Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики»

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4


Пояснительная записка

1. Цель и задачи программы

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей: формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:

  • Познакомить учащихся с основами религиозных культур и светской этики;
  • Развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • Обобщать знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
  • Способствовать формированию у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей: ценность жизни, бытия; ценность добра; ценность красоты, гармонии; гражданственность; свобода человека; труд; знание; семья. Культурологический характер комплексного курса ОРКСЭ проявляется в том, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и традиционными для России религиями, их культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т.п. Отсюда необходимость осуществления на уроках межпредметных связей с такими дисциплинами, как литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка. Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы учитывают современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. В связи с этим в основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:

Личностно ориентированные принципы - принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Культурно ориентированные принципы - принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно-ориентированные принципы - принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В соответствии с образовательной программой, каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, то есть человека, который может активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

2. Нормативные документы

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 класса разработана на основе:

  • Основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 08.04.2015г. №1/15) с учётом Образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ «Аннинский Лицей».
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 05.07.2017) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
  • Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 N 42729).
  • 4. Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. Линия УМК Т.Д.Шапошниковой. ОРКСЭ (4-5) Основы светской этики. Издательство ДРОФА, 2018.

3. Место учебного предмета в плане школы

Данный учебный предмет содержится в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа учебного предмета рассчитана на 1 час в неделю, итого 34 часа в год.

В программе предусмотрено следующее распределение часов по темам:

Наименование темы

Кол-во часов программы

1

Россия - наша Родина.

1

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

1

3

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике.

1

4

Не совсем обычный урок. Мораль и нравственность

1

5

Что такое добродетель.

1

6

Учение Аристотеля о добродетелях.

1

7

Нравственные качества.

1

8

Терпение и терпимость.

1

9

Не совсем обычный урок. Суд над Сократом.

1

10

Убеждения.

1

11

Нравственный выбор.

1

12

Совесть. Долг.

1

13

Ответственность.

1

14

Этика о воспитании самого себя.

1

15

Справедливость.

1

16

Государство, основанное на справедливости.

1

17

Государство. Светская этика.

1

18

Нравственный закон. Десять заповедей.

1

19

Заповеди любви.

1

20

Любовь - основа жизни.

1

21

Прощение.

1

22

Древнегреческие мыслители о дружбе.

1

23

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

1

24

Мысли и поступки. Слова и речь.

1

25

Милосердие.

1

26

«Золотое правило нравственности».

1

27

Нравственные законы в современном мире.

1

28

Альберт Швейцер.

1

29

Этическое учение Л.Н.Толстого.

1

30

Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»

1

31

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

1

32

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

1

33

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

1

34

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

1

Итого 34 ч.

4. Учебники, учебные пособия

Учебник «Основы светской этики», 4-й класс, авторы А.А.Шемшурин, Н.М.Брунчукова, Р.Н.Демин, под ред. Т.Д.Шапошниковой. Дрофа, 2018

5. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
  • формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) - регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
  • вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
  • определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;
  • вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
  • осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

Средства формирования регулятивных УУД - это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
  • понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
  • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
  • владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;
  • строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
  • слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
  • определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
  • не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • понимать и сопереживать чувствам других людей;
  • проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже:

  • знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • иметь первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • иметь общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • осознавать ценности человеческой жизни.

6. Содержание учебного предмета

Содержание модуля «Основы светской этики»:

  1. Знакомство с новым предметом (уроки 1-2)
  2. Знакомство с основами этики (уроки 3-4)
  3. Этические учения о добродетелях (уроки 5-8)
  4. Этика о нравственном выборе (уроки 9-14)
  5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (уроки 15-17)
  6. Нравственный закон человеческой жизни (уроки 18-21)
  7. Этика об отношении людей друг к другу (уроки 22-26)
  8. Как сегодня жить по нравственным законам (уроки 27-30)
  9. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа - подготовка и презентация ученических проектов)

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (уроки 1-2)

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А.К.Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Раздел 2. Знакомство с основами этики (уроки 3-4)

Этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества. Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели - лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях (уроки 5-8)

Определение добродетели по Аристотелю. В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек». Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость - главная добродетель в совместной жизни людей. Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов; о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе. Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».

Раздел 4. Этика о нравственном выборе (уроки 9-14)

Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д.С.Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В.А.Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В.А.Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю.Г.Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Ответственность. Высказывание Ф.М.Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки - разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.

Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (уроки 15-17)

Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви. Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция. Государство. Россия - государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября - День народного единства. История праздника.

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (уроки 18-21)

Нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора - священная книга иудаизма. Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия - священная книга христианства. Любовь в жизни человека. В.С.Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении.

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (уроки 22-26)

Дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность - основа дружбы. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. JI.Н.Толстой о мыслях и поступках. В.А.Сухомлинский* «Мальчик и Колокольчики Ландышей». Милосердие в жизни человеческого общества. И.С.Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиций благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание - принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире. Взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» - нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В.А.Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (уроки 27-30)

Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. JI.М.Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни. Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А.Швейцера в мире. Высказывания А.Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. JI.Н.Толстой - выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. JI.Н.Толстой о человеке й его душе. Значение любви в этическом учении JI.Н.Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. JI.Н.Толстой «Муравей и голубка». Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Раздел 9. Духовные традиции многонационального народа России (уроки 31-34)

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по темам: «Что такое этика?», «Значение нравственности и этики в жизни человека»; «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг»; «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

На этом этапе образовательный процесс выходит за рамки уроков во внеурочную деятельность учащихся, переходя в активную, творчески-продуктивную фазу освоения модуля «Основы православной культуры». Цель этих уроков - с одной стороны, обобщить и закрепить знания и ценностные приобретения, полученные в течение учебного года, с другой стороны - осуществить межмодульные связи, благодаря которым четвероклассники могут получить представления о других традиционных для России религиозных культурах или светской этике.

В зависимости от характера подготовленных проектов итоговое мероприятие может проходить в форме фестиваля, ученической конференции или игры.

В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность повторить и обобщить ранее изученный материал, освоить его в активной, творческой форме.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» для 4 «В» класса