Трансляция педагогического опыта. Доклад "Новые технологии как средства формирования готовности к обучению"

Разделы: Общепедагогические технологии


Владение новыми образовательными технологиями и методиками

Членами экспертной группы сделан вывод, что Кушнарчук Л.Г. в учебном процессе основывается на современные достижения в области преподавания дисциплин начальной школы. При подготовке к урокам учитель обоснованно выбирает учебно-методический материал, грамотно использует цифровые ресурсы. Кушнарчук Л.Г. владеет такими образовательными технологиями, как технологией проектной, исследовательской деятельности, здоровьесберегающей технологией, ИКТ «Веб-квест» (Wedquest)», эффективно применяет на практике инструменты методы и приемы технологии развития критического мышления; технологии проектной деятельности, игровыми технологиями и эффективно применяет их в своей практической деятельности в рамках внедрения ФГОС.

С 1-го класса Кушнарчук Л.Г. систематически включает в работу такие приемы технологии критического мышления, как «Зигзаг», «Бортовой журнал», «Корзина идей, понятий, имен.», «Инсерт», «Кластер», «Мозговая атака», «Концептуальная таблица», обеспечивающие активное участие в учебном процессе каждого ученика. На посещенных экспертной группой уроках Кушнарчук Л.Г. продемонстрировала владение данными методами как средством развития УУД учащихся. На уроке русского языка по теме «Родительный и предложный падежи имен прилагательных во множественном числе», учащиеся отрабатывали умение различать родительный падеж от предложного через прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно».

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном» Лариса Геннадьевна начала с приема «Перепутанные логические цепочки», при помощи которого ученики не только определили тему урока, но и повторили различные понятия, изученные ранее (падежные вопросы, окончания прилагательных в изученных падежах, определение падежа у имен прилагательных). При помощи стратегии «Бортовой журнал» четвероклассники под руководством учителя определили возможные способы решения проблемы: выбора отличия родительного падежа от предложного и отобрали лучший.

Приём «Заполнение кластеров, таблиц» Кушнарчук Л.Г. использовала на этапе закрепления материала. Использование приема игра «Верите ли Вы, что» способствовала закреплению применения приемов определения падежей прилагательных. Учитель предлагала алгоритмические методы формирования процесса мыследеятельности. Лариса Геннадьевна грамотно включает в учебный процесс работу над ошибками; ученики выявляли причины их появления и определяли способы предотвращения ошибок в последующих работах. На уроке окружающего мира по теме «Из книжной сокровищнице Древней Руси» решение проблемных вопросов: Что в оформлении древнерусских книг напоминает сегодняшние книги? Какие художественные приемы оформления книг сохранились до наших дней? было организовано через прием «Мозговой штурм». Учащиеся показали умение работать в группе и совместно искать варианты решения проблемы, работать с учебной статьёй, находить нужную информацию в тексте, мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Свои предположения четвероклассники с помощью заданных педагогом условий учащиеся рассматривали привычные объекты с новых позиций, меняли свою привычную точку зрения. Кушнарчук Л.Г. добивается творческого применения учениками полученных знаний, повышения активности и мотивации учащихся, предоставляя им возможность успешной самореализации. Кушнарчук Л.Г. воспитывает в своих учениках чувство сопереживания и взаимопонимания. Одним из часто применяемых Кушнарчук Л.Г. приемов является «Рассказ - небылица» В 4-м классе Лариса Геннадьевна использует отдельные приемы данной технологии на всех предметах, соблюдая этапы вызова, осмысления и рефлексии. Предлагая небольшие тексты, Кушнарчук Л.Г. учить школьников исключать неправильную информацию, отличать личное мнение от факта, который можно проверить, избегать категоричности в своих рассуждениях, закладывает основы самостоятельной поисковой (исследовательской) деятельности учеников.

Так, на уроках литературного чтения учащиеся: на стадии вывоза, составляют списки «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; на стадии осмысления, методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+» , «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы; на стадии рефлексии, заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов; организация различных видов дискуссий; написание творческих работ; исследования по отдельным вопросам темы.

На уроке окружающего мира Кушнарчук Л.Г. использовала задания, направленные на формирование навыков работы с информацией, полученной в процессе чтения. Ученики составляли небольшие тексты (сказочные истории по рисунку) на основе новых знаний. Лариса Геннадьевна научила ребят выстраивать партнерские отношения, вступать в диалог, толерантно относиться к высказываниям одноклассников. Учащиеся показали умение четко, ясно выражать свои мысли в устной форме. Дети хорошо читают, осмысленно, адекватно воспринимают прочитанное, отвечают на поставленные вопросы учителя.

Анализ карт посещенных администрацией уроков показал, что Лариса Геннадьевна часто использует занимательный и познавательный материал на уроках развивающего цикла, литературного чтения, окружающего мира. На уроке литературного чтения по теме С.А.Клычкова «Весна в лесу» интересные факты биографии С.А.Клычкова (сказочные герои населяют условный мир его стихов; земные, конкретные образы встречаются только в описаниях природы, Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, но военные впечатления отразились только в романе «Сахарный немец».) позволили эмоционально настроить учащихся на освоение учебного материала, заинтересовать личностью писателя. В конце урока окружающего мира Лариса Геннадьевна рассказала удивительные факт, почему первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств. (Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали ее в честь Кирилла - Кириллицей).

Данные методы и приемы технологии «Критического мышления» учитель использует в качестве инструмента формирования познавательных и других УУД младших школьников. Лариса Геннадьевна использует на уроках элементы игры. На уроке математике на этапе опроса проведен блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. При закреплении решение примеров учащиеся класса были разделены на несколько команд и команда, решившая большее количество примеров поощрялась хорошими отметками. В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

В 4-м классе Лариса Геннадьевна использует отдельные приемы данной технологии на всех предметах, соблюдая этапы вызова, осмысления и рефлексии. Предлагая небольшие тексты, Кушнарчук Л.Г. учить школьников исключать неправильную информацию, отличать личное мнение от факта, который можно проверить, избегать категоричности в своих рассуждениях, закладывает основы самостоятельной поисковой (исследовательской) деятельности учеников. Так, на уроках литературного чтения учащиеся: на стадии вывоза, составляют списки «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; на стадии осмысления, методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+» , «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы; на стадии рефлексии, заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов; организация различных видов дискуссий; написание творческих работ; исследования по отдельным вопросам темы.

На уроке окружающего мира Кушнарчук Л.Г. использовала задания, направленные на формирование навыков работы с информацией, полученной в процессе чтения. Ученики составляли небольшие тексты (сказочные истории по рисунку) на основе новых знаний. Лариса Геннадьевна научила ребят выстраивать партнерские отношения, вступать в диалог, толерантно относиться к высказываниям одноклассников. Учащиеся показали умение четко, ясно выражать свои мысли в устной форме. Дети хорошо читают, осмысленно, адекватно воспринимают прочитанное, отвечают на поставленные вопросы учителя.

Кушнарчук Л.Г. использует в педагогической деятельности методы и приемы информационно-коммуникативной технологии. На уроках и во внеурочной деятельности Лариса Геннадьевна активно применяет цифровые образовательные ресурсы: тесты разных типов, презентации, фонохрестоматии, видеоматериалы, электронный дидактический материал. Учитель предлагает учащимся разнообразные задания (поиск информации в электронной библиотеке, создание презентаций по различной тематике, выполнение тестов, участие в дистанционных конкурсах и викторинах и др.), которые позволяют Лариса Геннадьевна организовать индивидуальный темп работы учеников, обеспечить продуктивность их работы, повысить учебную мотивацию. На уроке математики «Письменное деление на числа оканчивающиеся нулями» Кушнарчук Л.Г. использовала интерактивные тесты сколько цифр в частном при повторении пройденного. Это помогло учителю автоматизировать процесс контроля усвоения знаний, сэкономить время для других видов деятельности. Активное взаимодействие учителя и учеников сделало урок динамичным. Использование фрагмента видеоурока при объяснении новой темы дало возможность учителю визуализировать теоретические сведения.

На уроках ИЗО на этапах целеполагания учащиеся смотрят мультимедийные презентации, при помощи которой учитель добилась повышения интереса к теме урока. Подготовленная учителем слайдовая презентация с демонстрацией макетов города, выполненных в разных техниках (гуашь, мелки, карандаш, пластилин), помогла учащимся наглядно представить конечный продукт работы. Живой интерес, проявленный учениками на этом этапе урока, и диалог между учителем и учениками свидетельствовали о системном использовании средств ИКТ на учебных занятиях. Рациональное использование ИКТ для организации урочной и внеурочной деятельности позволило учителю организовать активное информационное взаимодействие с учениками, обеспечить вариативность видов учебной деятельности, повысить качество усвоения материала учащимися. Таким образом, web-квест используется в учебном процессе в качестве особой формы, направленной на формирование компетенций у учащихся, личных качеств, творческого потенциала, стремление к саморазвитию и умение работать в коллективе, а также являться наиболее привлекательным и интересным способом организации деятельности в образовательном процессе.

Анализ карт уроков, посещенных администрацией школы, показал, что Кушнарчук Л.Г. активно использует в педагогической практике технологию проектной деятельности с элементами исследовательской деятельности. Уже с 1-го класса Лариса Геннадьевна приучает учеников к самостоятельным поисково-творческим действиям. Для этого учитель создает на уроке условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта. Этапы проектной деятельности были включены в урок окружающего мира, на котором учащиеся выполняли отдельные проектные задачи, показав умение правильно организовывать свою работу. Защита мини-проектов запланирована на следующий урок; на данном уроке ученики получили подробную инструкцию, как подготовить презентацию собственного продукта проекта. Учащиеся показали, что могут выполнять единичные операции под руководством учителя. Также Кушнарчук Л.Г. были предоставлены экспертной группе проекты учащихся 1-4 классов прошлых лет. Применяя данную технологию, Л.Г. сформировала у своих учеников умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Использование современных педагогических технологий позволило Кушнарчук Л.Г. создать максимально благоприятные условия для активной мыслительной деятельности учащихся, добиться прочных предметных знаний, повысить интерес к учебному процессу, создать условия для формирования универсальных учебных действий.