Элективный курс по математике "Методы решения алгебраических уравнений и неравенств"

Разделы: Математика


Данный курс предназначен для учащихся 10 классов (учебник А.Г.Мордкович, П.В.Семенов «Алгебра и начала математического анализа»), интересующихся математикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ на профильном уровне. Программа курса учитывает цели обучения по математике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту математического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы алгебры, геометрии и математического анализа. Курс «Методы решения алгебраических уравнений и неравенств» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие знания по математике и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.

Данная программа выполняет две основные функции:

  • информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
  • организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Программа представляет собой курс математики в объеме 34-х учебных часов за учебный год.

Общая характеристика курса

В данном курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях: систематизация сведений о числах, формирование представлений о расширении числовых множеств от натуральных до вещественных, как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математики; совершенствование техники вычислений; развитие и совершенствование техники алгебраических преобразований, решения уравнений, неравенств и их систем; систематизация и расширение сведений о функциях, совершенствование графических умений; знакомство с основными идеями и методами математического анализа в объеме, позволяющем исследовать элементарные функции и решать геометрические, физические и другие прикладные задачи; совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях.

Цели: Изучение данного курса в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • формированиепредставлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  • овладениеустным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
  • развитиелогического мышления, алгоритмической культуры, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
  • воспитаниесредствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Результаты обучения

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать

  • идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики; значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности; различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
  • роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

Уметь:

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
  • применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;
  • находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;
  • проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы тригонометрические, показательную и логарифмическую функции.
  • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков; описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций; решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;
  • решать рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения, их системы; доказывать неравенства; решать текстовые задачи с помощью составления уравнений, и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;
  • изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем; находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод; решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций.
  • использовать метод координат при решении задач.

Программа элективного курса «Методы решения алгебраических уравнений и неравенств» по математике, 10 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

Тема 1. Иррациональные уравнения и неравенства (5 часов)

Арифметический квадратный корень и его свойства. Корень третьей степени из числа. Область определения иррациональных выражений. Отбор корней уравнения. Методы решения иррациональных уравнений. Методы решения иррациональных неравенств.

Тема 2. Рациональные уравнения и неравенства (5 часов)

Квадратные уравнения и неравенства. Область определения рациональных выражений. Преобразование рациональных выражений. Метод введения новой переменной. Возвратные уравнения. Рациональные неравенства. Метод интервалов. Системы рациональных неравенств.

Тема 3. Уравнения и неравенства, содержащие модуль (4 часа)

Понятие модуля. Правило раскрытия модуля. Графики функций, содержащих модуль. Метод введения новой переменной. Метод интервалов - метод решения уравнений и неравенств, содержащих модуль.

Тема 4. Уравнения и неравенства с параметрами (8 часов).

Основные методы решения уравнений и неравенств с параметрами. Область допустимых значений.

Тема 5. Тригонометрические уравнения и неравенства. (8часов)

Тема 6. Смешанные уравнения и неравенства (6 часов)

Область допустимых значений уравнения. Равносильные преобразования. Теорема о монотонной функции. Ограниченные функции. Функционально-графический метод решения смешанных уравнений и неравенств.

Оценка знаний

  • Оценка «отлично» (5): учащийся блестяще освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных математических задач, имеющих прикладной характер; в процессе работы над индивидуальными домашними заданиями ученик продемонстрировал умение работать с литературными источниками; он отличался активным участием в диспутах и обсуждениях проблем, поставленных и решаемых в данном курсе; кроме того, ученик отличился творческим подходом и большой заинтересованностью как при освоении курса в целом, так и при выполнении порученных ему учителем заданий. Он научился работать в малых группах, очевиден и несомненен его интеллектуальный рост и рост его общих умений.
  • Оценка «хорошо» (4): учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартным заданием; выполнил (но без проявления явных творческих способностей) домашние задания; можно сказать, что оценка «хорошо - это за усердие и прилежание, которые привели к определенным положительным результатам, свидетельствующим и об интеллектуальном росте, и о возрастании общих умений слушателя курса.
  • Оценка «удовлетворительно» (3): учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, в итоговой работе самого простого состава задач ученик справился с половиной задач.
  • Оценка «неудовлетворительно» (2): ученик не проявил ни прилежания, ни заинтересованности в освоении курса (скорее всего, выбор им этого элективного курса оказался ошибкой), он халатно отнесся к выполнению индивидуальных домашних заданий; дискуссии для ученика неинтересны, и он уклонялся от участия в них, в итоговой контрольной работе самого простого состава задач он справился всего с 1-2 задачами.

Оценка «зачтено» соответствует оценкам 3-5, «не зачтено» - оценке 2.

Учебно-тематическое планирование, 10 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)

Тема

Количество часов

1. Иррациональные уравнения и неравенства (5 часов)

1

Решение уравнений вида f(x)=0, где f(x) многочлен с целыми коэффициентами.

1

2

Основные методы решения иррациональных уравнений.

1

3

Иррациональные неравенства. Методы решения.

1

4

Системы иррациональных равнений и неравенств.

1

5

Решение задач по теме.

1

2. Рациональные уравнения и неравенства (5 часов)

6

Решение рациональных уравнений алгебраическим методом. Возвратные уравнения

1

7

Метод введения новой переменной

1

8

Метод интервалов решения рациональных неравенств

1

9

Системы рациональных уравнений и неравенств

1

3. Уравнения и неравенства, содержащие модуль (4 часа)

10

Модуль. Область значения модуля. Правило раскрытия модуля. Метод интервалов решения уравнений, содержащих модуль

1

11

Простейшие неравенства, содержащие модуль. Метод интервалов решения неравенств, содержащих модуль

1

12

Графики функций, содержащих модуль

1

13-14

Системы уравнений и неравенств, содержащих модуль

2

4. Уравнения и неравенства с параметром (8 часов)

15-17

Графический метод решения задач с параметрами

3

18-20

Алгебраические методы решения задач с параметрами

3

21-22

Решение задач с параметрами комбинированными методами

2

5. Тригонометрические уравнения и неравенства (8 часов)

23

Однородные и неоднородные тригонометрические уравнения

1

24

Основные методы решения тригонометрических уравнений

1

25-26

Отбор корней тригонометрических уравнений на промежутке

2

27

Тригонометрические неравенства

1

28-29

Тригонометрические уравнения с исследованием ОДЗ

2

30

Системы тригонометрических уравнений

1

6. Смешанные уравнения и неравенства (3 часа)

31

Область допустимых значений уравнения и неравенства

1

32

Функционально графический метод решения уравнений и неравенств

1

33

Обобщённый метод интервалов решения смешанных уравнений

1

34

Итоговый урок

Литература

  1. Сборник задач по математике для поступающих в вузы (с решениями). В двух книгах. Книга 1. Алгебра/ Под ред. М.И.Сканави. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2018.
  2. Единый государственный экзамен: математика: контрольные измерительные материалы: 2018. - М. Просвещение, СПб: филиал издательства «Просвещение» 2019.
  3. Алгебра и начала математического анализа, В 2 ч., «Мнемозина», 2019.
  4. Математика. Профильный уровень. 40 тренировочных вариантов. Учебно-методическое пособие/ под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион, 2019.