Цель урока:
- Изучение числа 0 и его свойства.
- Формирование навыков счёта в пределах 9.
- Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей.
- Обсудить, какие опасности подстерегают детей в повседневной жизни, научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Тихо встали. Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему. Улыбнитесь мне, друг другу. Повернитесь, улыбнитесь нашим гостям. Тихонечко сели. Сегодня наш урок математики будет необычным. Как вы думаете, почему он будет необычным?
Ученики: К нам на урок математики пришли дети из детского сада.
Учитель: А почему они пришли именно к нам, к ученикам первого класса?
Ученики: Мы - ученики первого класса. На следующий год они пойдут тоже в первый класс. Они хотят посмотреть, как проходят уроки в школе.
Учитель: А мы с вами можем помочь им.
II. Актуализация опорных знаний (с использованием ИКТ)
Звучит музыка. Интерактивная доска.
Слайд №1. Карта страны Математики.
Числовой ряд: 1 3 2 4 5 6 9 8 7
Учитель: Далеко-далеко, за морями и горами находится могущественная страна Математика. Живут в ней честные числа. Однажды прослышали числа, что будет строиться новый большой красивый город - Двузначные числа. Жить в нём захотели все. Но добраться до этого места будет трудно, и решили числа объединиться. Построились по порядку, а тронуться не могут. Посмотрите внимательно на числовой ряд. Почему числа не могут тронуться с места?
Ученики:
- Числа стоят не по порядку.
- Числа 2 и 3 надо поменять местами.
- Соседями числа 8 являются слева 7, а справа 9. Значит: надо поменять местами 9 и 7.
- На экране числа меняются местами.
Учитель: Прочитаем числовой ряд.
Учащиеся читают числовой ряд.
Учитель: Построились числа теперь правильно и отправились в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шли они, на пути встретили крутой обрыв, а моста нет. Только верёвка с одного края на другой протянута. А на верёвке той задания. Справятся с ними, значит, удержатся на верёвке и перейдут через обрыв. Давайте поможем числам. Приготовьте математические веера.
Учащиеся по одному выходят к доске, читают задания. Остальные показывают ответы. На экране появляются правильные ответы.
Задания:
Ученик 1. 5 увеличить на 2.
Ученик 2. Первое слагаемое - 3. Второе слагаемое - 5. Чему равна сумма?
Ученик 3. 9 уменьшить на 3.
Ученик 4. Уменьшаемое - 8. Вычитаемое - 4. Чему равна разность?
Ученик 5. Вычитаемое - 3. Разность - 5. Чему равно уменьшаемое?
Ученик 6. 5 + 4 - 6 + 2 - 4=
Ученик 7.
Шесть грибов нашёл Вадим,
А потом ещё один.
Вы ответьте на вопрос.
Сколько он грибов пронёс?
III. Постановка проблемы. Открытие нового
1. Создание проблемной ситуации.
Ученик 8:
7 воробышек спустились на грядки,
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Кот-хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки.
Учитель просит объяснить решение задачи ученика, который показывает число 6 (если есть такие).
Учитель: Как решал задачу?
Ученик объясняет.
Учитель просит объяснить решение задачи ученика, который ничего не показывает или показывает веер с пустой карточкой.
(Нисколько воробьёв не осталось на грядке, так как кот распугал их.)
Учитель: А почему ты не показал число?
Ученик: (предполагаемые ответы) Я не знаю, как это сделать. У меня на веере нет такого числа.
2. Введение числа 0.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с числом, которое обозначает отсутствие предметов. Скажите, а как называется это число?
Ученики: (предполагаемые ответы) Это число называется нуль. Это число называется ноль.
Учитель: Его называют нулём или нолём. И обозначают им ничто.
Слайд №2. На что похожа цифра 0?
Могу назвать его мячом,
А хочешь дыркой назовём,
А можешь бубликом
Почти что кругленьким.
Но как его не назовём,
Он называется нулём.
Вот он, посмотрите на него.
Учитель показывает число 0.
Учитель: Теперь мы можем ответить на вопрос задачи: Сколько воробьёв осталось на грядке?
Учащиеся отвечают на вопрос задачи.
Учитель: Казалось бы, что о нём говорить. Ноль и ноль, пустышка. Но это не так. Без ноля не обойтись. И мы это узнаем на уроках математики. Не зря люди говорят: «Не шути с огнём!» А в стране Математики говорят: «Не шути с нолём!»
Мы познакомились с числом 0. Помогли числам перейти через овраг и можем идти дальше. Только вот где место 0?
Ученик: Число находится в числовом ряде перед числом 1.
Учитель: На числовом отрезке число 0 стоит у начальной точки.
Слайд №3. Число 0 перед числом 1 в числовом ряду.
Число 0 у начальной точки отрезка.
3. Гимнастика для глаз.
Слайд №4
«Бег глазами»: Взгляд должен двигаться вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке. Упражнение выполнять только стоя.
4. Написание числа 0.
Учитель: Число 0 - это однозначное число. Оно состоит из одной цифры 0. Давайте научимся писать эту цифру. На какую букву похожа эта цифра?
Учитель: Из скольких элементов состоит цифра 0?
(Из одного большого овала)
Учитель показывает образец и объясняет.
Учитель: Начинаем писать цифру ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки и ведём вверх к началу овала.
Напишем цифру 0 в воздухе:
Ученики пишут цифру в воздухе.
Учитель:
- Ниже вершины верхнего правого угла,
- Закругляем, касаясь верхней стороны клетки,
- Ведём вниз,
- Закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки
- Ведём вверх к началу овала.
Учитель: Напишите цифру 0 в тетради, стр. 31.
5. Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветер! |
Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. |
Мы живём в одном краю
|
Ладошки крепко жмут друг друга. |
6. Свойства 0.
Учитель: Долго шли цифры под палящим солнцем и наконец добрались до реки
Сложение. Числа бросились к реке напиться, но река сказала: «Выполните моё задание, тогда вам дам напиться».
Слайд №5. «Мешки» с геометрическими фигурами и пустые «мешки».
Учитель читает задание (ковшик).
Дети письменно решают примеры.
Два человека работают у доски, а потом объясняют:
Ученик: К трём треугольникам прибавили пустой «мешок», получили три треугольника. Значит: 3+0=3
Ученик: К пустому «мешку» прибавили три квадрата получится три квадрата. Значит: 0+3=3
Учитель: А теперь давайте попробуем записать в общем виде.
Дети пишут в тетради:
- а + 0 = а
- 0 + а = а
Учитель: Что же получилось?
Ученики читают вслух.
Учитель: Исполнили числа приказания реки. Река дала им напиться.
Слайд №6. Мост через реку.
Учитель: А через речку перекинулся мост. Перебрались числа на другой берег и пошли дальше. Долго ли, коротко ли шли они. Дошли до реки Вычитание. Ни моста, ни верёвочки. А река и говорит: « Выполните моё задание».
Слайд 7. Река Вычитание. Стр.30 №2.
«Мешки» с геометрическими фигурами и пустые «мешки».
Дети самостоятельно выполняют задание в тетради, а потом объясняют вслух.
Ученик: Из двух кружков вычесть пустой «мешок» получится два кружка. Значит: 2 - 0 = 2
Ученик: Из двух кружков вычесть два кружка получится пустой «мешок». Значит: 2 - 2 = 0
Учитель: А теперь давайте попробуем записать в общем виде.
Дети пишут в тетради:
- а - 0 = а
- а - а = 0
Учитель: Что же получилось?
Ученики читают вслух.
6. Первичное закрепление. Решение примеров на основе использования свойств нуля.
Учитель: Исполнили числа приказания реки. Река дала напиться. А мост не появился. Стали числа просить реку, и река потребовала, чтобы они выполнили ещё задание: стр.30 №3.
Дети самостоятельно выполняют задание в тетради.
Учитель: А теперь давайте проверим.
Дети цепочкой читают примеры разными способами.
Учитель: И вдруг появился на воде корабль.
Слайд №8. Корабль.
7. Физкультура.
Перебрались числа на другой берег и поняли числа, что путь долог. Надо сделать зарядку.
Слайд №9. Ёлочки. Корзина с яблоками.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем поклонов.
Сколько точек у нас в круге,
Столько раз поднимем руки.
И присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас.
IV. Повторение и закрепление пройденного
Учитель: Вдруг встал перед ними лес стеною. Не проехать, не пройти. «Выполните моё задание», - говорит лес.
Слайд №10. Лес.
Стр.31 №5.
Ученики выполняют письменно в тетради.
Два человека работают у доски, а потом объясняют:
Ученик: Выходим из точки 8 и перемещаемся влево на 5 единиц и приходим в точку 3.
Ученик: Расступился лес, и оказались числа перед огромными воротами.
Слайд №11. Высокие ворота.
Учитель: А на воротах замок.
Учитель читает задание: стр.36 №7.
Учитель: Числа пробуют ещё раз открыть ворота, А они опять не открываются.
Задание: стр.31, №8.
Ученики выполняют письменно в тетради, а затем вслух цепочкой объясняют.
Ученик: В уравнении неизвестна часть. Чтобы найти честь, надо из целого вычесть другую часть. 9-5=4 и т.д.
Учитель: И открылись перед ними ворота чудесного города, а город этот кроме названия Город Двузначных имеет ещё и другое название Город Десятков.
V. Итог урока
Учитель: В следующем путешествии по Городу Десятков мы познакомимся с его жителями, а некоторые из них уже успели появиться в наших тетрадках. Может кто-то знает, как их зовут?
Дети называют числа: 10, 20, 30.
Учитель: В записи этих чисел присутствует цифра, с которой мы сегодня познакомились. Как она называется?
Учитель: А что получится, если в этих числах переставить цифры местами?
- 01 - номер телефона пожарной команды;
- 02 - номер полиции;
- 03 - номер скорой помощи.
Учитель: Сегодня на уроке мы не только познакомились с новым числом, но и научились писать его, а так же научились решать примеры с 0.
- 5-0?
- 5+0?
- 5-5?
- 10-10?
- 100-100?
- 3099-3099?
Учитель: Молодцы. Урок закончен.