Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.
Задачи:
- Показать детям, что каждому человеку необходимо переживать свою принадлежность, стремиться быть частью какого-то объединения.
- Сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
- Научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
- Развивать навыки рефлексии;
- Развивать способность осознавать свои чувства;
- Развивать коммуникативные навыки.
Формируемые УУД:
Коммуникативные:
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- слушать и понимать речь других;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
Регулятивные:
- составлять и проговаривать последовательность своих действий;
- формирование умений контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы, сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Материалы: мультимедийное оборудование, мяч, дорожка, клубок ниток, фломастеры, шаблоны звезд.
Первый этап - организационный
Добрый день, ребята, и добрый день, наши дорогие гости. Когда мы желаем добрый день, то мы желаем добра и наши сердца тоже открываются для добрых, искренних дел. Возьмитесь за руки и подарите улыбку друг другу и нашим гостям.
Учитель читает стихотворение.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»
Доброе утро! - Солнцу и птицам.
Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера!
Прежде, чем начать наше занятие, давайте познакомимся, ведь я вас совершенно не знаю. Я вам предлагаю назвать своё имя и описать себя при помощи трёх прилагательных.
Учитель. На примере себя знакомится с учащимися.
Учитель. Меня зовут Фролова Таисия Николаевна, я добрая, веселая, целеустремленная.
Учащиеся называют своё имя и описывают себя.
Правила поведения во время тренинга
Правила поведения: на доске или презентация
- Доверительный стиль общения;
- Общение по принципу "Здесь и теперь";
- Искренность в общении;
- Конфиденциальность всего происходящего в группе;
- Активное участие в происходящем;
- Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
- Уважение говорящего.
Учитель. Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы.
Учащиеся. Да.
Учитель. Я вам предлагаю посмотреть небольшой, но интересный и поучительный мультфильм. Вы готовы? (показ мультфильма)
Второй этап. Постановка темы занятия
Учитель. Ребята вам понравился мультфильм? А как вы думаете, о чем этот мультфильм? (ребята каждый высказывает свое мнение)
Учитель. Ребята, а как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
Учащиеся. Высказывают своё мнение, о теме занятия.
Вы совершенно правы этот мультфильм, о том, что все люди на земле такие разные, но все же мы существуем все вместе.
Учитель. Тема нашего сегодняшнего занятия - «Мы такие разные, но всё - таки мы вместе»
Третий этап. Упражнения
Учитель. Ребята, а вы любите смотреть на звёзды?
Учащиеся. Да
Учитель. А вы знаете какие-нибудь созвездия?
Учащиеся. Перечисляют знакомые им созвездия.
Разминка. Предложить детям игру «Звездочки и созвездия»
Учитель. Представим себе, что все мы - отдельные звездочки. Звездочки могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное, я его буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, 3), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединиться в созвездия можно по-разному: прикасаясь друг к другу руками, ладонями, плечами, головами и т.д.
После двух трёх попыток учитель называет число 5, и ребята создают созвездия. (делятся самостоятельно на группы). Создаётся проблемная ситуация, один учащийся при создании созвездий остаётся один. Учитель наблюдает за данной ситуацией, как будут действовать в этой ситуации дети. Примут ребята еще одну звезду в своё созвездие, или нет.
Учитель. Обсуждает совместно с учащимися сложившуюся проблему, делают вывод: А как нужно поступить? (в зависимости от ситуации во время упражнения)
Плавно перейти от разминки к основной теме занятия. Предложить детям придумать название своему созвездию, спросить, как живет двигается ваше созвездие? Дети могут показать рассказать группе об этом.
Учитель. Ребята, а вам легко было создать свое созвездие, ведь вы все такие разные.
Учащиеся. Высказывают свое мнение.
Учитель. А в процессе работы, вы легко договаривались, как назвать свое созвездие, как оно будет выглядеть?
Учащиеся. Дают оценку своим действиям.
Упражнение "Мостик"
Цель: Формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека.
Учитель. Ребята, я вам предлагаю еще одно упражнение. Вы готовы?
Учитель. Ребята, а вы любите ходить в гости?
Учащиеся. Да.
Учитель. Я вам предлагаю полететь друг к другу в гости.
Учитель. Ребята, вашим созвездиям необходимо переправиться с одной галактики на другую. Но к сожалению, на пути вас ждет большая черная дыра, но есть выход. Вам можно переправиться по космическому мосту, делать это вы будете одновременно с разных сторон, но не забывайте под мостом опасная черная дыра.
На полу рисуется узкая дорожка - "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "черная дыра».
Учитель. Делает хлопок и называет число 8. Создайте созвездия из восьми звёзд.
Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "галактикам".
Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, участники не должны друг с другом заранее договариваться.
Рекомендации учителю: Необходимо обратить внимание на способы взаимодействия членов группы, и каким образом достигается взаимопонимание.
Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика?
Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?
Упражнение «Нас с вами объединяет …»
Цель: сформировать поле согласия, «разогреть» группу для дальнейшей работы.
Учитель. Ребята, конечно мы все разные, но ведь есть в нас что-то, что нас может объединять.
Учащиеся. Да есть.
Учитель. Давайте посмотрим друг на другу и найдем сходства. Вы готовы?
В руках ведущего мячик, который нужно бросать любому участнику группы со словами: «Нас с вами объединяет…» (далее добавляются черты характера, детали внешности, одежды или поведения). Участник, получивший мяч, отвечает: «Я согласен», если он согласен, или «Я подумаю», если есть сомнения.
Четвертый этап - рефлексия
Упражнение на рефлексию "Клубок"
Учитель. Ребята, давайте образуем круг.
Ведущий предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия.
Каждый участник называет то качество, каким должен обладать человек (звездочка), для того чтобы ваше созвездие не распалось и существовало долго. После чего клубок передается соседу, и так, пока не замкнется круг. Последним участником, которому передают клубок, является учитель.
Учитель. Ребята, вы все такие молодцы.
А каким общим словом можно объединить все эти качества. Когда я училась в школе, мы такого слова не знали.
(Если учащиеся не смогут назвать слово, которым можно объединить все названные качества, то в этом случае учитель подсказывает несколько букв из этого слова, открывает их.
Толерантность
Подводим итог занятия.
Учитель. Дорогие ребята, а что нового вы узнали сегодня.
Учащиеся отвечают.
Учитель. Ребята, я вам предлагаю нарисуйте на своих звёздочках, какое у вас настроение сейчас.
Учащиеся рисуют своё настроение. (улыбка, разочарование, грусть и т.д.)
Учитель он говорит слова благодарности учащимся за их активность.