Автореферат на тему "Лучшая игра с мячом"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Профессия — педагог


В современной социально-экономической ситуации первостепенное значение приобретает социально-психологическое и физическое развитие личности. Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления. В соответствии с этим изменилась и цель физической культуры как учебного предмета: всем учащимся по возможности развивать и реализовывать свой физический, психический, душевный и общественный потенциал, формировать и укреплять навыки физического самовоспитания.

Таким образом, сегодня необходимо не только развивать физические способности человека, но и формировать навыки самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления своего тела физическими упражнениями, поэтому важную роль в развитии личности учащихся школы играет урок физической культуры.

Физическое воспитание в школе включает в себя:

  • основную программу обучения - уроки;
  • спортивные секции;
  • внутришкольные спортивные мероприятия;
  • районные и республиканские соревнования;
  • занятия физкультурой и спортом дома.

Направление 1 - Уроки физической культуры

Анализ опыта работы в школе показал, что уроки физической культуры, направленные на всестороннее развитие личности, должны содержать три тематических модуля. Данные модули обеспечивают формирование ключевых компетентностей гармонично развитой личности.

Первый модуль содержит материал для изучения культурно-исторических основ знаний, медико-биологических, психолого-социальных основ и основ безопасности жизнедеятельности. Данная информация способствует развитию ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетентности. Например, на первых уроках по футболу рассказываю о зарождении игры, о родоначальниках футбола, о становлении этого вида спорта в России, знакомлю с правилами игры. Впоследствии разбираемся в особенностях игры и ее отличии от других спортивных игр с мячом, о разновидностях футбола.

Второй модуль включает в себя двигательные умения и навыки (освоение техники упражнений и развитие способностей) и практические умения. Этот модуль позволяет формировать у учащихся коммуникативную компетентность и компетентность личностного самосовершенствования. Наличие постоянной борьбы в ходе игры, которая ведётся с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков…), сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различных темпах, направлениях, с различными скоростями и напряжением, школьник получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма. Постоянное изменение обстановки в процессе игры обуславливает анализаторскую деятельность учащегося и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. Кроме того, в процессе игры школьник получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает радость и удовлетворение.

Третий модуль представляет собой оценку, которая отражает требование к учащимся (что они должны знать, уметь, демонстрировать). Оценку выражаю не только в виде отметки, но и в виде похвалы, оценочных высказываний, возможности показать одноклассникам свои умения как образец для подражания.

Для того чтобы уроки физической культуры в полной мере развивали личность ученика, использую технологии:

  • личностно-ориентированного обучения,
  • технологии сотрудничества
  • здоровьесберегающие технологии.

Обязательным условием в преподавании является и преемственность в обучении, которая выражается в последовательности и системности учебного материала, связи и согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, а так же при переходе от одного урока к следующему (т.е. система уроков), от одного года обучения к другому.

Направление 2 - Спортивные секции. Секция мини-футбола

На каждом занятии при выполнении упражнений соблюдается дидактический принцип "от простого к сложному". Упражнения постоянно должны усложняться в зависимости от того, как владеют техникой ученики. Интерес к упражнениям служит действенным средством для овладения техническими элементами спортивной игры. Для этого используются следующие приемы обучения: рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении.

Чтобы ученику на занятии было интересно, чтобы он смог проявить себя, чтобы осуществлять компетентностный подход в обучении, применяю разнообразные способы обучения:

  • фронтальный,
  • поточный,
  • посменный,
  • групповой,
  • индивидуальный,
  • командный,
  • соревновательный.

Индивидуальная работа используется при отработке определенных умений и навыков (ведение мяча, передвижения, бросок в кольцо).

Групповая тогда, когда есть необходимость выполнения и отработки действия (передачи, взаимодействия и т.д.).

Отношения на занятиях строятся на основе доверия, взаимоуважения и доброжелательности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Направление 3 - Проектная деятельность

Помимо проведения уроков, спортивных секций в своей работе стараюсь заниматься проектной деятельностью, прививать интерес к написанию проектов учащимся.

Так, в 2013 г. - разработан проект «Детская спортивная площадка с синтетическим покрытием» - награжден дипломом 3 степени региональных педагогических чтений в секции «Социально значимые инициативы педагогов».

На основе этого проекта была построена площадка в селе Дикимдя. Теперь и учащиеся школы, и молодежь и взрослое население имеют возможность заниматься любимыми видами спорта.

А в 2015 г. совместно с учеником 10 класса Осиповым Константином был написан проект «Универсальная площадка как средство развития физических качеств юношей посредством занятий «Воркаутом»»- награжден грантом Главы МР «Горный улус» на конкурсе социальных проектов.

В настоящее время закуплены все материалы и планируются строительные работы.

Считаю важным элементом обучения - личный пример. Активно занимаюсь футболом всю жизнь. И сейчас продолжаю участвовать в разных соревнованиях по футболу. Ученики приходят «поболеть» за нашу команду, и мы, стараясь оправдать их надежды, как правило, занимаем призовые места. Одержимость, любовь к спорту передаётся детям. Они с удовольствием ходят не только на уроки физкультуры, но и на занятия секции (кружка). По мнению классных руководителей и психолога, это позволяет сплотить коллектив, воспитать чувство гордости за свой класс, за свою школу.

Так, например, учащиеся школы на протяжении многих лет входят в пятёрку сильнейших команд улуса по футболу. Неоднократно занимали призовые места. Не все ребята, которые занимаются футболу, хорошо учатся. Но успехи в спорте позволяют им стать успешными, поэтому они с удовольствием ходят в школу.

Футбол - один из методов для всестороннего физического развития школьников. Для него характерны развитый глазомер, широкое поле зрения, быстрота реакции, прыгучесть, скорость, выносливость. Эти качества помогают лучше осваивать другие виды школьной программы: лёгкую атлетику, гимнастику, лыжную подготовку и т.д. Достижения хороших показателей и результатов на уроках мотивируют учеников к активному и успешному участию в соревнованиях по всем видам спорта.

Таким образом, уроки физической культуры, и спортивной секции на которых изучается спортивная игра футбол, повышают мотивацию к занятиям физической культурой, стремление к здоровому образу жизни, пробуждают интерес к самосовершенствованию. Во время уроков приобретаются компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, происходит овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями, расширяется двигательный опыт посредством овладения новыми двигательными действиями, формируются адекватная самооценка личности, нравственное самосознание, мировоззрение, коллективизм, развивается целеустремлённость, уверенность, выдержка, самообладание.