Урок по теме «Ветер»

Разделы: География, Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: география, ветер


Пояснительная записка к методической разработке урока

Школьная география занимает особое положение среди учебных предметов. Она дает школьникам знания о природе Земли, населяющих ее народах, хозяйстве, то есть формирует представления об окружающем мире и является одновременно и естественным, и гуманитарным предметом. Целью курса географии в 6 классе является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

Учителю необходимо стимулировать интерес учащихся к изучению географии путем создания комфортной обстановки обучения, использования различных форм и методов обучения для повышения мотивации учащихся. Чтобы сделать доступным материал на уроке, представлены примеры из жизни. Обучающиеся знакомятся с местными ветрами, строят розу ветров для своего населенного пункта по своим наблюдениям.

Используются различные формы работы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная.

Они способствуют достижению цели урока и усвоению нового материала.

В ходе урока учащиеся развивали умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами. На уроке осуществлялись межпредметные связи:

  • объяснение пословиц (литература)
  • решение задач, построение розы ветров (математика).

Урок дополнен презентацией, которая содержит определения понятий, иллюстративный материал, таблицы. Презентация позволяет сделать материал урока наглядным и доступным. Использование презентации на уроке способствует прочному усвоению знаний.

В приложении представлена инструктивная карточка для практической работы.

Технологическая карта урока географии в 6 классе

Предмет

География. УМК «Полярная звезда», для 5-6 классов

Класс

6 класс

Тип урока

Комбинированный

Технология

Проблемного обучения

Тема урока

Ветер

Цель

Способствовать формированию представлений о ветре, причинах его образования, познакомить с видами ветров, значением в природе и жизни человека; создать условия для формирования умений определять направление ветра, строить розу ветров.

Задачи

  • Развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, работать со статистическими данными, схемами, таблицами;
  • Развивать творческие способности учащихся, логическое мышление;
  • Способствовать развитию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных.

Ведущие понятия урока

Ветер, бриз, муссон, флюгер, роза ветров.

Планируемые результаты обучения

Предметные

  • Научатся называть основные виды ветров, объяснять значение понятия «ветер».
  • Получат возможность научиться определять направление ветра, строить розу ветров.

Метапредметные

  • Познавательные: ставят учебную задачу под руководством учителя; осуществляют поиск необходимой информации.
  • Коммуникативные: кратко формулируют свои мысли в устной и письменной форме.
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Личностные - осваивают знания об основных географических понятиях; развивают познавательный интерес.

Формы работы

Фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Методы

По источникам информации: наглядный, практический. По степени взаимодействия: самостоятельная работа, эвристическая беседа. По характеру познавательной деятельности; частично-поисковый.

Ресурсы Учебник, атлас, рабочая тетрадь, компьютер, компьютерная презентация, проектор, настенная карта.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада очередной встрече с вами.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла следующее выражение «Ученик на уроке - не пассивный исполнитель, а активный участник» и чтобы слово не расходилось с делом, вы на уроке должны активно поработать.

Прозвенел звонок веселый.
Вы урок начать готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!

Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место, настраиваются на урок.

2. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках, как необходимое условие для дальнейшего продвижения

- Давайте вспомним тему нашего прошлого урока, о чем мы говорили на предыдущем занятии (Атмосферное давление) (сл.2)
1. Что же такое атмосферное давление?
2. Какими единицами измеряется атмосферное давление? (мм. рт. ст.)
3. От чего оно зависит?
4. Как изменяется атмосферное давление с высотой?
5. Назовите прибор для измерения атмосферного давления.

Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют ситуацию.

Задания на проверку умения(сл.3)

    У подножия возвышенности атмосферное давление равно 760 мм рт.с.. Какова высота возвышенности, если на вершине наблюдается давление 750 мм рт.с.
  1. На дне пропасти атмосферное давление 780 мм.рт.с., а на поверхности 740 мм рт.с. Найдите глубину пропасти.

Сравнивают решение с ответом на слайде.

Учащиеся решают задачу

Решите проблему (сл.4)
В каждом доме у нас есть печное отопление и для того чтобы было дома тепло, мы топим с вами печь.
1. Куда девается дым?
2. Почему дым не заходит в комнату?
3. Почему дым вытягивается в трубу?
Сегодня мы продолжим знакомиться с темой «Атмосфера» и на уроке речь пойдет о явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся.

Давайте отгадаем загадку:

Летит без крыльев и поет
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.

Учащиеся решают проблему, согласно своим наблюдениям
Как вы поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о ветре.
Назовите тему нашего урока.
Называют тему урока и записывают ее в тетрадь.

3. Целеполагание

Как вы считаете, какова цель нашего урока, исходя из данной темы.
На экране появляется слайд с целью и задачами урока (сл.5)

Называют цели урока и ставят задачи

4. Освоения новых знаний Одинаково ли нагревается воздух над сушей и морем?
Что происходит с воздухом при его нагревании и охлаждении?
Воздушная оболочка Земли, особенно ее нижняя часть, очень редко бывает спокойной. Воздушные массы - вечные странники. Они находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной области земного шара в другую.
Отвечают на вопросы
Ветер - это перемещение воздуха в горизонтальном направлении над земной поверхностью.
А почему дует ветер?
Прочитайте текст на с. 31-32 (сл. 6)
Записывают определение в тетрадь

Подумайте над проблемой
Почему в старые времена рыбаки на парусных судах отправлялись на рыбную ловлю ночью, а возвращались днем?
Вывод: чем больше разница в атмосферном давлении между сушей и морем, тем быстрее перемещается воздух, тем сильнее ветер.

Когда мы слушаем прогноз погоды, нам сообщают главные характеристики ветра, какие?
Направление ветра определяют по той стороне горизонта, откуда он дует. Можно ли определить направление ветра по местным признакам?
А есть специальный прибор, который называют - ФЛЮГЕР. (сл. 7)
Для проектировщиков зданий, летчиков, моряков важно знать, какие ветры чаще всего дуют, поэтому специалисты строят специальный чертеж, который называют розой ветров.

Поверхность Земли нагревается неравномерно, это является причиной разности давления воздуха, а перемещение воздуха с области повышенного давления в область пониженного и является главной причиной возникновения ветра.

Дневной бриз, ночной бриз.
Записывают вывод в тетрадь

Ответы ребят: скорость, сила и направление

По деревьям, дыму из труб, по флажку.

Записывают в тетрадь определение

Практическая работа
Сейчас мы построим розу ветров для нашей местности с. Бабагай за декабрь 2021. (сл.8)
Раздает инструктивные карточки детям.
Поменяйтесь тетрадями, сравните свои рисунки.
Строят розу ветров (взаимопроверка)

Следующая характеристика скорость.
В каких единицах она измеряется?
Скорость измеряется с помощью анемометра. Записывают единицы измерения скорости (м/c, или км/ч)

Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт. Во время службы на флоте он вел наблюдения за ветром. Эта наблюдательность позволила ему разработать шкалу, которая официально была зарегистрирована в 1838 году. Как дань его заслугам, в честь него назвали море, антарктический остров и мыс в северной части Канады. (таблица на сл. 9) Обучающиеся знакомятся со шкалой Бофорта

5. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
Раз, два - выше голова
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - можно сесть.

Выполняют вместе с учителем

6. Освоение новых знаний Согласны ли вы со мной, что ветер великий в природе работник?
А какой вред приносят?
Задание по группам. (сл. 10)
Первая группа обсуждают и записывают положительное значение ветра, вторая отрицательное.
Есть ветры, схожие с бризами, но дующие на побережьях океанов - это муссоны.

Отвечают и записывают в тетрадь:
1. Очищает воздух, переносит влагу.
2. Вырабатывает энергию
3. Переносит семена растений, грибов.
4. Сглаживает горы, придает им причудливые формы
5. Приводит в движение парусные суда.

1. Способствуют распространению пожаров.
2. Усиливают холод
3. Выдувают почву.
4. Ураганы и торнадо приносят сильные разрушения.
Зачитывают классу

Прочитайте текст на с. 133.
Что означает муссон? Чем муссон отличается от бриза?
Чем отличается зимний муссон от летнего?
Все ветры делят (на слайдах 11-12)

Ветры

Постоянные

Сезонные

Местные

Пассаты

Муссоны

Бризы

Западные ветры

Бора, Фен, Зефир

Восточные

Горно-долинные ветры на Байкале(Сарма, Култук, Баргузин, Харахаиха)

На Байкале дует около 30 местных ветров.

Самостоятельно изучают пункт «Муссоны» и выписывают отличия муссона от бриза.

Объясните значение выражений (сл.13)

    Ищи ветра в поле
  • Бросать слова на ветер
  • В голове ветер гуляет
  • Ехать с ветерком
Объясняют значение выражений

7. Домашнее задание

Прочитайте параграф 40, зад. 4-6 письменно
Приготовьте сообщение по теме «Самые сильные ветры»

Слушают пояснения учителя.

8. Рефлексия

Дополните предложения:

    сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • Было трудно…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • Как бы я оценил свою работу на уроке…

Подводит итог урока. Выставляет оценки. (Сл.14)

Учащиеся дополняют предложения.