомство с фактами и т. д.

Этапы вариативного обучения:

  • Вопрос (проблема) или поиск или постановка задачи);
  • Поиск противоречия;
  • Выявления знаний или незнания;
  • Гипотеза как предполагаемое решение;
  • Решение как проверка гипотезы;
  • Рефлексия.

Технология вариативного обучения также не отрицает включение проблемных ситуаций на занятии: объяснение нового материала, решение задач, ситуация, кейсы, закрепление, контроль, домашнее задание.

Ситуация, как мы понимаем, это фрагмент действий педагога и учащегося в определенных условиях. Она активизирует учебную деятельность, повышает познавательную активность ученика, интерес к обучению. Определим следующие типы ситуаций:

1 - построенные на незнании или недостаточности знаний для объяснения нового факта;

2 - использование знаний, которые были получены ранее в новых условиях;

3 - противоречия между возможным теоретическим путем решения задачи и практическим незнанием избранного способа;

4 - противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием знаний для его теоретического обоснования. [1]

При разрешении заданий у учащихся возникают затруднения. Для помощи учитель может предлагать методические карточки, разные виды заданий поэтапно:

I этап - актуализация знаний. Сюда включаются задания, полностью базирующиеся на ранее усвоенном материале, формирующие новые понятия, обобщенные выводы и суждения.

II этап - формирование новых понятий и способов действий, поиск источников и способов разрешения проблемы, происходит ее разрешение.

III этап - формирование умений и навыков, т.е. этап применения знаний (обобщения знаний, обобщения способов взаимодействия с любыми объектами). Получаем результат и проводим анализ правильности решения задачи. Рефлексия.

На наш взгляд, в данной технологии нужен системный подход. Создавать следует не отдельную ситуацию, а применять системы педагогических ситуаций.

Главные правила технологии вариативного обучения для педагога:

  • не провоцируйте проявление негативных качеств личности, отношений, не навредите ученику;
  • создавайте стимулирующие позитивные отношения с ориентацией на ученика;
  • не контролируйте каждый шаг, мысли ученика и оставляйте "свободные зоны", предоставляя ученику самому решать, оставляя за ним право на самостоятельность.

Рассмотрим фрагмент урока.

Тема «Длина отрезка» (фрагмент урока математики 5 класс)

Основные понятия: измерение, цена деления.

Измерение - у ученика есть образец, с которым он производит сравнение.

Схему измерения составляет сам ученик: образец - измеряемый объект - процедура использования образца. Цена деления - размерность наименьшей части образца. Оценки за урок учащиеся выбирают самостоятельно. При выполнении задания ученики выбирают свою оценки следующая:

Задания

  • №1-4 оценка «3»,
  • № 1, 4-6 - «4»,
  • № 1, 4-7 - «5»,
  • задания 8 или 9 на дополнительную оценку.

1. Учитель может продемонстрировать с последующим воспроизведением учениками - длину учебника можно измерить линейкой. Затем ученики производят это действие с материальными предметами, которыми они пользуются каждый день (тетрадь, пенал, карандаш).

2. Вопросы, на которые должны дать ответ ученики «Сколько тел необходимо для измерения в этом и других аналогичных случаях?», «есть другой способ измерить длину предмета?»

3. Задание для учащихся: «Опишите процедуру своего измерения линейкой», «Какими способами можно узнать длину стола?», «Можно ли провести измерение одному?»

4. Разбиваем измерители на части и получаем: наименьшая часть шкалы измерительного прибора - цена деления. Напишите ответ.

5. Учащимся предлагают задания по карточкам, по измерению длин различных тел. Одному ученику - одно задание.

6. Необходимо ответить на вопросы, после выполнения своего задания: «Опишите подробно процедуру измерения», «Что общего во всех процессах измерения?» При ответах выделяется, что для измерения необходимы два тела и что измерение - это сравнение одного тела с другим.

7. Задание для выделения однородных признаков при проведении измерений: «Измерьте линейкой количеств горошин на столе».

Результат выполнения задания - задание невыполнимо, т.к. выделены неоднородные проявления предметов (длина и количество горошин). Измерение размеров можно проводить с телами, у которых однородные проявления. Размеры тел могут проявляться в форме линии, плоскости, объёма. В данном задании учащиеся учатся измерять форму прямых линий.

8. Учащиеся могут получить по желанию задание по освоению методов измерения в новых ситуациях. «Измерьте линейкой длину поверхности стакана».

Конструируем обучение исследованию в процессе измерения и определения цены деления измерительного прибора. Конструирование происходит методом наполнения схемы эмпирического исследования физическим содержанием и сохранением схемы обучения: опыт деятельности - выделение из опыта деятельности ОД. [2,с.68] Имеется результат исследования: измерения проводились всегда по прямым линиям; в предлагаемом задании такого нет. Проектируем возможные варианты выполнения задания: задание невыполнимо. Неоднородность наблюдается в том, что линейка предназначена для измерения прямых линий, а форма измеряемого тела кривая. Варианты выполнения задания: изменить форму тела (круга); «снять» форму круга и превратить её в прямую линию. Более простым представляется второй способ решения.

9. Творческое задание: «Предложите свою конструкцию измерительного прибора для измерения длин в 5 м".

Могут возникнуть разные вопросы и ответы:

  1. «Взять пятиметровую линейку. Это практически неудобно».
  2. «Как сделать так, чтобы измерительный прибор (линейка) имел длину 5 м, но до процесса измерения имел длину 40 см?».
  3. «Нужно сделать линейку гибкой». Учащиеся, как правило, могут предложить разные варианты рулеток, складных метров, измерительных верёвок.
  4. «Можно ли столом измерять линейку?»
  5. «Для измерения нужно фиксировать тела: которое измеряем и которым измеряем. Данное деление относительно и зависит от цели измерения». [3]

Один из вариантов создания мотивационной ситуации при выполнении задания- это ситуация выбора формы обучения. Работа выполняется: коллективно - индивидуально; с учителем - без учителя; по инструкции - без инструкции. Чем больше вариантов выбора формы выполнения работы, тем больше вероятность возникновения мотива для технологии вариативного обучения.

Вывод: Наличие индивидуального стиля педагогической деятельности педагога, формирование его индивидуальной педагогической системы деятельности происходит как поисковая деятельность. В ней также реализуются способности и возможности учеников. Данная технология является одним из средств достижения цели на уроке. Рост мотивации проявляется в стремлении создавать, осваивать и использовать в педагогической деятельности в условиях технологии вариативного обучения.

Литература

  1. Подласый, И.П. Педагогика [Электронный ресурс]: в 3 кн. / И.П.Подласый. - Электрон. текстовые дан. - 2008.Кн. 2 : Теория и технологии обучения. - М.: ВЛАДОС, 2008.: http://www.biblioclub.ru/book/58319/
  2. Дубенский Ю.П. Дидактика физики: исследовательско-конструкторский подход: Учебное пособие: Омский государственный университет, 1995. - 98с.
  3. https://urok.1sept.ru/articles/100145