Тип урока: Урок «открытия новых знаний».
Цель урока: создать условия для усвоения темы «Как найти в слове корень?»
Задачи урока:
- обобщить знания учащихся о кроне слова, научить находить и выделять эту часть слова, составить алгоритм;
- активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность через проблемные ситуации;
- работать над формированием коммуникативных УУД, способствовать созданию положительного настроя на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, к способам решения новой частной задачи.
- Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Принятие и сохранение учебной задачи.
- Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
- Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
- Самостоятельное применение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
- Осуществление контроля по результату и способу действия.
- Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.
- Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
- Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтеза как составление целого из числа.
- Проведение сравнения по заданным критериям; обобщения.
- Использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач.
- Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов.
- Владение общим способом решения задач.
- Установление причинно-следственных связей, аналогий.
- Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
- Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- Построение монолога, владение диалогической формой речи.
- Точная и последовательная передача необходимой информации.
- Использование речи для планирования и регуляции своего действия.
- Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности.
- Построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра.
- Формулирование собственного мнения и позиции.
Предметные: ученик закрепит знания о корне как значимой части слова; научится находить корень слова; образовывать новые слова с помощью корня.
Средства обучения:
- мультимедиа
- учебник
- карточки для групповой и индивидуальной работы.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
Технологическая карта урока
I. ОРГМОМЕНТ
- Доброе утро.
Я рада приветствовать вас!
И пусть у нас в классе всем будет светло,
Пусть будет уютно и очень легкоДевочки за парты сели,
Мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- В ваших глазах я увидела волнение, но думаю, что всё у нас получится.
- У вас на столах лежат карты урока, в которых мы будем сегодня работать.
- Сели правильно. Запишите дату в тетрадях.
II. КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА
На следующей строке запишите букву, которая в слове «октябрь» обозначает парный, глухой согласный звук.
- Какую букву записали? У кого верно.
Дописываем букву красиво, аккуратно до конца строки.
III. Формулирование темы урока
ЗАДАНИЕ 1. - Вставьте пропущенные буквы и запишите их в таблицу под соответствующим номером.
1) К (Красная площадь),
2) О (сОбака),
3) Р (Россия),
4) Е (дЕвочка),
5) -,
6) Ь (компЬютер).
- Плавной линией соедините буквы.
- Кто догадался какой буквы не хватает? (н) Какое слово получилось? (корень)
- Оцените ответ в рабочей карте.
- А что такое корень слова? (главная значимая часть слова В корне заключено общее лексическое значение всех однородных слов.)
- А всегда ли легко найти корень?
- Давайте сформулируем тему урока. (Как найти корень слова?)
Откройте учебник на стр.75,посмотрите, верно ли мы определили тему урока.
- На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Как найти корень слова?)
IV. Работа по теме урока. Формирование умений и навыков
1. Самостоятельная работа со словами
ЗАДАНИЕ 2. - В рабочей карте найдите 2 задание и выполните его. Отметьте пары однокоренных слов, выделите в них корень.
Угол-уголь | побелка-белка |
Дуб-дубовый | вылепить-лепка |
- Проверим, как вы выполнили это здание. Кто правильно выполнил задание оцените себя в отдельном поле.
ФИЗМИНУТКА (зрительная зарядка)
2. Образно-словесное задание
- Мы отдохнули и продолжаем работать.
ЗАДАНИЕ 3. - С помощью рисунков подбери однокоренные слова, впишите недостающую часть слова.
(Светло, светлый, светлячок.
Старик, старушка, старинный.
Холод, холодильник, холодноватый.)
Выделите корень.
- Проверим корни: свет, старик, стар.
Оценку работы в карте отметьте, пожалуйста.
3. Работа с учебником. Работа в группах
- Для того чтобы сделать это без ошибки, надо выполнять по порядку нужные действия - алгоритм.
- Давайте поработаем в группах и попробуем составить алгоритм для выделения корня в слове. Повторим правила работы в группе (напоминалка на листочке).
- Для этого в учебнике на стр. 75 прочитайте теоретический материал и составьте алгоритм.
- Поднимите руку, чья группа смогла составить правильный алгоритм, как нужно находить и выделять корень в слове.
- Отметьте в ваших картах под номером _4__ваш вклад в работу группы. Оцените какую пользу принесли вы при выполнении этого задания.
4. ФИЗМИНУТКА (двигательная)
- Займите свои места
5. Работа в тетрадях и на доске
- Немного отдохнули? Продолжим дальше работать. В карте урока в поле под № 5 напишите, как называются слова, в которых есть общий корень.
- Следующее задание: я читаю слова, а вы записываете их и определяете и выделяете в них корень. ЗВОНКИЙ, ЗВОН, ЗВОНИТЬ, ЗВОНОК. (Я вызов к доске, кладу мелок)
- Какой корень вы выделили? Почему эти слова можно назвать однокоренными?
V. Проверка понимания темы и усвоения первичных знаний
- Продолжим, но уже устно. Если слова будут однокоренными, вы хлопните в ладоши, если нет, то потопаете ногами.
- Чистый, ореховый, морозный, вышивать.
- Мир, морской, садовник, засолить.
- Снег, снежный, подснежник, снегопад.
- Почему вы не хлопали вначале? Чем отличаются однокоренные слова?
6. Проблемное задание
- Итак, вы хорошо поняли, как определять корень в слове, знаете, какие слова являются однокоренными. Но я предлагаю вам ну очень сложное задание. Зато уверена, что вы с ним прекрасно справитесь. В карте урока в задании № 6 я подготовила игру «Третий лишний». Учени, выполняя задание, допустил ошибки, вставь правильную букву и зачеркни лишнее слово.
- Г__ра, г__ревать, г__рный
- В__да, в__дитель, в__дяной
- С_ль, с_лить, с__лнчечный
ПРОВЕРКА
- Какую букву вставили? Какое правило повторили?
- Какое слово зачеркнули?
- Почему вы так сделали? (не однокоренное слово)
- Какие слова называются однокоренными? (имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)
- Выделите в словах корень. Но ведь в словах 1 и 2 группы корень одинаковый!!! Почему же они не однокоренные? Молодцы!
- Оцените себя, как выполнили это задание.
7. Работа на повторение и контроль усвоения первичных знаний
- Снова возвращаем к работе в тетрадях. Составьте с любым словом из предыдущего задания небольшое предложение, подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите части речи над словами, постарайтесь выделить корни в 1-2 словах.
ПРОВЕРКА (пройти и проверить в тетради)
VI. Домашнее задание
- Наш урок подходит к концу. И домашнее задание я даю вам на карточках. У каждого есть выбор в его выполнении. Думаю, что вы выберете задание по силам.
Третий уровень «5 Подчеркни лишнее слово. Выдели корень.
Рисовать, рисовый, рисунок Составь предложение с любым словом, подчеркни подлежащее и сказуемое. |
Второй уровень «4» Найди однокоренные слова, выдели корень.
Корм, кормушка, корона, кормилец, корова
|
Перрвый уровень «3» Выдели корень в словах. Боль, больной, болеть, больничный, больница. |
VII. Рефлексия
- За работу, выполненную в рабочих картах урока, вы получите отметки, после проверки всех карт.
А теперь последнее, что вы должны сделать - это заполнить табличку, оценив, с чем вы уходите с урока.
- Напомню вам, что в начале урока мы ставили вопрос: Как найти корень слова? Скажите, пожалуйста, чему же вы научились за урок.
|
Умею
|
Умею, но частично
|
Не умею совсем
|
Мне нужна помощь
|
Умею подбирать однокоренные слова. |
|
|
|
|
Могу рассказать, что такое корень слова. |
|
|
|
|
Умею выделять корень в словах. |
|
|
|
|
- Спасибо за урок! РЕЗЕРВ Стр. 75 упр. 133 (Работа со словарем в учебнике)