Особенности применения межпредметных связей на уроках географии

Разделы: Математика, Физика, Химия, География, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Экология, Дополнительное образование, Мастер-класс, Профессия — педагог


В современном мире главная задача преподавателя состоит в том, чтобы научить обучающегося трудиться, тем самым активизировать учебный процесс. Поскольку только трудом можно добыть знания. В настоящее время перед школьной образовательной системой возникает ряд трудностей, непосредственно связанных с быстро увеличивающимся объемом человеческих знаний. В данной ситуации применение интегрированного подхода на различных учебных дисциплинах позволит облегчить усвоение и применение этих знаний обучающимися. Интеграция школьных предметов реализуется благодаря межпредметным связям.

По мнению Е.Н.Алексеевой, межпредметные связи представляют собой одно из важнейших дидактических условий для достижения успешности в обучении, обеспечивающее отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе. Н.М.Черкес-Заде считает, что при использовании интеграции учебных предметов на уроке происходит приобщение к конкретизации научных понятий о законах природы, идеях, теориях и их обобщению, что дает возможность переносить эти знания в новые ситуации [1, c. 49].

В настоящее время географию можно отнести к числу тех учебных предметов, преподавание которых невозможно без связей с другими дисциплинами. В настоящей статье будет проведен анализ особенностей применения межпредметной интеграции в преподавании школьного курса географии с такими предметами, как математика, физика и химия (рис.1).

Рис.1. Межпредметные связи географии с другими дисциплинами

Математика играет важную роль при обучении географии. В школьном курсе интеграции данных предметов встречается при изучении таких тем, как «План и карта», «Атмосферное давление, ветер», «Топографический план местности», «Население Земли. Демография», «Отрасли промышленности», «Поясное время», «Масштаб и его виды». По названию перечисленных разделов, можно сделать вывод, что часть из них перекликаются в курсах математики и географии и содержат в своей основе одни и те же базовые знания. К примеру, при изучении темы «Атмосфера Земли» в рамках изучения школьного курса географии в 6 классе, обучающиеся должны изучить такой терминологический аппарат, как абсолютная и относительная влажность воздуха, атмосферное давление, температура воздуха, среднегодовое количество атмосферных осадков, ветер и его виды, климатограмма [2, c. 116].

При изучении математики также в 6 классе изучаются круговые и столбчатые диаграммы, вычисляют среднее арифметическое значение чисел. Например, вычислите среднегодовую температуру по следующим данным. В январе: - 12º С, в феврале: - 9º С, в марте: +2º С, в апреле: +10º С, в мае: +15º С, в июне: +19º С, в июле: +26º С, в августе: +21º С, в сентябре: +16º С, в октябре: +8 º С, в ноябре: +2 ºС, в декабре: -5º С. Также важность математики раскрывается при решении задач по определению амплитуды воздуха. К примеру, определите амплитуду колебания температуры воздуха, если t max = 3°С, t min = - 6°С, А°с=? Все это необходимо знать при расчёте среднемесячного или среднегодового значения температуры воздуха или выпадения атмосферных осадков, а также для построения соответствующих графиков [4, c. 268].

В 9 классе при изучении темы «Целлюлоза как сырье лесной и деревообрабатывающей промышленности России» прослеживается интеграция географии с химией при решении практических задач. К примеру, рассчитайте массу триацетата целлюлозы, который можно получить из древесинных отходов массой 1,62 т. (массовая доля выхода равна 75%). Массовая доля целлюлозы в древесине составляет 50%. Проведение данного интегрированного урока позволит обучающимся закрепить знания, приобретенные ранее на уроках географии и химии, и сформировать целостное представление по данной теме [3, c. 181].

Географическая наука имеет тесные межпредметные связи с физикой, к примеру, при изучении темы «Атмосфера» обучающиеся уже в курсе 6 класса, знакомятся с таким понятием, как «атмосферное давление и температура воздуха», в то время как на уроках физики изучение этой темы начинается только в 7-ом классе. Обучающиеся также закрепляют изученный материал при помощи решения практических задач. Пример 1, определите, какое атмосферное давление будет на вершине горы, высота горы 2000 м, если у подножия горы его значение составляет 760 мм рт. ст. и известно, что атмосферное давление понижается на 10 мм на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа. Пример 2, определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, высота горы 1000 м, если у подножия горы её значение составляет 12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа [6, c. 25].

Наибольшие трудность обучающиеся испытывают при решении заданий, связанных с характеристикой тепловых процессов, происходящих в атмосфере. Данные темы изучаются на уроках физики в 7 классе рассматривается, что воздух имеет вес и создает давление, которое действует на все тела, находящиеся в нём. В географии особое внимание следует уделить свойствам подстилающей поверхности. Данный материал необходим для успешной сдачи ОГЭ по географии. Пример задания с развернутым ответом: в тропических широтах вдоль западных побережий Южной Америки и Африки протянулись величайшие пустыни мира. За год выпадает всего до 15 мм атмосферных осадков. В отдельные периоды осадки не выпадают на протяжении десятков лет. С чем связано отсутствие атмосферных осадков в пустынях? [5, c. 50].

Приведенные в настоящей статье примеры, показали, что применение межпредметных связей на уроках географии имеет важное значение. Оно заключается в накопление знаний (в виде фактов, понятий, закономерностей и т.д.), отдельных умений, в формировании способности видеть картину мира в целом. Расширяется круг средств решения значимых для личности проблем, формируются универсальные способы деятельности. Обучающихся нельзя заставить изучить или любить какой-либо предмет, их можно заинтересовать, показав насколько важны и нужны им эти знания. Интерес школьников может появляться и углубляться вследствие имеющихся у них интересов к другим предметам, благодаря использованию связей между ними в процессе преподавания.

Список литературы

  1. Алексеева, Е.Н. Использование межпредметных связей при изучении "Начального курса географии" / Е.Н.Алексеева // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. - 2015. - С. 47-50.
  2. Дюкова, С.Е. Формирование некоторых межпредметных понятий и метапредметных умений при обучении географии / С.Е.Дюкова // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - С. 115-119.
  3. Ильясов, Р.Р. Межпредметные связи для формирования и развития экологического мышления при обучении химии / Р.Р.Ильясова // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. - 2021. - С. 180-183.
  4. Лазарева, Е.Г. Математические задачи на уроках географии в школе / Е.Г.Лазарева, Е.А.Нынь // Всероссийская молодежная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Все грани математики и механики". - 2019. - С. 267-276.
  5. Суворова, А.И. Межпредметные связи географии и физики при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ / А.И.Суворова, Л.А.Пивоварова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - С. 44-51.
  6. Хизбуллина, Р.З. Использование межпредметных связей при изучении географии и физики в процессе самообразования школьников / Р.З.Хизбуллина, Ю.А.Еникеев // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 18-41.