Интегрированное занятие «Музыка и развитие речи» по теме «История часов» с детьми подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Возрастная категория: 6-7 лет.

Программное содержание

Цель:

  • Способствовать развитию чувства ритма
  • Развивать временные отношения у детей старшего дошкольного возраста с целью использования времени рационально и точно
  • Закреплять умение различать жанры музыки

Задачи:

  • Пробуждать интерес к музыке, развивать представление о времени, его быстротечности.
  • Закрепить умение детей ориентироваться во времени и по часам
  • Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями
  • Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками
  • Учить выразительно исполнять песню продолжать развивать тембровый слух, определять по тембру знакомые музыкальные инструменты

Предварительная работа:

  • -рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и чтение в них информации о часах;
  • -создание в группе выставки часов;
  • -рассматривание разных видов часов;
  • -просмотр мультфильма «Фиксики» - серия «Будильник»;

Демонстрационный материал: мультимедийное обеспечение, солнечные часы, водяные часы, песочные часы, механические, карманные, настенные, карточки с цифрами от 1 до 12, раздаточный материал - игра «Режим дня».

Оборудование: видеопроектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, циферблат со стрелками, картинки, соответствующие каждому часу, метроном.

Действующие лица: воспитатели, дети.

Ход занятия

Ребята, я очень рада видеть всех вас! У нас сегодня гости, давайте поприветствуем наших гостей веселой песенкой

Мы ладошки друг другу подаем
И с улыбкой «Здравствуйте!» - мы поем
Добрый день! Добрый день!
Заниматься нам не лень

Присаживайтесь на стульчики.

Я хочу подарить вам волшебные звуки утра.

(Дети слушают звуки - звонок будильника, крик петуха, часы с кукушкой.)

- Какие звуки вы услышали?

- Какую роль выполняют эти звуки утром? (Они помогают человеку проснуться, будят нас)

- Верно, они выполняют роль будильника.

(Показ будильника)

- Что такое будильник? (Часы)

- А для чего людям нужны часы? (Чтобы знать время)

- Зачем нужно знать время? (Чтобы все делать вовремя, чтобы не проспать в детский сад, а родителям на работу и т.д.)

- Сегодня, я хочу предложить вам совершить путешествие в «Страну времени». Вы согласны?

- Перед тем как попасть в страну времени, вам нужно отгадать загадку:

(загадка)

Ног нет, а ходят,
глаз нет, а показывают,
языка нет, а говорят? (часы)

- Чтобы узнать, правильно ли вы отгадали загадку, предлагаю вам посмотреть на экран. (слайд «Часы»)

- А как вы думаете, с помощь чего люди определяют время? (Часов)

- А как вы думаете, как обходились люди раньше без часов, как определяли время??? (ответы детей)

- Правильно, раньше были живые часы, эти часы ходят по двору и хлопают крыльями. (показ фильма «живые часы»)

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами пошли на прогулку. Гуляли очень долго и забыли, который сейчас час. Сколько же сейчас времени? Вот беда, мы не взяли с собой ни телефона, ни часов. Как же нам быть? Кто знает ответ на этот вопрос? Ребята, кажется, я догадалась. Нам в этом помогут живые часы природы. Знаете, что это такое? Нет. Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте. Оказывается, в природе всё взаимосвязано.

Сейчас, наверное, никто бы и не задумался об определении времени. У каждого есть часы. Часы везде: на руке, в сотовом, в машине и т. д… Люди уже не могут представить себя без них, они даже не задумываются о том, что природа сама по себе - большие часы. Нужно только уметь ими пользоваться. Интересно, что время действительно можно определить с помощью птиц! Птицы пробуждаются в разное время суток, поэтому они могут быть ориентирами во времени.

Так, к примеру воробей, эту птицу можно считать аристократом, потому что она начинает бодрствовать позже всех, не раньше 5-6 часов утра. (слушаем чириканье воробья).

Кукушка и иволга - эти птицы начинают просыпаться в районе 3-4 часов утра. (слушаем, как звучат кукушка и иволга)

Уже ближе к 4 часам свою активность начинают проявлять щегол и скворец. (слушаем звучание щегла и скворца).

Так как воробьи куда более распространены и их громкое чириканье может узнать каждый, то они являются наилучшей точкой отсчета для времени.

А теперь, давайте, поговорим о часах.

- Все ли из вас видели часы? (слайд с часами различной формы)

- А какой формы бывают часы? (овальные, круглые, прямоугольные, квадратные)

- Оказывается, часы бывают разные не только по форме, но и по виду.

- Я предлагаю вам изобразить часы. Ребята, встаньте, пожалуйста в круг. Вы часы. Я вас завожу, а вы начинаете ритмично тикать.

Звучит метроном. Воспитатель «заводит» детей, а они начинают ритмично «тикать».

- Какие ритмичные часы. Теперь наши волшебные музыкальные часы зазвенят звучащими жестами. Сначала по моему показу, а потом кто как хочет. Следите за ритмом.

Звучит музыка, дети исполняют звучащие жесты.

Ребята, вы справились замечательно с заданием, правильно и ритмично изобразили музыкальные часы.

- Слово «время» происходит от двух слов: «время» и «вертение». Потребность узнать, что такое время и как его измерять появилось у людей очень давно.

- Какие виды часов вы знаете? (Солнечные, водные, песочные, кварцевые, электронные, огненные, атомные).

(показ фильма «история часов»)

- Первые часы были Солнечные. Люди заметили, если Солнце светило - значит был день, а когда Солнце заходило за горизонт наступала ночь. А ещё - если Солнце находилось низко над горизонтом - было утро, днём высоко над домом, вечером - слева от жилья. Вот люди в давние времена и стали задумываться, как более точно узнать время. Вот тогда и были придуманы первые часы. Так как они назывались? (Солнечные)

- Как Вы думаете, можно ли было пользоваться Солнечными часами в пасмурную или дождливую погоду? Почему?

- Сейчас я Вам предлагаю по экспериментировать.

Экспериментальная работа с солнечными часами.

(Дети садятся на стульчики перед экраном)

- Ребята я предлагаю немного отдохнуть:

Физкультминутка

- Повторяем за мной под музыку:

Тик-Так, Тик-Так - в доме кто умеет так (ходьба на месте)
Это маятник в часах, отбивает каждый такт (наклоны влево, в право)
А в часах сидит кукушка, у нее своя избушка (садятся на корточки)
Прокукует птичка время, снова спрячется за дверь (наклоны вперед, закрываем и открываем лицо руками)
Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга (вращение туловища в право)
Повернемся мы с тобой против стрелки часовой (вращение туловища влево)
А часы идут, идут (ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают (замедление темпа ходьбы)
А бывают, что спешат, словно убежать хотят (бег на месте)
Если их не заведут, то они совсем встают. (дети останавливаются)

- Солнечные, песочные, затем люди придумали водные часы и как мы с вами убедились, все они показывали время условно, а людям хотелось знать точное время. И то определить, что люди изготовили механические часы, в которых было огромное количество колёсиков, механизмов, соединённых между собой. В механических часах есть стрелки, их может быть разное количество.

(слайд «механизм часов»)

Игра «Волшебные часы»

- Сейчас зазвучит музыка и под нее один из вас будет вращать стрелки часов. Когда музыка перестанет играть, вы по указанию стрелки будете определять, что вам делать (петь, танцевать или играть на музыкальных инструментах).

- Давайте выберем ведущего, и он напомнит вам, что часы всегда нам подсказывают, когда нам надо идти гулять, спать и по музыкальным фрагментам определит, что вам делать- идти гулять, спать или заниматься.

Звучат музыкальные фрагменты 3 различных жанров (колыбельная, марш, танец) и дети сами определяя жанр выбирают действие.

Молодцы, ребята, вы все правильно сделали.

- Как вы думаете, сколько может быть стрелок на часах? Чтобы определить, правильно ли вы отвечали, предлагаю посмотреть на экран.

(слайд «циферблат»)

- Как называется маленькая стрелка? (часовая) показ

- Как называется большая стрелка? (минутная) показ

- Как называется самая быстрая стрелка на часах? (секундная) показ

А ещё, ребята, часы в зависимости от того, где они находятся, могут быть: напольными, настенными, настольными, наручными.

Часовые мастера «Часовщики» изготовили не только маленькие, но и большие механические часы и установили их на высоких башнях. (слайды «к докладам детей»: МГУ, киевский вокзал, Спасская башня, телеграф, театр Образцова)

Дети читаю свои доклады.

Каждый час эти часы издавали звон и люди знали который час. Но так как механизм для часов очень дорогой и представлял большую ценность, часы были одни. Их было не видно из всех домов, надо было выходить на улицу и смотреть который час. И тогда люди изобрели наручные - механические часы.

- Они есть практически у всех людей. Самые знаменитые наручные часы изготавливают в Швейцарии. Но в России тоже есть хорошие часовые заводы: Слава, Заря, Янтарь.

- Но в механических часах есть один недостаток. Как вы думаете, чем неудобны механические часы? (требуется постоянный завод механизма)

- А чтобы было ещё удобнее, человек придумал электронные часы, которые работают от батарейки. В Японии созданы самые точные атомные часы.

(слайд «Атомные и электронные часы»)

- Вот какой долгий путь прошли часы, чтобы мы их увидели такими какие они сейчас.

- Ребята! А сейчас я предлагаю вам изготовить часы и поэкспериментировать с ними.

(Изготовление часов)

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка - только раз,
Та, что выше, - каждый час.

Игра «УСТАНОВИ ВРЕМЯ НА ЧАСАХ» (работа с часами)

- Я думаю, что вы никогда и никуда не будете опаздывать, точно будете разбираться во времени, и самое главное, правильно планировать свой распорядок дня. А часы, которые вы изготовили, теперь ваши. Спасибо за вашу работу и ответы! До свидания!