Тема урока: «Как найти в слове корень?»

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: русский язык, корень слова


Тип урока: Урок «открытия новых знаний».

Цель урока: создать условия для усвоения темы «Как найти в слове корень?»

Задачи урока:

  • обобщить знания учащихся о кроне слова, научить находить и выделять эту часть слова, составить алгоритм;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность через проблемные ситуации;
  • работать над формированием коммуникативных УУД, способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, к способам решения новой частной задачи.
  • Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Принятие и сохранение учебной задачи.
  • Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
  • Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
  • Самостоятельное применение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
  • Осуществление контроля по результату и способу действия.
  • Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.
  • Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
  • Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтеза как составление целого из числа.
  • Проведение сравнения по заданным критериям; обобщения.
  • Использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач.
  • Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов.
  • Владение общим способом решения задач.
  • Установление причинно-следственных связей, аналогий.
  • Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
  • Построение монолога, владение диалогической формой речи.
  • Точная и последовательная передача необходимой информации.
  • Использование речи для планирования и регуляции своего действия.
  • Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности.
  • Построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра.
  • Формулирование собственного мнения и позиции.

Предметные: ученик закрепит знания о корне как значимой части слова; научится находить корень слова; образовывать новые слова с помощью корня.

Средства обучения:

  • мультимедиа
  • учебник
  • карточки для групповой и индивидуальной работы.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

Технологическая карта урока

I. ОРГМОМЕНТ

- Доброе утро.

Я рада приветствовать вас!
И пусть у нас в классе всем будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко

Девочки за парты сели,
Мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.

- В ваших глазах я увидела волнение, но думаю, что всё у нас получится.

- У вас на столах лежат карты урока, в которых мы будем сегодня работать.

- Сели правильно. Запишите дату в тетрадях.

II. КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА

На следующей строке запишите букву, которая в слове «октябрь» обозначает парный, глухой согласный звук.

- Какую букву записали? У кого верно.

Дописываем букву красиво, аккуратно до конца строки.

III. Формулирование темы урока

ЗАДАНИЕ 1. - Вставьте пропущенные буквы и запишите их в таблицу под соответствующим номером.

1) К (Красная площадь),

2) О (сОбака),

3) Р (Россия),

4) Е (дЕвочка),

5) -,

6) Ь (компЬютер).

- Плавной линией соедините буквы.

- Кто догадался какой буквы не хватает? (н) Какое слово получилось? (корень)

- Оцените ответ в рабочей карте.

- А что такое корень слова? (главная значимая часть слова В корне заключено общее лексическое значение всех однородных слов.)

- А всегда ли легко найти корень?

- Давайте сформулируем тему урока. (Как найти корень слова?)

Откройте учебник на стр.75,посмотрите, верно ли мы определили тему урока.

- На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Как найти корень слова?)

IV. Работа по теме урока. Формирование умений и навыков

1. Самостоятельная работа со словами

ЗАДАНИЕ 2. - В рабочей карте найдите 2 задание и выполните его. Отметьте пары однокоренных слов, выделите в них корень.

Угол-уголь побелка-белка
Дуб-дубовый вылепить-лепка

- Проверим, как вы выполнили это здание. Кто правильно выполнил задание оцените себя в отдельном поле.

ФИЗМИНУТКА (зрительная зарядка)

2. Образно-словесное задание

- Мы отдохнули и продолжаем работать.

ЗАДАНИЕ 3. - С помощью рисунков подбери однокоренные слова, впишите недостающую часть слова.

(Светло, светлый, светлячок.
Старик, старушка, старинный.
Холод, холодильник, холодноватый.)

Выделите корень.

- Проверим корни: свет, старик, стар.

Оценку работы в карте отметьте, пожалуйста.

3. Работа с учебником. Работа в группах

- Для того чтобы сделать это без ошибки, надо выполнять по порядку нужные действия - алгоритм.

- Давайте поработаем в группах и попробуем составить алгоритм для выделения корня в слове. Повторим правила работы в группе (напоминалка на листочке).

- Для этого в учебнике на стр. 75 прочитайте теоретический материал и составьте алгоритм.

- Поднимите руку, чья группа смогла составить правильный алгоритм, как нужно находить и выделять корень в слове.

- Отметьте в ваших картах под номером _4__ваш вклад в работу группы. Оцените какую пользу принесли вы при выполнении этого задания.

4. ФИЗМИНУТКА (двигательная)

- Займите свои места

5. Работа в тетрадях и на доске

- Немного отдохнули? Продолжим дальше работать. В карте урока в поле под № 5 напишите, как называются слова, в которых есть общий корень.

- Следующее задание: я читаю слова, а вы записываете их и определяете и выделяете в них корень. ЗВОНКИЙ, ЗВОН, ЗВОНИТЬ, ЗВОНОК. (Я вызов к доске, кладу мелок)

- Какой корень вы выделили? Почему эти слова можно назвать однокоренными?

V. Проверка понимания темы и усвоения первичных знаний

- Продолжим, но уже устно. Если слова будут однокоренными, вы хлопните в ладоши, если нет, то потопаете ногами.

- Чистый, ореховый, морозный, вышивать.

- Мир, морской, садовник, засолить.

- Снег, снежный, подснежник, снегопад.

- Почему вы не хлопали вначале? Чем отличаются однокоренные слова?

6. Проблемное задание

- Итак, вы хорошо поняли, как определять корень в слове, знаете, какие слова являются однокоренными. Но я предлагаю вам ну очень сложное задание. Зато уверена, что вы с ним прекрасно справитесь. В карте урока в задании № 6 я подготовила игру «Третий лишний». Учени, выполняя задание, допустил ошибки, вставь правильную букву и зачеркни лишнее слово.

  1. Г__ра, г__ревать, г__рный
  2. В__да, в__дитель, в__дяной
  3. С_ль, с_лить, с__лнчечный

ПРОВЕРКА

- Какую букву вставили? Какое правило повторили?

- Какое слово зачеркнули?

- Почему вы так сделали? (не однокоренное слово)

- Какие слова называются однокоренными? (имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)

- Выделите в словах корень. Но ведь в словах 1 и 2 группы корень одинаковый!!! Почему же они не однокоренные? Молодцы!

- Оцените себя, как выполнили это задание.

7. Работа на повторение и контроль усвоения первичных знаний

- Снова возвращаем к работе в тетрадях. Составьте с любым словом из предыдущего задания небольшое предложение, подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите части речи над словами, постарайтесь выделить корни в 1-2 словах.

ПРОВЕРКА (пройти и проверить в тетради)

VI. Домашнее задание

- Наш урок подходит к концу. И домашнее задание я даю вам на карточках. У каждого есть выбор в его выполнении. Думаю, что вы выберете задание по силам.

Третий уровень «5 Подчеркни лишнее слово. Выдели корень.

Рисовать, рисовый, рисунок

Составь предложение с любым словом, подчеркни подлежащее и сказуемое.

Второй уровень «4»

Найди однокоренные слова, выдели корень.

Корм, кормушка, корона, кормилец, корова
Составь предложение с любым словом, подчеркни подлежащее и сказуемое.

Перрвый уровень «3»

Выдели корень в словах.

Боль, больной, болеть, больничный, больница.

VII. Рефлексия

- За работу, выполненную в рабочих картах урока, вы получите отметки, после проверки всех карт.

А теперь последнее, что вы должны сделать - это заполнить табличку, оценив, с чем вы уходите с урока.

- Напомню вам, что в начале урока мы ставили вопрос: Как найти корень слова? Скажите, пожалуйста, чему же вы научились за урок.

Умею
(+ или -)

Умею, но частично
(+ или -)

Не умею совсем
(+ или -)

Мне нужна помощь
(+ или -)

Умею подбирать однокоренные слова.

Могу рассказать, что такое корень слова.

Умею выделять корень в словах.

- Спасибо за урок! РЕЗЕРВ Стр. 75 упр. 133 (Работа со словарем в учебнике)