Открытый урок по русскому языку по теме "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Разделы: Русский язык

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык


Класс: 2.

Форма проведения: урок.

Тип урока: комплексного применения знаний (комбинированный).

Цель урока: показать функциональное различие между именами собственными и нарицательными.

Задачи:

  • образовательные:
    • добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»,
    • осознания различия имён собственных и нарицательных,
    • умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные»,
    • закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
  • развивающие:
    • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала,
    • обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность,
    • способствовать развитию у учащихся внимания,наблюдательности, орфографической зоркости,
    • обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
  • воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.

Планируемые предметные результаты:

  • понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные»,
  • уметь различать имена существительные собственные и нарицательные,
  • уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

Планируемые метапредметные результаты:

  • личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
  • регулятивные:уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

  • уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
  • уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
  • уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
  • уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
  • выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
  • формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
  • уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

Ресурсы:

  1. компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс;
  2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В.П.Канакиной, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

Ход урока

I. Организация начала урока

А ну-ка, дети, встаньте все!
Готов к работе 2 «Г»?
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно (тихо сели девочки, тихо сели мальчики)

Попрошу вас быть внимательными, сообразительными, культурными.

Откройте, пожалуйста, тетради.

Молодцы, запишите число, классная работа.

II. Актуализация необходимых знаний

Первым делом на уроке русского языка нужно подготовить тетради для работы.

Я тетрадочку открою
И с наклоном положу
Сяду прямо не нагнусь
За работу я возьмусь

Минутка чистописания

Черепаха чай пила, чай по чашкам разлила,
Час ждала за чашкой чая, черепах других встречая.

Какой звук часто встречается в этой скороговорке? (звук ч)

Охарактеризуйте его. (согласный, мягкий, глухой)

Какой буквой обозначается на письме. (Ч, ч)

Вспомним написание строчной и прописной букв Ч

С какой буквой можно перепутать, на что обратить внимание? (с буквой У, у буквы Ч наклонная с закруглением внизу вправо)

Пропишите строчку по образцу. (Слайд 2)

Подчеркните самую красивую букву.

В каких орфограммах встречается буква ч? (чк, чн, чт, чу, ча)

Запишем эти буквосочетания.

Самостоятельно вспомните и запишите слова с одним из этих буквосочетаний. Подчеркните орфограмму.

Вы узнаете, о чем мы будем говорить на уроке, отгадав загадку: «Если меня спросят, что обозначает, я отвечу, что предмет». (Это имя существительное).Что вы уже знаете об имени существительном?(бывают одуш/неодуш)

Сегодня вы сделаете еще одно открытие, связанное с именами существительными.

II. Cловарная работа

Давайте поиграем в игру «Я беру тебя с собой».(слайд 4) Я собралась в поход и беру с собой объекты, которые похожи по какому-то признаку. Догадайтесь. Я беру с собой Анну. А вы?

По какому признаку распределили слова по столбикам? (те, которые пишутся с заглавной буквы, и нет)

Анна

обезьяна

Россия

щавель

Москва

морковь

Итак, почему слова первого столбика нужно писать с большой буквы?

Какие еще слова пишутся с большой буквы. Приведите примеры. Какой частью речи являются? (Имена, фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, рек, озер и т.д.)

Давайте сверим свои ответы с доской, какие группы предметов не назвали. (Слайд 5)

Удобно ли всегда перечислять этот длинный список названий? (Неудобно, долго)

Как думаете, есть ли в русской языке специальный термин для обозначения всех таких существительных? (Да)

Подумайте, что на уроке узнаем? (Слайд 6, узнаем, как называются имена существительные, которые пишутся с большой буквы)

III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи

А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.

Сегодня на уроке мы узнаем … (какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным,)

  • научимся … (научимся их различать,
  • будем упражняться … (попробуем свои знания применить на практике.)

Слайд 7

IV. Открытие нового знания

Где мы можем уточнить? Что нам поможет? (учебник)

Откроем учебник на странице 51. Найдем новые термины.

Давайте попробуем разобраться, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.(Слайд 8)

А вы помните, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?

Имена, отчества, фамилии людей - это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у нас не может отобрать. Это наше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только нас, то есть мое.

С какой буквы пишутся имена собственные?

А все остальные - несобственные имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

Сколько городов в нашей стране мы можем назвать Дальнегорск? (один) Можно ли сказать, что это собственное имя нашего города. (да) А словом город? (много)

Сколько морей называется Японским? (одно) А словом море? (много)

Давайте попробуем сформулировать, какие предметы называют существительные собственные. (называют единичные предметы )

А какие предметы называют существительные нарицательные? (называют множество предметов )

А теперь сверим то, что у нас получилось с правилом в учебнике.

Как думаете, важно ли научится их различать? (да)

А для чего? -Посмотрите на доску. (Слайд 9) Что можете сказать про слова. Как они произносятся, одинаково или нет. (одинаково) А пишутся? (одно с большой буквы, другое нет) Можно допустить ошибку, если не разобраться где собственное, а где нарицательное? (да)

V. Физкультминутка

СЛАЙД №10

VI. Постановка проблемы

Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что на конверте вот такая запись.

КУДА: орел, ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне.

Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел - это город или птица, Зеленая - это улица или цвет, Мишкина Соня - это фамилия и имя).

Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)

Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

Перед Вами лежат конверты. Подпишите их так, чтобы почтальону было понятно, куда отправить письмо. Проверьте, верно ли вы подписали конверты. (Один с конвертом у доски). СИГНАЛЫ.

Раз автор письма не знает правила употребления большой буквы, наверное, и письмо его понять сложно. Давайте попробуем разобраться.

(Самостоятельно)

Здравствуй, соня! Привет тебе из приморья! Живу я хорошо. Я очень рад. Ведь теперь у меня есть дружок ! Я очень люблю с ним играть. Твой брат лев.

Дети читают и исправляют ошибки.

Создание проблемной ситуации

Как бы вы написали слово дружок в предложении?

Ответы учащихся.

Учитель. Правильно думают все! Получается, что одно слово можно написать и со строчной (маленькой) и с заглавной буквы? Наверное, есть причина разного написания одного и того же слова! Выдвинете гипотезу. Отчего зависит написание слова с заглавной и со строчной буквы?

Учитель. Нам надо выяснить, от чего зависит разное написание одного и того же слова.

Совместное «открытие» новых знаний

Обсуждение фронтальный опрос

Учитель. Что имели в виду, дети, которые написали слово с заглавной буквы?

Ответы учащихся: Кличку животного имя собственное.

Учитель. А что имели в виду те, которые написали со строчной (маленькой)?

Ответы учащихся

Приветливое, ласковое обращение к другу, товарищу имя нарицательное.

Учитель. Чем отличаются эти слова?

Ответы учащихся: Смыслом, обозначением, значением.

Учитель. Вы все правы! А ещё точнее эти слова отличаются лексическим значением.

Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы. (Роза - роза, Шарик - шарик,

(слайд)

Физминутка.

А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Поиграем в группы слов,
Кто из вас играть готов?

Я буду читать стихотворение. Если слово «Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!»

Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички?

Первичное закрепление знаний

Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.

А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.

Работа с учебником

Упр.90, какое слово в каждой строчке лишнее? Почему?

Работа в парах, расположить слова в алфавитном порядке, записать в тетрадь. Взаимопроверка на слайде.

Как называются имена существительные, которые записаны в упражнении с заглавной буквы? (ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ).

Поучимся их употреблять в письменной речи.

Вторичное закрепление знаний

Как называется город, в котором мы живём?

Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя - Дальнегорск.

(слайд)

Наш город имеет свою историю, традиции, праздники.

В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе, на классных часах.

СЛАЙД

Мы сейчас будем работать в группах.

- Приступая к работе, вспомним правила работы в группе.

1. Каждый может высказать свою версию решения.

2. Один говорит, а остальные слушают.

3. Каждая версия обсуждается в группе.

4. В группе согласуется общее решение.

5. Представитель группы защищает согласованное решение перед всеми.

Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.

Мой город.

______________ мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________. В нашем городе жили и трудились замечательные люди: ___________________, __________________,
_____________________.

Какой у вас получился рассказ?

Сейчас каждая группа должна отчитаться о проделанной работе.

Слушаем внимательно отчёт каждой группы.

Отчёт о проделанной работе:

Расскажи, какое задание выполняла группа

  1. Что вы сделали для выполнения задания?
  2. Достигли ли вы результата?
  3. Оцените работу группы.

Оценка учителя работы группы:

  • умение правильно писать имена собственные;
  • умение работать в группе;
  • применение полученных знаний в практическом задании

VII. Рефлексия деятельности

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)

  • научился …
  • могу похвалить себя и одноклассников за …
  • оцените свою работу на оценочных листах и поставьте себе оценку.

СЛАЙД

Домашнее задание: Уч. стр. 53, упр.91 или составить весёлый рассказ (5-6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные.

С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «сигналы».