Пояснительная записка к методической разработке урока
Школьная география занимает особое положение среди учебных предметов. Она дает школьникам знания о природе Земли, населяющих ее народах, хозяйстве, то есть формирует представления об окружающем мире и является одновременно и естественным, и гуманитарным предметом. Целью курса географии в 6 классе является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Учителю необходимо стимулировать интерес учащихся к изучению географии путем создания комфортной обстановки обучения, использования различных форм и методов обучения для повышения мотивации учащихся. Чтобы сделать доступным материал на уроке, представлены примеры из жизни. Обучающиеся знакомятся с местными ветрами, строят розу ветров для своего населенного пункта по своим наблюдениям.
Используются различные формы работы:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- парная.
Они способствуют достижению цели урока и усвоению нового материала.
В ходе урока учащиеся развивали умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами. На уроке осуществлялись межпредметные связи:
- объяснение пословиц (литература)
- решение задач, построение розы ветров (математика).
Урок дополнен презентацией, которая содержит определения понятий, иллюстративный материал, таблицы. Презентация позволяет сделать материал урока наглядным и доступным. Использование презентации на уроке способствует прочному усвоению знаний.
В приложении представлена инструктивная карточка для практической работы.
Технологическая карта урока географии в 6 классе
Предмет |
География. УМК «Полярная звезда», для 5-6 классов |
Класс |
6 класс |
Тип урока |
Комбинированный |
Технология |
Проблемного обучения |
Тема урока |
Ветер |
Цель |
Способствовать формированию представлений о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека; создать условия для формирования умений определять направление ветра, строить розу ветров. |
Задачи |
|
Ведущие понятия урока |
Ветер, бриз, муссон, флюгер, роза ветров. |
Планируемые результаты обучения |
Предметные
Метапредметные
Личностные - осваивают знания об основных географических понятиях; развивают познавательный интерес. |
Формы работы |
Фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная. |
Методы |
По источникам информации: наглядный, практический. По степени взаимодействия: самостоятельная работа, эвристическая беседа. По характеру познавательной деятельности; частично-поисковый. |
Ресурсы Учебник, атлас, рабочая тетрадь, компьютер, компьютерная презентация, проектор, настенная карта. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
1. Организационный момент |
Здравствуйте, ребята! Я рада очередной встрече с вами.
Прозвенел звонок веселый.
|
Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место, настраиваются на урок. |
||||||||||||||
2. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках, как необходимое условие для дальнейшего продвижения |
- Давайте вспомним тему нашего прошлого урока, о чем мы говорили на предыдущем занятии (Атмосферное давление) (сл.2)
|
Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют ситуацию. |
||||||||||||||
Задания на проверку умения(сл.3)
Сравнивают решение с ответом на слайде. |
Учащиеся решают задачу | |||||||||||||||
Решите проблему (сл.4)
Давайте отгадаем загадку:
Летит без крыльев и поет
|
Учащиеся решают проблему, согласно своим наблюдениям | |||||||||||||||
Как вы поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о ветре.
Назовите тему нашего урока. |
Называют тему урока и записывают ее в тетрадь. | |||||||||||||||
3. Целеполагание |
Как вы считаете, какова цель нашего урока, исходя из данной темы.
|
Называют цели урока и ставят задачи |
||||||||||||||
4. Освоения новых знаний |
Одинаково ли нагревается воздух над сушей и морем?
Что происходит с воздухом при его нагревании и охлаждении? Воздушная оболочка Земли, особенно ее нижняя часть, очень редко бывает спокойной. Воздушные массы - вечные странники. Они находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной области земного шара в другую. |
Отвечают на вопросы | ||||||||||||||
Ветер - это перемещение воздуха в горизонтальном направлении над земной поверхностью.
А почему дует ветер? Прочитайте текст на с. 31-32 (сл. 6) |
Записывают определение в тетрадь | |||||||||||||||
Подумайте над проблемой
Когда мы слушаем прогноз погоды, нам сообщают главные характеристики ветра, какие?
|
Поверхность Земли нагревается неравномерно, это является причиной разности давления воздуха, а перемещение воздуха с области повышенного давления в область пониженного и является главной причиной возникновения ветра.
Дневной бриз, ночной бриз.
Ответы ребят: скорость, сила и направление По деревьям, дыму из труб, по флажку. Записывают в тетрадь определение |
|||||||||||||||
Практическая работа
Сейчас мы построим розу ветров для нашей местности с. Бабагай за декабрь 2021. (сл.8) Раздает инструктивные карточки детям. Поменяйтесь тетрадями, сравните свои рисунки. |
Строят розу ветров (взаимопроверка) | |||||||||||||||
Следующая характеристика скорость.
|
||||||||||||||||
Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт. Во время службы на флоте он вел наблюдения за ветром. Эта наблюдательность позволила ему разработать шкалу, которая официально была зарегистрирована в 1838 году. Как дань его заслугам, в честь него назвали море, антарктический остров и мыс в северной части Канады. (таблица на сл. 9) | Обучающиеся знакомятся со шкалой Бофорта | |||||||||||||||
5. Физкультминутка |
Ветер дует нам в лицо
|
Выполняют вместе с учителем |
||||||||||||||
6. Освоение новых знаний |
Согласны ли вы со мной, что ветер великий в природе работник?
А какой вред приносят? Задание по группам. (сл. 10) Первая группа обсуждают и записывают положительное значение ветра, вторая отрицательное. Есть ветры, схожие с бризами, но дующие на побережьях океанов - это муссоны. |
Отвечают и записывают в тетрадь:
1. Способствуют распространению пожаров.
|
||||||||||||||
Прочитайте текст на с. 133.
На Байкале дует около 30 местных ветров. |
Самостоятельно изучают пункт «Муссоны» и выписывают отличия муссона от бриза. |
|||||||||||||||
Объясните значение выражений (сл.13)
|
Объясняют значение выражений | |||||||||||||||
7. Домашнее задание |
Прочитайте параграф 40, зад. 4-6 письменно
|
Слушают пояснения учителя. |
||||||||||||||
8. Рефлексия |
Дополните предложения:
Подводит итог урока. Выставляет оценки. (Сл.14) |
Учащиеся дополняют предложения. |