Применение игровых моментов на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Применение на уроках английского языка игровых моментов повышает у учащихся интерес к изучаемому предмету, то есть помогает положительно мотивировать ученика на изучение английского языка. А мотивация в свою очередь определяет значимость того, что познается и усваивается учениками, их отношение к учебной деятельности, ее результатам. Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются не только знания, но и речевые умения. Привлечение игры как приема обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью, активизирующей мыслительную деятельность, позволяющей сделать учебный процесс интересным. Игровые формы работы ведут к повышению творческого потенциала учащихся, к их раскрытию как индивидуальностей и личностей на уроках.

Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением, учитывает психологическую природу ребенка младшего школьного возраста и отвечает его интересам, - главная сфера общения детей. Игра - это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта, познавательной деятельности, творчества, активности.

Таким образом, игра является мощным стимулом для детей в овладении иностранным языком.

Игровые формы работы на уроках английского языка могут нести на себе ряд функций:

  • Обучающая функция - развитие памяти, внимания, восприятия.
  • Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы урока, превращение урока в увлекательное действо.
  • Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения на уроке.
  • Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема материала.
  • Развивающая функция - развитие личностных качеств.
  • Воспитательная функция - психотренинг и психокоррекция проявления личностных качеств в игровых моделях жизненных ситуаций.
  • Коммуникативная функция - сплочение коллектива, установление эмоциональных контактов и вербального общения.
  • Последняя функция в наибольшей степени отвечает принципам урока английского языка, а именно его коммуникативной направленности.

Эффективность использования игры на уроке очевидна, но только если учитель при планировании включения игры/ игрового момента в урок учитывает следующие требования:

  • Игра должна быть направлена на решение определенных учебных задач;
  • Игра должна быть контролируема и управляема и не срывать урок.
  • Игра должна снимать эмоциональное напряжение и стимулировать активность.
  • Игра не может считаться эффективной формой, если она не интересна детям.

Классификации игр в современной дидактике различны. Многие методисты и ученые делят игры на языковые (отработка лексики и грамматики) и коммуникативные (ролевые). Некоторые педагоги подразделяют игры на грамматические, орфографические, лексические, фонетические (т.е. способствующие формированию языковых навыков) и творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых умений.

Из опыта своей работы я могу порекомендовать следующее:

1. Игры по изучению алфавита

  • Перебрасывание мяча, называя букву алфавита в режимах учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-класс, класс-ученик;
  • Называя алфавит, добавить фразу;
  • Один ученик называет любую букву алфавита, другой должен продолжить его;
  • Ученик называет букву, другой называет крайние стоящие буквы;
  • Подписать строчные буквы к заглавным и заглавные - к строчным;
  • Подписать пропущенные буквы;
  • Исправить порядок следования букв в алфавите;
  • Найти ошибки в записи алфавита;
  • Ученик загадывает букву, класс отгадывает его букву, задавая вопрос;
  • Послушай и хлопни в ладоши, если в телеграмме есть ошибка (телеграмма из букв алфавита);
  • Хлопни в ладоши при произношении гласных;

2. Лексические игры

1. "Кто убежал?"

Учащимся предлагается картинка, на которой изображены животные. Они рассматривают ее в течение 1-1,5 минут. Затем им показывают другую картинку, на которой есть некоторые животные из тех, что были на первой картинке. Ученики должны сказать, кто убежал.

2. "Много слов из одного слова"

Учитель называет слово. Ученики должны назвать животных, названия которых начинаются на буквы, которые есть в этом слове.

3. "Кошка мяукает, собака лает, а тигр?"

На листке бумаги (доске) записаны названия животных и рядом глаголы

a dog

mews

a tiger

barks

a cat

growls

4. "Кто быстрее назовет животных и расскажет о них?"

Учащимся представляется серия картинок с изображением различных животных. Они называют животных и рассказывают о них. Побеждает тот, кто назовет большее количество животных и подробнее расскажет о них. Ex. This is a fox. It is not big. It is red. It is clever. It is wild. The fox eats hens and hares.

5. "Кто лучше запомнит и повторит"

Учащиеся слушают скороговорки. Затем они должны воспроизвести их по памяти. Побеждает тот, кто вспомнит большее количество скороговорок.

6. "Найди рифму"

Учащиеся слушают четверостишие, например: A frog is green A parrot is bright A fox is orange A hare is ... . (white)

7. "Chainword"

Учитель пишет на доске любое слово. Затем участники игры по очереди пишут слова, первая буква которых является последней буквой предыдущего слова. Каждое слово ученики переводят на русский язык (устно). Слова по цепочке не повторяются. Ex. boy - yard - door - red - des! - know - white... Выбывают из игры те, кто не смог в отведенное время (5-10 сек.) вспомнить нужное слово.

8. "Looksharp" - позволяет повторить лексику. Проходит в быстром темпе, участие принимают все. Учитель предлагает одному из учеников палочку и называет любое слово, представляющее собой ту или иную часть речи или относящееся к какой-либо теме. Ученик называет другое слово по заданной теме и передает палочку другому. Учащийся, последним назвавший предмет, выигрывает. Нарушивший правила игры выбывает из нее или платит штраф (стихотворение).

Ex. sleep - get up - play - draw - read... a desk - a book - a lesson - our teacher...

9. "Кто больше?"

За определенное время (5 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Ex. examination, constitution.

10. "Crossword"

На доске написано по вертикали сложное слово, каждая буква которого может быть включена в одно из слов кроссворда по горизонтали (слова по горизонтали будут относиться, например, к какой-либо теме). school room boy sport cross crossword word floor record friend

11. "Запомни, повтори и добавь слово"

Р, а реп - a pen and a book - a pen, a book and a pencil...

12. "Съедобное - несъедобное" - активизирует в речи лексические единицы, развивает быстроту реакции на звучащее слово. Водящий говорит слово по-английски, бросает мяч кому-либо из детей. Тот ловит мяч и говорит "yes" (если данное слово обозначает то, что едят) или "по".

13."Пестрый домик" - назвать цвета предметов. Класс делится на две команды. Учащиеся строят красивые яркие домики для Винни-Пуха и Карлсона, которые следят за тем, чтобы ребята правильно называли цвет каждого "кирпичика". Если ученик допустил ошибку, он лишается права положить свой "кирпичик". Выигрывает команда, первая построившая домик.

Ex. This brick is red.This brick is brown, etc.

14. "Составь фоторобот" - учит описывать внешность человека. Класс делится на три команды, каждая из которых - отделение полиции. С помощью считалки выбираются трое ведущих. Они обращаются в полицию с просьбой отыскать пропавшего друга..., описывают внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден. Ex. I can't find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall. Her hair is dark. Her eyes are blue. She has a red hat on and a white hat on.

15. "Любимые герои сказок".

Учитель говорит, что в гости к ребятам пришли персонажи сказок. Но увидеть их можно только отгадав, кто они. Учащиеся по очереди описывают героев разных сказок. Если дети угадали, им показывают соответствующие картинки. Ex. This is a girl. She is a small girl. She has a nice dress and a red hat on. She has a grandmother. She often goes to see her.

16. Игра «Выучи слова, используя рифмовку»

1) Очень любит манку обезьянка - monkey

2) В английском я вершин достиг! Свинья, я знаю, будет - pig

3) Каждый из ребят поймет: птица - по-английски bird

4) Имеет пышный рыжий хвост проказница лисица - fox

5) В цирке он большой талант, слон могучий - elephant

6) Прыгнула к нам на порог лягушка зеленая - frog

7) Игрушку вдруг я захотела. Куплю зайчонка: заяц - hare

8) В каждой стране он названье имеет: по-русски - медведь, по-английски - bear

9) По двору ходил - чирикал маленький цыпленок - chicken

10) Курица известна всем, по-английски она - hen

17. Игра «Спортивная тренировка»

Один ученик показывает действие, не называя его, например play tennis. Остальные должны сказать это действие по-английски.

18. Игра "Touchfaster!" (прикоснись быстрее!)

Учитель просит детей встать, затем быстро командует: Touch your eyes! Touch your nose! Touch your feet! Touch your ears! Выбывает ученик, либо не выполнивший команду, либо выполнивший ее неверно или последним.

19. "Поле чудес": учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его, задавая вопросы .

20. Учебники нового поколения имеют большое количество кроссвордов для запоминания лексики;

21. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития навыков письма:

  • "Вставь пропущенную букву в слово и напиши звук этой буквы или первой буквы слова";
  • "Найди значение слова, используя цветные карандаши, и напиши звук первой буквы слова";
  • "Найди выделенное слово"

3. Грамматические игры

1."TheGate" - на повторение и закрепление всех видов вопросительных предложений. Двое сильных учеников ("привратники") становятся перед классом, соединив руки и образуя "ворота". Остальные участники игры по очереди подходят к "привратникам" и задают им вопросы на определенную структуру. В зависимости от правильности вопроса, следует ответ: "The door is open (shut)". Учащемуся, неправильно задавшему вопрос, можно сделать еще одну попытку.

Ex.

Are you going to ...(do smth)?
What are you going to do in (on, at)?

2. "Guessit" - на закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.

Ex.

Is it a thing? Is it on the wall? Can I see it? Can I eat it? Is it white?

3. "20 Questions" - для среднего и старшего этапов обучения. Как и в предыдущей игре, специальные вопросы исключаются. Типы вопросов расширяются, но так, чтобы на них можно было ответить только "да" или "нет". Впервые приступая к игре, учитель объясняет цель, условия, ход игры. Он может предложить учащимся примерные варианты вопросов.
Ex. Object number 1 is a human being. Is it a man or a woman? Is he (she) alive or dead? Is he present here?

He (she) is a pupil (teacher), isn't he (she)? Do you know him (her) in person? Is he (she) your relative (friend)? Etc.

4. "Кругосветное путешествие" - закрепляется конструкция There is/are и отрабатывается навык употребления артиклей. "Путешествие" может проходить по классу или по тематической картинке. Учитель начинает игру: "There is a blackboard on the wall in front of the pupils". Дальше описание продолжают ученики: "Near the blackboard there is a door...". Тот, кто ошибся, покидает корабль.

5."Театр мимики и жеста"

Две команды строятся в шеренги лицом друг к другу. Каждая команда выбирает своего актера. Актеры поочередно выполняют какие-либо действия, а команда комментирует его действия. Выигрывает команда, которая правильно описывала действия своего "актера".

6."Что ты рисуешь?" -

Present Continuous.

У каждого ученика - лист бумаги и карандаш. Он отгадывает, что рисует сосед по парте, задавая вопросы:

- Are you drawing a horse?

- No, I'm not drawing a horse.

- Are you drawing a pig?...

7. "Составь предложение" - придаточные предложения времени и условия. Класс делится на две команды. Каждой команде дается вариант главного предложения, например: Г И read you a book if... Участники пишут свои варианты придаточных предложений: you drink milk. you give me sweets. Правильно составленное предложение приносит команде балл.

8. "Конкурс красоты" - при изучении притяжательного падежа существительных. Для этого ребята приносят в класс куклы. У каждой куклы есть имя, оно пишется на карточке и прикрепляется к одежде. Затем каждый ученик оценивает стрижку (наряд) и пишет свое мнение на листочке. I like Ann's hair-cut. I like Kate's dress. Кукла, получившая наибольшее количество карточек, награждается.

9. Глагол to have хорошо усваивается в игре "Button". Все ученики держат ладони лодочкой. Ведущий кладет пуговицу в руки одного из них, а другой ведущий должен угадать, у кого она находится. Второй ведущий обращается к ученику: "Button, button! Have you a button? No", слышит он в ответ и обращается с этим же вопросом к другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не угадает, у кого в руках пуговица; при этом он может задать только три вопроса. Эта игра готовит учащихся к диалогической речи.

10. Игра "We are nice"

Дети встают в две шеренги друг напротив друга. Учитель просит повторять за ним каждую строчку, сопровождая слова жестами:

- I am nice (указывают на себя)

- You are nice (указывают на стоящего напротив в другой шеренге)

- We are nice (дети, в каждой шеренге указывают на всех, стоящих рядом)

- And you (указывают на всех, стоящих напротив)

- He is nice (указывают на мальчиков)

- She is nice (указывают на девочек)

- They are nice, too (указывают на всех)

"Врата": активизация всех видов вопросительных предложений, лексических единиц и речевые образцы можно тренировать у доски, где два ученика образуют ворота. Остальные задают вопросы.

4. Ролевые игры

1. "На ярмарке"

Оборудование: кусочки ткани, образцы материалов, визитные карточки. Класс делится на 2 группы. Члены одной группы - представители торговых фирм, другая группа - промышленные предприятия. У каждого на груди визитка с указанием имени и названием фирмы или предприятия. Представители фирмы ведут диалоги с представителями предприятий, делают заказы. Побеждает тот, кто сделает больше продаж.

Ex.

- Good morning! I'm mister Black. I'm from London.

- Nice to see you.

- I'd like some cotton for dresses.

- What colour?

- Here you are. This is a very good cotton. It's quite bright. And these are some dresses made of this cotton. Do you like them?
- Yes, I do. I'll take two hundred meters.

- Fine!

2. "Модницы"

Оборудование: куклы с набором платьев. Игра проводится в парах. Школьники учатся вести беседу об одежде.

- Do you like my new dress?

- Yes, I do. It's really nice. What is it made of?

- Cotton. Do you like cotton things?

- No, I don't. I prefer things made of wool. They are very warm.

- I've got some dresses made of wool. But I wear them only in winter. And hat about you?

- I have a nice coat. It is made out of wool too.

3. "Покупки"

На первых партах располагаются отделы продуктового магазина. Каждый ряд получает задание купить все продукты к обеду, завтраку и ужину. Затем представитель каждого ряда делает покупку. Побеждает тот, кто покупает все необходимое.

Ex.

- Good afternoon! I want to buy some meat for soap.

- Here is some good beef. Will you take it?

- Yes, I will. How much does it coast?

- 80 roubles a kilo.

- All right. I take it.

4. "Покупка билетов"

Оборудование: окошко кассы, билеты, карта. Учитель исполняет роль кассира. Учащиеся делятся на 2 группы и выбирают кратчайший маршрут до намеченного пункта. Затем представитель каждой группы покупает билеты. Побеждает тот, кто четко объяснится с кассиром и купит билеты.

Ex.

- Good morning. I need 5 tickets to Rostov. Return, please.

- When do you need them for?

- For the 16th of June.

- Do you want a sleeper?

- Yes, a sleeper, please.

- 1 thousand roubles.

- Here they are. Thank you.

5. "Что, где, когда?"

Оборудование: волчок, конверты с вопросами, портреты писателей (поэтов). Класс делится на 2 команды, которые по очереди садятся за стол. Игра проводится по аналогии с известной телепередачей. Каждая команда получает конверт, в который вложена фотография известного человека и вопрос "Что вы знаете об этом человеке?" Жюри определяет правильность ответов, подсчитывает количество баллов.

II класс

- рассели буквы и звуки по своим домикам;

- составь из букв слова;

- найди лишнее слово в списке;

- составь из слов предложение;

- составь из фраз диалог;

- составь из предложений связный рассказ;

- составь кроссворд по теме;

- прочитай и найди соответствующий ответ каждому вопросу;

- прочитай ответ и придумай вопрос к нему;

- прослушай предложение и подними карточку, с которой будет начинаться соответствующий вопрос;

III класс

- составь из предложений рассказ/диалог/стихотворение;

- прослушай рассказ и расставь данные предложения в логической последовательности;

- прочитай начало предложения и найди соответствующий конец;

- прочитай начало предложения и придумай конец;

- составь вопросы для интервью на заданную тему;

- составь меню и т.д.

5. Фонетические игры

Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы. Можно использовать игру под названием Intonation Game.

1. Игра: (Игра-загадка)

- Какой звук я задумала? Называется ряд слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.

2. Игра: (игра с предметом)

Назови слово. Ведущий бросает участникам по очереди мяч, называя слово в котором слышится этот звук.

3. Игра «I spy»

Учитель: I spy with my little eye.

Something beginning with [b].

Дети называют известные им слова, начинающиеся со звука [b]: bear, big, ball… победителем считается ученик, назвавший последнее слово.

4. Игра «Слышу - не слышу»

Учитель называет слова, в которых есть буква "N". Ученик поднимает руку, если услышит эту букву в слове. Побеждает тот, кто назовет больше слов.

5. Игра «Отгадай, какое слово здесь зашифровано»

Английский алфавит нумеруется. Цифра означает номер буквы по порядку как она идет в алфавите.

Предлагаются шифровки английских слов, например, 6,1,13,9,12,25 (family)

6. Орфографические игры

Цель данных игр - упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть - на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

1 игра: на доске написаны слова, с пропущенными буквами. Ученик должен вставить пропущенные буквы.

2 игра: детям раздаются карточки с буквами. Учитель: «было у меня слово, рассыпалось оно на буквы, угадайте, что это за слово»

3 игра: на доске записаны слова, в которых гласная буква Uu читается звуками [ju:] и []. Найти слова, которые читаются в первом типе чтения, а затем во втором.

7. Творческие игры

Цели игр - научить учащихся понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развить слуховую память учащихся.

Такие игры формируют у учащихся навыки говорения, аудирования. Одной из задач подобного рода игр является обучение учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

1 игра «Придумай рифму к слову»

Слова: like, my, fox, grey, cat.

2 игра «My friend»

Составить рассказ о своем друге по образцу:

My friend is…

He (she) is…

He (she) lives in the …

Это, конечно же, совсем малый перечень игр и занимательных упражнений, используемых на уроках иностранного языка в начальной школе: его можно пополнять до бесконечности. Более того, одна игра может одновременно нести в себе и лексический, и грамматический, и фонетический материал. Игра может быть запланированной, а может быть и импровизацией. Она может вклиниться в любой этап урока или пронизывать весь урок. Для учителя же главное помнить, что игра - лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать, какой именно навык, какие умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.