Урок-тренинг "Мы разные – но всё-таки мы вместе!

Разделы: Классное руководство

Ключевые слова: толерантное отношение к личности, толерантность


Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.

Задачи:

  • Показать детям, что каждому человеку необходимо переживать свою принадлежность, стремиться быть частью какого-то объединения.
  • Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
  • Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
  • Развивать навыки рефлексии;
  • Развивать способность осознавать свои чувства;
  • Развивать коммуникативные навыки.

Формируемые УУД:

Коммуникативные:

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • слушать и понимать речь других;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Регулятивные:

  • составлять и проговаривать последовательность своих действий;
  • формирование умений контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы, сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Материалы: мультимедийное оборудование, мяч, дорожка, клубок ниток, фломастеры, шаблоны звезд.

Приложение 1

Приложение 2

Первый этап - организационный

Добрый день, ребята, и добрый день, наши дорогие гости. Когда мы желаем добрый день, то мы желаем добра и наши сердца тоже открываются для добрых, искренних дел. Возьмитесь за руки и подарите улыбку друг другу и нашим гостям.

Учитель читает стихотворение.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»
Доброе утро! - Солнцу и птицам.
Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера!

Прежде, чем начать наше занятие, давайте познакомимся, ведь я вас совершенно не знаю. Я вам предлагаю назвать своё имя и описать себя при помощи трёх прилагательных.

Учитель. На примере себя знакомится с учащимися.

Учитель. Меня зовут Фролова Таисия Николаевна, я добрая, веселая, целеустремленная.

Учащиеся называют своё имя и описывают себя.

Правила поведения во время тренинга

Правила поведения: на доске или презентация

  1. Доверительный стиль общения;
  2. Общение по принципу "Здесь и теперь";
  3. Искренность в общении;
  4. Конфиденциальность всего происходящего в группе;
  5. Активное участие в происходящем;
  6. Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
  7. Уважение говорящего.

Учитель. Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы.

Учащиеся. Да.

Учитель. Я вам предлагаю посмотреть небольшой, но интересный и поучительный мультфильм. Вы готовы? (показ мультфильма)

Второй этап. Постановка темы занятия

Учитель. Ребята вам понравился мультфильм? А как вы думаете, о чем этот мультфильм? (ребята каждый высказывает свое мнение)

Учитель. Ребята, а как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Учащиеся. Высказывают своё мнение, о теме занятия.

Вы совершенно правы этот мультфильм, о том, что все люди на земле такие разные, но все же мы существуем все вместе.

Учитель. Тема нашего сегодняшнего занятия - «Мы такие разные, но всё - таки мы вместе»

Третий этап. Упражнения

Учитель. Ребята, а вы любите смотреть на звёзды?

Учащиеся. Да

Учитель. А вы знаете какие-нибудь созвездия?

Учащиеся. Перечисляют знакомые им созвездия.

Разминка. Предложить детям игру «Звездочки и созвездия»

Учитель. Представим себе, что все мы - отдельные звездочки. Звездочки могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное, я его буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, 3), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединиться в созвездия можно по-разному: прикасаясь друг к другу руками, ладонями, плечами, головами и т.д.

После двух трёх попыток учитель называет число 5, и ребята создают созвездия. (делятся самостоятельно на группы). Создаётся проблемная ситуация, один учащийся при создании созвездий остаётся один. Учитель наблюдает за данной ситуацией, как будут действовать в этой ситуации дети. Примут ребята еще одну звезду в своё созвездие, или нет.

Учитель. Обсуждает совместно с учащимися сложившуюся проблему, делают вывод: А как нужно поступить? (в зависимости от ситуации во время упражнения)

Плавно перейти от разминки к основной теме занятия. Предложить детям придумать название своему созвездию, спросить, как живет двигается ваше созвездие? Дети могут показать рассказать группе об этом.

Учитель. Ребята, а вам легко было создать свое созвездие, ведь вы все такие разные.

Учащиеся. Высказывают свое мнение.

Учитель. А в процессе работы, вы легко договаривались, как назвать свое созвездие, как оно будет выглядеть?

Учащиеся. Дают оценку своим действиям.

Упражнение "Мостик"

Цель: Формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека.

Учитель. Ребята, я вам предлагаю еще одно упражнение. Вы готовы?

Учитель. Ребята, а вы любите ходить в гости?

Учащиеся. Да.

Учитель. Я вам предлагаю полететь друг к другу в гости.

Учитель. Ребята, вашим созвездиям необходимо переправиться с одной галактики на другую. Но к сожалению, на пути вас ждет большая черная дыра, но есть выход. Вам можно переправиться по космическому мосту, делать это вы будете одновременно с разных сторон, но не забывайте под мостом опасная черная дыра.

На полу рисуется узкая дорожка - "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "черная дыра».

Учитель. Делает хлопок и называет число 8. Создайте созвездия из восьми звёзд.

Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "галактикам".

Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, участники не должны друг с другом заранее договариваться.

Рекомендации учителю: Необходимо обратить внимание на способы взаимодействия членов группы, и каким образом достигается взаимопонимание.

Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика?

Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?

Упражнение «Нас с вами объединяет …»

Цель: сформировать поле согласия, «разогреть» группу для дальнейшей работы.

Учитель. Ребята, конечно мы все разные, но ведь есть в нас что-то, что нас может объединять.

Учащиеся. Да есть.

Учитель. Давайте посмотрим друг на другу и найдем сходства. Вы готовы?

В руках ведущего мячик, который нужно бросать любому участнику группы со словами: «Нас с вами объединяет…» (далее добавляются черты характера, детали внешности, одежды или поведения). Участник, получивший мяч, отвечает: «Я согласен», если он согласен, или «Я подумаю», если есть сомнения.

Четвертый этап - рефлексия

Упражнение на рефлексию "Клубок"

Учитель. Ребята, давайте образуем круг.

Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.

Каждый участник называет то качество, каким должен обладать человек (звездочка), для того чтобы ваше созвездие не распалось и существовало долго. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг. Последним участником, которому передают клубок, является учитель.

Учитель. Ребята, вы все такие молодцы.

А каким общим словом можно объединить все эти качества. Когда я училась в школе, мы такого слова не знали.

(Если учащиеся не смогут назвать слово, которым можно объединить все названные качества, то в этом случае учитель подсказывает несколько букв из этого слова, открывает их.

Толерантность

Подводим итог занятия.

Учитель. Дорогие ребята, а что нового вы узнали сегодня.

Учащиеся отвечают.

Учитель. Ребята, я вам предлагаю нарисуйте на своих звёздочках, какое у вас настроение сейчас.

Учащиеся рисуют своё настроение. (улыбка, разочарование, грусть и т.д.)

Учитель он говорит слова благодарности учащимся за их активность.