Как изменить отношение учащихся к обучению

Разделы: Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Ключевые слова: мотивация к обучению


«Для того чтобы ученик учился хорошо,
нужно, чтобы он учился охотно».

Л.Н.Толстой

Обучение, получение знаний, навыков и умений крайне необходимы ребёнку для жизни. Учёба помогает получить навыки самодисциплины, воспитывает ответственность, работоспособность, дает знания и развивает интеллект. Это делает человека свободным, самостоятельным, мыслящим, развивает творческий потенциал и культурный уровень. Знания предоставляют человеку широкий выбор профессии и самореализации. Образованному по плечу любые высоты и достижения. Знания придают человеку уверенность в своих действиях и поступках, повышают шанс на успешную взрослую жизнь. Однако часто приходится видеть негативное отношение учащихся к школе.

Эта проблема волновала и педагогов прошлых лет. Например, К.Д.Ушинский в педагогическом сочинении "Труд в его психическом и воспитательном значении" пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению; В.А.Сухомлинский утверждал, что методы, используемые учителем в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к знаниям, а школа - стать школой радости: радости познания, творчества, общения. Ученик тогда тянется к знаниям, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом, а также правильная постановка конечной цели обучения, то есть зачем он учится. Успех и конечная цель - это источники, вызывающие у ребёнка желание учиться.

Как же объяснить детям, зачем необходимо учиться? Как мотивировать детей для получения знаний, какие аргументы привести в пользу учебы, какие способы обучения использовать?

Способы, которые я использую для повышения мотивации детей к учебе.

  1. Снятие страха, создание атмосферы доброжелательности на уроках. Это помогает детям преодолеть неуверенность в собственных силах и оценки окружающих. Подбадривать за малейший успех, отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
  2. Первый урок учебного года в каждом классе посвящаю элементам профориентации: «Зачем мы изучаем данную дисциплину? Как и где мы можем применить полученные знания по предмету? Чем смогут быть полезными полученные умения и навыки?». Мы знакомимся с профессиями, которые базируются на науке биологии, с учебными заведениями, где можно получить данную специальность. Смотрим видеофрагменты и презентации. Очень много профессий для ребят оказываются новыми, неизвестными. Практика показала высокую заинтересованность детей 5-11 классов в этой области, каждый раз задаётся ребятами много вопросов, а кто-то высказывает и своё желание выбрать профессию, с которой только что познакомился.
  3. Использую метод дифференцированного обучения. Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими способностями, темпом работы на уроке и скоростью усвоения учебного материала. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы дать возможность каждому ученику проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Такая методика обучения позволяет каждому ребёнку работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, соответствующим его уровнем. Ученикам предоставляется возможность выбора задания на своё усмотрение.
  4. Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности помогает метод «Портфолио». Он позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения. Используется на протяжении всего обучения, начиная с первых классов вплоть до окончания школы. В основной и старшей школе портфолио становится визитной карточкой ученика при поступлении в ВУЗ. Пополнять портфолио позволяет участие ученика в различных научно-практических конференциях и конкурсах. Портфолио помогает ребёнку увидеть свои успехи и повысить мотивацию к изучению данного предмета, стремиться к новым достижениям.
  5. Метод «Cоставление тестов». Его суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по изученной теме, составляют открытые и закрытые тесты. Составление тестов позволяет проявить индивидуальную творческую работу учащимся, позволяет определить его знания, подготовленность и мотивацию. Ребята с удовольствием меняются тестами, выполненными самостоятельно, с соседом по парте, а затем и проверяют их, выставляют друг другу отметки, корректируют неправильные ответы. Можно предложить учащимся самостоятельно оценить свои знания.
    Я же оцениваю такой тип работы по следующей шкале: 1 балл - вопрос на фактическое знание по данной теме; 2 балла - вопрос на применение фактического знания по данной теме; 3 балла - вопрос, требующий приведения примера; 4 балла - вопрос, требующий объяснения, которого не было на уроках или в учебнике; 5 баллов - вопрос- проблемная задача.
  6. Использование методов проблемного обучения помогает мне также заинтересовать учеников в изучении предмета биологии. С удовольствием ребята ищут решения проблемных задач: почему салат рекомендуют срывать вечером? А почему кровь красная? А как измельчают зерно птицы? А почему ноги в тесных ботинках мёрзнут?.. Организовать обучение так, чтобы ученик вовлекался в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний.
  7. Проведение экскурсий в природу - также является способом мотивации ребят к изучению предмета. Современный уровень урбанизации оторвал человека от природы. Мы теряем важные для выживания знания наших предков. Дети совершенно не знают, как выглядят и как живут организмы в природе (а среди них есть и ядовитые растения, грибы и животные), почему их необходимо беречь. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, интереса к природе. Большую роль играют экскурсии в эстетическом и экологическом воспитании детей.
    Как писал В.А.Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». После окончания экскурсии ребята с удовольствием составляют красочные, яркие отчёты, каждый проявляет своё индивидуальное творчество.
  8. Использование метода проектов: ребята самостоятельно добывают знания, ориентируются в информационном пространстве, развивают творческое мышление, учатся решать проблему в ходе совместной деятельности, получают конечный продукт в виде презентации, исследования и т.д.

Итак:

Чтобы ученики захотели учиться необходимы:

  • вовремя и правильно поставленная цель;
  • поддержка, понимание, положительные эмоции;
  • подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися;
  • своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности;
  • интересно подавать изучаемый материал, применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы;
  • самомотивация ученика - желание овладевать новыми знаниями, чтобы ориентироваться в быстро меняющемся мире, делать карьеру, стать уважаемым и успешным;
  • использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Только тщательный выбор методов и приемов, их сочетание и учет методических особенностей использования смогут помочь сформировать учебную мотивацию школьников. Учение только тогда станет для учащихся привлекательным, когда они сами будут учиться, конечно, с помощью ненавязчивого сопровождения учителя: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова.

Используемая литература

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха: Кн. для учителя. Екатеринбург, 1997. 176 с. ISBN 5-09-003409-5.
  2. Гришко И. Девиз ситуация успеха. Народное образование. - 1996. - № 4/5.
  3. Статья «Методы и приемы создания ситуации успеха на уроке»
  4. Смирнова Т.И., Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 582 г. Санкт-Петербург;
  5. Лекция Токаревой Марины Викторовны, ведущего методиста Центра естественно-математического образования.