Дискурс современной педагогической науки и практики существенно изменяется за последние годы. Появились новые универсальные компетентности (способность действовать) и «новая» грамотность. К одному из инструментов « новой грамотности» относиться читательская грамотность. Огромное количество информации, если не сказать основную информацию, мы получаем визуально, то есть мы должны уметь читать текст в самом широком смысле этого слова. Этот текст может быть написан на бумаге, а в современном обществе чаще на экране. В сложившейся ситуации существует очень важная проблема, проблема понимания текста. Л.С.Выгодский по этому поводу сказал: «понимание текста - это процесс перевода смысла этого текста в любую другую форму его закрепления». Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом. Восприятие и понимание являются «ориентированным звеном некоторой другой деятельности», потому что «мы читаем всегда для чего-то и в зависимости от этого читаем по-разному». Для нас очень важно как человек переводит в другую форму его закрепления. При передаче текста в другую форму, каждый человек вкладывает абсолютно свой смысл. Понимание это лишь отправная тоска, для какой-то другой деятельности.
Мы всегда читаем разное, и по-разному, когда мы определяем себе цель чтения, и достигаем цели с помощью каких-то разных текстов. Читая текст, в своём сознании, мы не воспроизводим этот мир текста. Для того, чтобы его произвести нужно обладать какими-либо стратегиями. Чтение текста - это решение задачи на смысл, всё, что мы вычитываем из текста для себя, что для нас важно в этом тексте, поэтому идёт огромное количество текстовых интопритаций, потому - что, каждый из нас читает тексты по-разному. Поэтому обучение чтению, в том числе и текстов на иностранном языке, должно строиться как обучение решению мыслительных задач, приводящих к пониманию текста, как обучение построению образа содержания текста. В средней школе необходимо помнить, что обучение медленному, осознанному чтению. Чтению как пониманию, чтению с остановками, возвращениями, точками предпонимания. Показывая как можно выстроить образ содержания текста в собственной голове, является обязательным промежуточным этапом на пути к обучению быстрому чтению. При этом учитель должен прекрасно понимать, что авторская позиция любого текста, и то, что учащиеся читают это не одно и тоже, это совершенно две в общем- то разные вещи. Важно при этом, не забывать, что каждый ученик в свои позиции вкладывают лично свои подтвержденные своими знаниями, интопритации. Частая ошибка при обучении чтению заключается в том, что учителя проводят процесс обучения исключительно с голоса без опоры на текст, не работая с текстом вместе с учениками, а только объясняя, как следует работать с текстом, тем самым ставим обучающихся в крайне сложную для них ситуацию.
Приёмы обучения чтению должны быть в минимальной степени репродуктивными. То есть на самом деле нельзя научить человека понимать, и самое главное осмысливать текст, если мы всё время с него требуем репродукции. Работая над тестами всегда необходимо помнить о смысловом чтении. А смысловое чтение неразрывно с пониманием. Понимание в свою очередь это уяснение связей и отношений объектов, о которых говориться в сообщении. Безусловно, без стратегий смыслового чтения результатов не добьется не педагог, ни его ученики. По своей сути - это план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном, и включают в себя процедуры анализа информации и степени её понимания, а также взаимодействия «читатель - текст». Шагам к пониманию нужно учить. Для этого нужно сделать две простые вещи, первое - понять и принять, что текст ученикам может быть непонятен. Второе, что на любом уроке должна быть обязательно включена текстовая деятельность, в том числе и чтение текста учениками. Работа с текстом в традиционной и инновационной методиках существенно отличаются. Задание: прочитай текст, не поставив цели, это задание ни для чего. В инновационной методике предполагается, что на предтекстовом этапе, перед тем как ученики погружаются в текст, они совершают множество шагов, с тем, чтобы они сами для себя определили цель своего чтения.
В процессе чтения текста, они контролируют своё понимание, фиксируют необходимую информацию, поэтому это чтение чаще всего выполняется с карандашом. И только после этого, когда эта работа проведена, когда учитель уверен, что ученики сами определили с его помощью цель их чтения. Текст учащиеся прочитали поддерживаемые, какой-либо стратегией, после этого необходимо переходить к послетекстому этапу. Главная задача любого учителя, сделать так, чтобы учащиеся захотели читать. Для этого на уроках необходимо создавать условия для формирования познавательного интереса. Наиболее интересная форма работы, это создание гипотезы и его дальнейшая проверка. С «паутинкой ассоциаций». Подключая соревновательные элементы. Учитель не должен забывать проводить кропотливую лексическую работу. В работе можно применять «Энергию вопроса», или стратегию вопрошания. Здесь нужно правильно рассечь вопросы. Тщательно просмотреть будут ли ответы в тексте на эти вопросы. Для того, чтобы ученики читали текст, учителю надо создать интриг. И стратегии предтекстового этапа, показывают, как эту интригу можно создать, опираясь на опыт учеников с одной стороны и с другой стороны вводя их спокойно в новую тему. Далее работая над тестом, следует переходить на этап текстовой деятельности. Выбор стратегии будет зависеть от того с каким типом текста мы столкнемся и в каких рамках. Рамки текста будут соотноситься с типами текстов. Помимо традиционных для нас типов рассуждение и повествование, выделяется текст информационный.
Главное при работе с такими текстами вычленить четкое и правильное понятие. Далее определить и вычленить поддерживающие детали, которые помогают эти понятия запомнить. И в заключение рассмотреть характеристики понятий. Предлагая ученикам такую работу над понятием, мы им показываем разные пути понимания этого понятия и самое главное запоминание этого понятия. Все понимают и запоминают в классе по-разному, у нас двух одинаковых учеников в классе нет. Для более сложных понятий существуют другие стратегии. Стратегии основаны на разложение сложных понятий на более простые и понятные составляющие. Чаще всего при помощи следующих глаголов: является, состоит, обладает, обеспечивает, взаимодействует.
Для сопоставления и сравнения используется Граф-схема «Кольца - Венна». Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика". Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме. Заполнение этой схемы показывает алгоритм работы с текстом и возможные пути работы с данным текстом. Сейчас очень актуальна стратегия «Мышление под прямым углом». Данный прием эффективно может быть использован для работы с разными фактами. С помощью него можно отрабатывать новые понятия, переводя их на индивидуальный язык посредством разных ассоциаций. Данный прием может давать выход на интересные дискуссии учеников с целью установления истины.
Освоение этих стратегий чётко помогает ученикам различать факты и мнения и делать правильные выводы. Очень хороша при чтении текста, которая отталкивается от факта стратегия «Пузыри». Используется при работе с текстом, который содержит не только фактическую информацию. Например: в иностранном тексте, приведён какой - то факт. Вычленяем этот факт, потом ищем информацию кто и что с этим событием связаны, далее к каким проблемам этот факт привёл, и наконец, какие к этому факту были приняты решения и какие возникли последствия.
Особенно эффективны с работай над текстом таблицы. Таблица «Знаю - Хочу узнать - Узнал» Стратегия KWL, разработанная профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 году, используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала.
Цель:
- Обучение умению определять уровень собственных знаний.
- Пробуждение интереса к получению новой информации.
- Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Алгоритм реализации приема:
- На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
- Вторая часть таблицы «Хочу узнать» - это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.
- Чтение текста.
- После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал». Очень важно дать ученикам право на непонимание. Продолжает эту стратегию, «Стратегия дневник», когда ученику предлагается поработать с текстом выписав из него, либо цитата на заданную тему, либо какие-то ключевые слова, и записать собственный комментарий и вопрос, который учащегося возник или вопрос для обсуждения.
На уроках иностранного языка уже давно успешно используется стратегия «Вопрошания». Дело в том, что есть очень важная энергия вопроса. Главное в этой стратегии инициировать учащихся на постановку собственных вопросов, а не просто заученными фразами отвечать на вопросы учителя. Научить задавать «тонкие вопросы» Кто? Что? Где? Когда? И лишь затем переходить к «Толстым вопросам» Почему? Зачем? Каким Образом? При каких обстоятельствах итд. Энергия вопроса хорошо прослеживается в стратегии «6W». W - это первая буква вопросительного слова Why?, которая переводится с английского языка не только как «почему?», но и как «зачем?», «по какой причине?». Суть этой стратегии в том, чтобы продолжить цепочку вопросов, ориентируясь на полученный ответ из текста. То есть это умение ставить к тексту в целом к деталям текста, к композиции текста, к сюжету, к структуре, с тем, чтобы каждый ученик научился вычитывать из текста учебную информацию. Не плохо себя на уроках иностранного языка зарекомендовала стратегия «Ромашка Блума».
Ученики с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой, можно задать такую ромашку учащимся на дом.
Учебный процесс - это система организации учебной деятельности, в основе которой лежат органическое единство и взаимосвязь преподавания и учения; направлен на достижение целей обучения. Организация обучения это сложный и длительный процесс, в котором участвуют учитель и ученик. При этом важно создать такие условия, чтобы не принуждать ребенка к процессу обучения, а побуждать интерес к получению знаний.
Выбирая ту или иную стратегию учитель тщательно продумывает, где и в каких случаях е их можно применить. Но при этом важно помнить, что эти стратегии не распространяются на художественные тексты.
Таким образом, с помощью учебных программ можно существенно изменить способы управления учебной деятельностью и это будет способствовать повышению качества обучения. Достаточно времени мною на уроках отводится мультимедийным презентациям. На старшей ступени обучения учащиеся сами могут создавать собственные презентации по глобальным проблемам.
ВЫВОДЫ
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что обучающие стратегии имеют огромные преимущества перед традиционными методами обучения. Они позволяют создать коммуникативные ситуации, на основе прочитанного текста, автоматизировать языковые и речевые действия; способствуют реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы учащегося.
Литература
- Загашев И. Умение задавать вопросы. // Перемена, весна 2001 (4). - 13 с.
- Е.В.Белая // Теория и практика образования в современном мире: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). - Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. - С. 17-20. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15964/
- Образовательные технологии: сб. мат. - М. : Баласс, 2012. - 160 с.
- Реализация ФГОС через внедрение комплекса технологий на уроках английского языка (на примере технологии продуктивного чтения); ИЯШ, в рубрике: Работаем по новым стандартам, автор Марина Бабаева, - 21.03.16.