Танцевально-двигательная терапия, как инструмент работы с инвалидами и детьми с ОВЗ

Разделы: Внеклассная работа, Дополнительное образование

Ключевые слова: ОВЗ


Основной задачей танцевально-двигательная терапии является обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Танцевально-двигательная терапия использует движение и творческое выражение для развития личности. Она основывается на идее о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, способствует повышению самооценки. Суть танцевально-двигательной терапии заключается в предоставлении ребенку возможностей для самовыражения, самореализации, для самоутверждения и познания собственного «Я».

Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.

Мы видим, что по ходу танца (репетиций) ребенок оказывается в ситуации взаимодействия с другими детьми, при этом не приобретает негативного опыта общения. Даже дети - аутисты, которые никогда не позволяют прикасаться к себе, во время танца держат друг друга за руки. Танцуя, дети смотрят друг на друга и выполняют определенные движения. Постепенно они учатся согласовывать свои действия с действиями других людей, и тогда танец становится более организованным. У детей формируется зрительно-моторная координация, развиваются пространственные представления, двигательная память.

Танцевально-двигательная терапия как метод социальной реабилитации как раз и есть та возможность для людей с ограниченными возможностями, которая может помочь им реализовать себя. В работе с детьми с ОВЗ важны и непринужденная атмосфера, и эмпатия и анализирующее мышление. Одно из главных необходимых качеств - способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне. Чтобы ребенок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.

Танец обладает широким спектром возможностей воспитательного, этического, эстетического, оздоровительного воздействия на развитие наших детей. Известно, что дети очень любят танцевать и дети с ограниченными возможностями здоровья не исключение. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении и самовыражении.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

В работе с детьми с ОВЗ и не только в танцевальной терапии встречаются определенные трудности:

  • необходимость многократного повторения и постоянного показа;
  • материал должен быть очень четко проработан. Переделать, что-то изменить в последовательности движений, порой бывает невозможно;
  • необходимо досконально помнить каждую деталь, каждое движение, чтобы не ошибиться и не сбить детей. Они списывают с нас каждое движение, если случайно почесать затылок, то это движение мигом окажется в танце.

Парадоксально, но факт, что детям с легкой УО сам процесс обучения дается легче, но когда мы выступаем, они начинают волноваться, переживать, могут сбиться, забывают движения. А дети с умеренной УО прекрасно чувствуют себя на любом мероприятии, им всё равно, сколько людей смотрят на них.

И в конце своего выступления, хочу еще раз подчеркнуть, что танцевальная терапия имеет большие перспективы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.