Мастер-класс: "Учим для жизни? Открытые задачи. Включи креативное мышление”

Разделы: Математика


Добрый день, уважаемые члены жюри и участники мастер класса.

Зовут меня Елоева Нелли Гурамовна, представляю прогимназию Эрудит г.Владикавказа.

Всеми известная сюита Георгия Свиридова «ВРЕМЯ ВПЕРЕД!».

Символично, время не стоит на месте, «всё течёт, всё изменяется», и, соответственно, вносятся свои коррективы... Не стоит на месте и процесс образования.

Жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству.

Ребенок воспринимает мир таким, какой он есть, не опираясь на законы науки, а взрослый - с точки зрения накопленных знаний.

Вашему вниманию предложу пример из своей практики: на уроке в 1 классе я объясняла детям, что такое задача. Условие задачи звучало следующим образом: «Коля собрал 8 грибов, из них съедобных было 5. Какой вопрос мы можем задать к этому условию? (Сколько несъдобных грибов собрал Коля?)» Ребенок отвечает: «Зачем Коля собрал несъедобные грибы?»

Ребенок составил открытую задачу. Да, она не может быть решена с помощью арифметических действий, но она имеет решение, причем не единственное.

Тема моего мастер-класса «Открытые задачи. Включи креативное мышление».

В качестве гипотезы я предложу следующее: «Использование открытых задач способствует формированию у обучающихся нестандартного креативного мышления, позволяющего достигать метапредметные результаты».

Порой я задаю себе вопрос: «Не ставим ли мы наших учеников в условия закрытой задачи, когда есть условия и предусмотрен определенный алгоритм действий с единственно правильным решением?».

На протяжении ряда лет Россия принимала участие в международных измерениях качества образования PIRLS и PISA. Сложность выполнения объясняется нетипичностью предложенных им заданий, что объясняется нехваткой метапредметных умений.

Школа - это всегда отражение нашего общества. Открытые задачи были нормой дореволюционной школы. Пример задачи из учебника арифметики первого класса 1913 года: «Сколько деревьев нужно срубить крестьянину, чтобы дров хватило до самой весны?». Сегодня не каждый пятиклассник, да и взрослый человек сообразит, как подступиться к такой задаче.

Так чем же отличаются открытая и закрытая задачи?

1. Задача. Три фармацевта открыли на одной улице три аптеки. Во всех аптеках примерно одинаковый ассортимент лекарственных препаратов. Чтобы привлечь покупателей, владелец первой аптеки, повесил у себя на двери объявление: «У нас самые низкие цены!». Владелец второй аптеки тоже разместил рекламный плакат: «Контроль качества!» Какой слоган должен вывесить владелец третьей аптеки, чтобы привлечь покупателей?

В школьной задаче цель поставлена заранее. В жизни часто, встречаясь с проблемами, мы много времени тратим на то, чтобы определить для себя, какую именно цель достичь (проявление наивысшей степени свободы и активности человека).

(Возможны разные варианты ответов. Какой из ответов неправильный? Правильные все.)

Хвалить детей тоже нужно правильно. А именно, хвалить идею. То есть: «классная идея, оригинальная, яркая, эффективная, неожиданная и т.п.»

2. Рассмотрим одну из типовых задач.

Задача: Из двух городов, расстояние между которыми 420 км, навстречу друг другу выехали два автомобиля. Скорость одного из них 68 км/ч, а скорость второго - 72 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа? Данная задача имеет единственный верный ответ и алгоритм решения. Уберем из текста задачи фразу «навстречу друг другу», и задача уже имеет неоднозначное решение. При ее решении ученики разбирают не только движение «навстречу друг другу», но и движение в «противоположном направлении» или в «одну сторону». Конечно, в каждой из этих ситуаций учащиеся придут к различным ответам. Измененное условие задачи хотя и делает из «закрытой» задачи «открытую», но при этом условие ее остается таким же скучным для школьника. Изменим текст задачи, сделаем ее более современной.

Задача: Между городами Владикавказ и Краснодар 508 км. Из Владикавказа выехал автомобиль «Тойота Камри», а из Краснодара - автомобиль «Лада-Приора». Какое расстояние будет между ними через 1час, если каждая машина будет ехать с максимальной скорость? Для справки: автомобиль «Тойота Камри» развивает скорость 210 км/ч, а автомобиль «Лада-Приора» - 190 км/ч.

На уроках мы сначала изучаем способ решения определенного типа задач, а затем предлагаем задачи для его отработки. В жизни никто не говорит нам, каким способом нужно решать возникающие задачи. Появляется проблема недостаточности информации.

3. Фирма "Рибок" (США), выпускающая спортивную обувь, (кроссовки), построила филиалы в Таиланде и на Тайване. Основное место сбыта продукции - крупные американские и европейские магазины. Но вот проблема: не столь сознательные, как их американские коллеги, рабочие предприятий стали расхищать обувь с целью перепродажи... Что бы вы сделали на месте руководства фирмы?

Такие задачи на уроках практически не встречаются, так как отбор условий, необходимых и достаточных для решения задачи выполнен авторами учебника или учителем.
В жизни условия, в которых должна быть решена проблема, во многом остаются неоднозначными.

Руководство фирмы нашло интересный выход из положения: теперь на Тайване производят только правый ботинок, а в Таиланде - левый. По парам же их раскладывают в США или Европе, непосредственно на местах продажи.

4. Чему равен угол между часовой и минутной стрелками, если часы показывают 3 часа?

Подберите такое время, чтобы угол между часовой и минутной стрелкой был прямым. Сколько существует вариантов?

В учебном материале мы привыкли к однозначности правильного ответа. Жизнь дает возможность разнообразного представления результатов решения возникающих проблем.

Последняя задача моего мастер класса открытая…жизненная…

Перед нами фотография человека, который теряет слух. Давайте представим какие сложности ему предстоит преодолеть живя с этой проблемой?
(1.посещение известных врачей мира.
2.замкнутость,отречение от мира.
3.новые увлечения
4.новый круг общения)

Создавая «ОДУ РАДОСТИ» при полной потери слуха, Бетховен говорил: «Мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным». СЛАЙД

Сценка с куклами… ВЫВОД.

Таким образом, в школе мы учим ребенка решать задачи, условие которых сформулировано четко и однозначно. А что вокруг? Закрытое пространство??? Условия большинства задач (проблем)в нашей жизни противоречивы и неконкретны. Очень часто для их решения нет определенного алгоритма. То есть жизнь перед нами ставит задачи открытые.

Во власти преподавателя совершить с ними чудесное превращение. Волшебной указкой я взмахну и школа раскроется для открытий, инноваций, ноу-хау, изобретений, творческих шедевров, которые являются результатом нестандартного креативного мышления.

Гипотеза, о которой я говорила вначале, пока еще проверяется.

А пути решения стандарта в образовании для меня остаются открытой задачей, которая не имеет единственного решения.