Программное содержание:
- Расширять представления о значении реки в жизни людей.
- Развивать логическое мышление через отгадывание загадок.
- Уточнить знания об использовании воды.
- Формировать представление о путешествии по воде на водном транспорте.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Видеописьмо, географическая карта РФ, мольберт, слайды с изображением водоемов, термос, зеркало, пластмассовые прозрачные стаканчики для экспериментирования, картинки с изображением водного транспорта.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям посмотреть видеописьмо от девочки Полины, которая отдыхает с братом у бабушки с дедушкой на Волге.
Уточняет у детей название главной реки нашей столицы и название других известных детям рек.
Какие реки вы знаете?
Потом подводит детей к карте и рассматривает с ними местонахождение Волги. «Река Волга - самая длинная река. Она течет по России много километров. Широкой лентой протянулась она до Астрахани. Местами она так широка, что с трудом виден другой берег. Волга несет свои воды в Каспийское море. Так вода - путешественница из маленькой реки попадает в далекое большое море. Много рек питают Волгу своими водами. У главной реки есть притоки - Ока, Москва, Сетунь». Дети на карте их рассматривают. У реки есть ширина, глубина, длина.
Воспитатель предлагает детям проверить, насколько река Волга длиннее других рек.
Вопросы к детям:
- Как можно проверить длину?
- Чем можно измерить длину реки на карте?
Воспитатель с детьми тонкой веревочкой или ниткой измеряют длину реки и сравнивают с длиной других рек: Москвы-реки, Оки …..
Вопрос к детям:
- С чего начинается река?
- Как поется об этом в песенке из мультфильма? («С голубого ручейка начинается река»).
Рассказ педагога.
«Когда идет дождь, на землю выпадает много воды. Почва не может впитать ее всю. И тогда часть воды проникает в слой почвы. А там лежит слой песка, еще ниже слой глины. Напоминает это все слоеный пирог с разными начинками. Вода проходит через песок. Глина задерживает воду. И вода начинает скапливаться. Когда воды становится много, она ищет выход. И находит где-нибудь возле обрыва или холма. То место, где вода выходит из-под земли, называют источником. С него начинаются ручьи и реки. На своем пути ручей встречает еще другие ручейки и, сливаясь, они образуют реку. Начало реки называется истоком».
А вот в сказке С.Я.Маршака «Волга и Вазуза» о том, как рождается река, есть такие слова:
«Меж болот, из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь - ручей разлился в речку»
Любая река начинается с ручейка, вытекающего из под горы или из озера, или из ключей и родников, бьющих из - под земли.. Волга-река - река труженица, по ней плавают разные суда.
Вопрос к детям:
- Какой транспорт перевозят разные грузы по рекам и морям? (баржи, танкеры, сухогрузы)
- Что могут перевозить суда? (песок, лес, машины, строительные материалы…).
- Какие возят людей? (теплоходы, корабли)
Воспитатель предлагает детям разместить на мольберте карточки с водным видом транспорта, заполнив изображение реки.
Вопрос к детям:
- Для чего используется вода в реках? (для полива полей, для разведения рыбки, водоплавающих птиц…)
Воспитатель: «По реке не только перевозят разные грузы, людей. Река может помочь смолоть из зерен муку на водяной мельнице, а, вращая турбины гидроэлектростанции, сделать так, что у нас в доме загорится электрическая лампочка. А, если вода заставит крутиться специальную электрическую машину, то эта машина будет давать ток.
А куда же пошел ток?
В каждый дом заглянул - кому воду в электрическом чайнике вскипятил, кому обед сварил на электрической плите, кому белье погладил электрическим утюгом, заглянул на молочную ферму и помог дояркам подоить коров. По вечерам светло в доме - лампочки зажигаются, читать, писать можно. Отдохнуть захочется - песню по радио или магнитофону послушать можно, телевизор посмотреть. Вода в наши квартиры поступает именно из реки или озера.
Затем воспитатель предлагает детям провести опыты с волшебницей водой.
«Ребята, с водой происходят самые невероятные превращения. Она может превратиться в лед - твердую воду, в воде одни вещества могут растворяться, другие - нет.
Вопрос к детям:
- «Пар - это вода или нет?».
Опыт «Пар - это тоже вода».
Воспитатель показывает детям термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать, что пар - это тоже вода. Над паром он держит зеркальце. На нем выступают капельки воды. Он предлагает детям на них посмотреть.
Опыт «Вода - жидкая, может течь».
Воспитатель обращается к детям с вопросом; «Вода жидкая или густая?».
Раздает детям по два стаканчика - один с водой, другой - пустой. Предлагает аккуратно перелить воду из одного в другой. Уточняет у детей, почему льется вода (потому что жидкая). Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках.
В заключение педагог подводит итог занятия.
Сегодня мы с вами говорили о Волге, красивой реке России. И об этой удивительной реке люди поют песни и пишут поэты стихи. Воспитатель читает стихотворение З.Александровой.
«Вот вьюга сегодня примолкла.
Присмирев, улеглась на покой,
Просыпается солнце над Волгой,
Над великою русской рекой».