Обучение на дому - это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении.
В процессе обучения на дому учитель взаимодействует с обучающимся индивидуально, учитывая его личностные особенности, психофизические возможности.
Дети, обучающиеся индивидуально на дому - это группа детей, которая требует особо пристального внимания со стороны общеобразовательного учреждения.
Содержание образования обучающихся с ОВЗ, которым было рекомендовано индивидуальное обучение на дому, определяется адаптированными общеобразовательными программами, разрабатываемыми учителями надомного обучения в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
Технологии работы с обучающимися с ОВЗ в современных общеобразовательных учреждениях интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов.
Педагогическая технология - системный метод усвоения знаний с учетом всего процесса технических и человеческих ресурсов в их взаимодействии, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Коррекционная педагогика строится на основе адаптивной системы обучения - системы, которая приспосабливается к возрасту, полу, к психологическому и физическому состоянию обучающегося; технологии компенсирующего обучения с опорой на сохранные функции обучающегося; технологии индивидуализации обучения.
Во всех существующих технологиях осуществляется индивидуальный подход.
Тестовые технологии
Тест - стандартизированные задания, по результатам, выполнения которых можно судить о знаниях, умениях и навыках обучающегося.
Таким образом, тестирование является одним из методов контроля усвоения обучающимся ЗУН. Тестовые задания по уровню сложности и по форме вариантов ответов следующие:
- Тест открытого типа - нужно дописать предложение.
- Тест (задание) закрытого типа - дается два варианта ответов.
- Задания с множественным выбором. Это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формируется задание, и предлагаются варианты ответов.
- Задания на соответствие. Это задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков. Например: из четырех вариантов выбери один лишний.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Например, дискокартотека: аудиоэнциклопедии, методические разработки, презентации к урокам, видеофильмы, мультимедийные физминутки, фоновая музыка для хорошего настроения, развивающие, обучающие игры. Использование ноутбука, планшета, других современных гаджетов.
Технология опорных сигналов
Технология опорных сигналов и конспектов была создана В.Ф.Шаталовым. С 1956 года этот педагог вел экспериментальную работу с обучающимися, разработав авторскую образовательную модель, широко известную, как методика интенсивного обучения. Технология опорных сигналов позволяет раскрыть потенциал обучающегося за счет активизации работы психофизических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а так же создание благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности. Опорный сигнал - ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным условием при организации учебно-воспитательного процесса обучающихся.
Во-первых, это две физминутки на уроке: офтальмотренажеры и упражнения для глаз, для опорно-двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика, контроль правильной осанки в течение урока в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Во-вторых, применение лечебной педагогики А.А.Дубровского. В работе с детьми-инвалидами используются такие приемы: отвлечение ребенка от ухода в болезнь, использование лечебного воздействия деревьев и растений; занятие гимнастикой, движение; включение в труд-заботу, труд-радость (посадка деревьев, выращивание цветов; помощь в занятиях творчеством.
Игровые технологии
Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания. В нашей стране наибольший вклад в разработку игровой технологии внесли Л.С.Выготский, Н.Я.Михайленко, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.
Технология развивающих игр Б.П.Никитина: предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.
Игровая форма занятий, либо сочетание элементов игры и обучения создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающегося к учебной деятельности, что актуально коррекционной педагогике для обучающихся, имеющих низкий уровень мотивации к учебной деятельности.
Игровые технологии остаются «инновационными» в системе российского образования.
Технологии театрализации
Театрализация - использование средств театра в педагогическом процессе. О.В.Дыбина указывает на связь театрализации с игрой. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно-эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры обучающийся создает образ действием, словом и (или) звукоподражанием, что дает ему возможность развивать речевую деятельность. Театр на пальцах способствует развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки.
Проектные технологии
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у обучающегося определенной системы интеллектуальных и практических умений. Используя проектные технологии в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, необходимо обязательное соблюдение следующих условий: проект должен быть посильным для выполнения, должны быть созданы условия для успешного выполнения проектов. Проект разрабатывается обучающимся под руководством учителя, родителей. Классификация учебных проектов (по Коллингсу): проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты, конструктивные проекты.
Технология индивидуализированного обучения Инге Унт
Данная технология проникает во все звенья учебного процесса (цель, задачи, методы, содержание и т.д.). Основным средством достижения образовательных целей является индивидуализация работы с учеником.
Адаптивная система обучения А.С.Границкой
В центре данной системы стоит ученик, его особенности развития, возможности в усвоении учебного материала и потребности в новых знаниях. Исходя из данных параметров, педагогом создается модель индивидуальной работы с учащимся, подбираются и адаптируются методы, средства и приемы обучения.
Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова
Технология обучения на основании индивидуально-ориентированного учебного плана, разработанного педагогом исходя из индивидуальных особенностей учащегося. Обучение строится на основе «от простого к сложному». В конце учебного занятия педагогу необходимо заинтересовать учащегося предстоящим новым учебным материалом, тем самым мотивировать его на процесс обучения.
Вывод
В организации индивидуального обучения на дому обучающегося с ОВЗ нужно использовать различные методы, приемы и средства для достижения положительной динамики.
При подготовке к урокам учитывать принципы индивидуализации, связи с жизнью, сознательности и активности, наглядности и др.
Учитель индивидуального обучения на дому должен максимально оборудовать учебную комнату в условиях дома, где проходят уроки.
В надомном обучении связь с родителями имеет основное направление взаимодействия учителя и семьи в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями интеллекта: от легкой степени умственной отсталости до глубокой. Важна роль родителей, как они относятся к родительским обязанностям, как создают условия для обучения ребенка.