Урок математики в 1-м классе на тему "Число 0. Цифра 0"

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика


Цель урока:

  • Изучение числа 0 и его свойства.
  • Формирование навыков счёта в пределах 9.
  • Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей.
  • Обсудить, какие опасности подстерегают детей в повседневной жизни, научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Тихо встали. Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему. Улыбнитесь мне, друг другу. Повернитесь, улыбнитесь нашим гостям. Тихонечко сели. Сегодня наш урок математики будет необычным. Как вы думаете, почему он будет необычным?

Ученики: К нам на урок математики пришли дети из детского сада.

Учитель: А почему они пришли именно к нам, к ученикам первого класса?

Ученики: Мы - ученики первого класса. На следующий год они пойдут тоже в первый класс. Они хотят посмотреть, как проходят уроки в школе.

Учитель: А мы с вами можем помочь им.

II. Актуализация опорных знаний (с использованием ИКТ)

Звучит музыка. Интерактивная доска.

Слайд №1. Карта страны Математики.

Числовой ряд: 1 3 2 4 5 6 9 8 7

Учитель: Далеко-далеко, за морями и горами находится могущественная страна Математика. Живут в ней честные числа. Однажды прослышали числа, что будет строиться новый большой красивый город - Двузначные числа. Жить в нём захотели все. Но добраться до этого места будет трудно, и решили числа объединиться. Построились по порядку, а тронуться не могут. Посмотрите внимательно на числовой ряд. Почему числа не могут тронуться с места?

Ученики:

  1. Числа стоят не по порядку.
  2. Числа 2 и 3 надо поменять местами.
  3. Соседями числа 8 являются слева 7, а справа 9. Значит: надо поменять местами 9 и 7.
  4. На экране числа меняются местами.

Учитель: Прочитаем числовой ряд.

Учащиеся читают числовой ряд.

Учитель: Построились числа теперь правильно и отправились в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шли они, на пути встретили крутой обрыв, а моста нет. Только верёвка с одного края на другой протянута. А на верёвке той задания. Справятся с ними, значит, удержатся на верёвке и перейдут через обрыв. Давайте поможем числам. Приготовьте математические веера.

Учащиеся по одному выходят к доске, читают задания. Остальные показывают ответы. На экране появляются правильные ответы.

Задания:

Ученик 1. 5 увеличить на 2.

Ученик 2. Первое слагаемое - 3. Второе слагаемое - 5. Чему равна сумма?

Ученик 3. 9 уменьшить на 3.

Ученик 4. Уменьшаемое - 8. Вычитаемое - 4. Чему равна разность?

Ученик 5. Вычитаемое - 3. Разность - 5. Чему равно уменьшаемое?

Ученик 6. 5 + 4 - 6 + 2 - 4=

Ученик 7.

Шесть грибов нашёл Вадим,
А потом ещё один.
Вы ответьте на вопрос.
Сколько он грибов пронёс?

III. Постановка проблемы. Открытие нового

1. Создание проблемной ситуации.

Ученик 8:

7 воробышек спустились на грядки,
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Кот-хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки.

Учитель просит объяснить решение задачи ученика, который показывает число 6 (если есть такие).

Учитель: Как решал задачу?

Ученик объясняет.

Учитель просит объяснить решение задачи ученика, который ничего не показывает или показывает веер с пустой карточкой.

(Нисколько воробьёв не осталось на грядке, так как кот распугал их.)

Учитель: А почему ты не показал число?

Ученик: (предполагаемые ответы) Я не знаю, как это сделать. У меня на веере нет такого числа.

2. Введение числа 0.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с числом, которое обозначает отсутствие предметов. Скажите, а как называется это число?

Ученики: (предполагаемые ответы) Это число называется нуль. Это число называется ноль.

Учитель: Его называют нулём или нолём. И обозначают им ничто.

Слайд №2. На что похожа цифра 0?

Могу назвать его мячом,
А хочешь дыркой назовём,
А можешь бубликом
Почти что кругленьким.
Но как его не назовём,
Он называется нулём.
Вот он, посмотрите на него.

Учитель показывает число 0.

Учитель: Теперь мы можем ответить на вопрос задачи: Сколько воробьёв осталось на грядке?

Учащиеся отвечают на вопрос задачи.

Учитель: Казалось бы, что о нём говорить. Ноль и ноль, пустышка. Но это не так. Без ноля не обойтись. И мы это узнаем на уроках математики. Не зря люди говорят: «Не шути с огнём!» А в стране Математики говорят: «Не шути с нолём!»

Мы познакомились с числом 0. Помогли числам перейти через овраг и можем идти дальше. Только вот где место 0?

Ученик: Число находится в числовом ряде перед числом 1.

Учитель: На числовом отрезке число 0 стоит у начальной точки.

Слайд №3. Число 0 перед числом 1 в числовом ряду.

Число 0 у начальной точки отрезка.

3. Гимнастика для глаз.

Слайд №4

«Бег глазами»: Взгляд должен двигаться вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке. Упражнение выполнять только стоя.

4. Написание числа 0.

Учитель: Число 0 - это однозначное число. Оно состоит из одной цифры 0. Давайте научимся писать эту цифру. На какую букву похожа эта цифра?

Учитель: Из скольких элементов состоит цифра 0?

(Из одного большого овала)

Учитель показывает образец и объясняет.

Учитель: Начинаем писать цифру ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки и ведём вверх к началу овала.

Напишем цифру 0 в воздухе:

Ученики пишут цифру в воздухе.

Учитель:

  • Ниже вершины верхнего правого угла,
  • Закругляем, касаясь верхней стороны клетки,
  • Ведём вниз,
  • Закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки
  • Ведём вверх к началу овала.

Учитель: Напишите цифру 0 в тетради, стр. 31.

5. Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветер!

Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую!

Ладошки крепко жмут друг друга.

6. Свойства 0.

Учитель: Долго шли цифры под палящим солнцем и наконец добрались до реки

Сложение. Числа бросились к реке напиться, но река сказала: «Выполните моё задание, тогда вам дам напиться».

Слайд №5. «Мешки» с геометрическими фигурами и пустые «мешки».

Учитель читает задание (ковшик).

Дети письменно решают примеры.

Два человека работают у доски, а потом объясняют:

Ученик: К трём треугольникам прибавили пустой «мешок», получили три треугольника. Значит: 3+0=3

Ученик: К пустому «мешку» прибавили три квадрата получится три квадрата. Значит: 0+3=3

Учитель: А теперь давайте попробуем записать в общем виде.

Дети пишут в тетради:

  • а + 0 = а
  • 0 + а = а

Учитель: Что же получилось?

Ученики читают вслух.

Учитель: Исполнили числа приказания реки. Река дала им напиться.

Слайд №6. Мост через реку.

Учитель: А через речку перекинулся мост. Перебрались числа на другой берег и пошли дальше. Долго ли, коротко ли шли они. Дошли до реки Вычитание. Ни моста, ни верёвочки. А река и говорит: « Выполните моё задание».

Слайд 7. Река Вычитание. Стр.30 №2.

«Мешки» с геометрическими фигурами и пустые «мешки».

Дети самостоятельно выполняют задание в тетради, а потом объясняют вслух.

Ученик: Из двух кружков вычесть пустой «мешок» получится два кружка. Значит: 2 - 0 = 2

Ученик: Из двух кружков вычесть два кружка получится пустой «мешок». Значит: 2 - 2 = 0

Учитель: А теперь давайте попробуем записать в общем виде.

Дети пишут в тетради:

  • а - 0 = а
  • а - а = 0

Учитель: Что же получилось?

Ученики читают вслух.

6. Первичное закрепление. Решение примеров на основе использования свойств нуля.

Учитель: Исполнили числа приказания реки. Река дала напиться. А мост не появился. Стали числа просить реку, и река потребовала, чтобы они выполнили ещё задание: стр.30 №3.

Дети самостоятельно выполняют задание в тетради.

Учитель: А теперь давайте проверим.

Дети цепочкой читают примеры разными способами.

Учитель: И вдруг появился на воде корабль.

Слайд №8. Корабль.

7. Физкультура.

Перебрались числа на другой берег и поняли числа, что путь долог. Надо сделать зарядку.

Слайд №9. Ёлочки. Корзина с яблоками.

Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем поклонов.
Сколько точек у нас в круге,
Столько раз поднимем руки.
И присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас.

IV. Повторение и закрепление пройденного

Учитель: Вдруг встал перед ними лес стеною. Не проехать, не пройти. «Выполните моё задание», - говорит лес.

Слайд №10. Лес.

Стр.31 №5.

Ученики выполняют письменно в тетради.

Два человека работают у доски, а потом объясняют:

Ученик: Выходим из точки 8 и перемещаемся влево на 5 единиц и приходим в точку 3.

Ученик: Расступился лес, и оказались числа перед огромными воротами.

Слайд №11. Высокие ворота.

Учитель: А на воротах замок.

Учитель читает задание: стр.36 №7.

Учитель: Числа пробуют ещё раз открыть ворота, А они опять не открываются.

Задание: стр.31, №8.

Ученики выполняют письменно в тетради, а затем вслух цепочкой объясняют.

Ученик: В уравнении неизвестна часть. Чтобы найти честь, надо из целого вычесть другую часть. 9-5=4 и т.д.

Учитель: И открылись перед ними ворота чудесного города, а город этот кроме названия Город Двузначных имеет ещё и другое название Город Десятков.

V. Итог урока

Учитель: В следующем путешествии по Городу Десятков мы познакомимся с его жителями, а некоторые из них уже успели появиться в наших тетрадках. Может кто-то знает, как их зовут?

Дети называют числа: 10, 20, 30.

Учитель: В записи этих чисел присутствует цифра, с которой мы сегодня познакомились. Как она называется?

Учитель: А что получится, если в этих числах переставить цифры местами?

  • 01 - номер телефона пожарной команды;
  • 02 - номер полиции;
  • 03 - номер скорой помощи.

Учитель: Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым числом, но и научились писать его, а так же научились решать примеры с 0.

  • 5-0?
  • 5+0?
  • 5-5?
  • 10-10?
  • 100-100?
  • 3099-3099?

Учитель: Молодцы. Урок закончен.

Приложение