Роль личности учителя в создании доверительной атмосферы для преодоления психологических барьеров для эффективного общения на иностранном языке

Разделы: Иностранные языки


We do not teach for Exam; we teach for Life. (Plant and grow a Language Tree. Its trunk and branches being grammar, leaves - vocabulary, their peculiar design being spelling, while rustle of leaves and birds singing - phonetics.) «Цитата» [Burkart G.S. 1, с. 2].

В требованиях к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в разделе Личностные Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования говорится об умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.

Формирование коммуникативной компетенции - основная цель обучения иностранному языку. При обучении говорению G.S. Burkart рассматривает три основные группы стратегий, которые направлены на обучение говорению «Цитата» [Молодых-Нагаева 2015]. Одна из стратегий направлена на создание благоприятной среды, как партнерской, так и групповой, обычно связанная с эмоциями и чувствами, поскольку это умение, которое предполагает прямой и непосредственный контакт с использованием языка.

В пособии "State Exam Maximiser", разработанным Е.Н.Солововой и И.Е.Солоковой, представлены материалы для подготовки к ЕГЭ и к другим языковым экзаменам. Объем монологического высказывания должен составлять от 12 до 15 фраз [Примерная программа. Английский язык 2016: 35]. В результате изучения иностранного языка на базовом уровне обучающийся должен уметь рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики и представлять социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка. Предметом говорения является мысль, как отражение в сознании человека связей и отношений явлений реального мира. Этот идеальный предмет обусловливает специфический характер деятельности говорения и его цель, а именно - выражение мысли. Продуктом же говорения является само высказывание, речевое сообщение [Калинина 1991: 23].

Следует отметить, что некоторые стратегии обучения положительно влияют на продвижение устных навыков. Это прямые и непрямые стратегии, которые важны для обучающихся при развитии коммуникативной компетенции и позволят преодолеть трудности в области коммуникации и укрепить уверенность обучающихся в способности общаться на иностранном языке даже с ограниченными ресурсами.

Роль личности учителя в создании доверительной атмосферы для преодоления психологических барьеров, формирование социальной компетенции очень важна.

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе с суворовцами.

Комфорт - важное условие, обеспечивающим развитие личности: на его фоне обучающийся либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Психолог-гуманист Карл Роджерс уверен, что доверие, внутренняя мотивация учителя и ученика - это важные составляющие активного группового взаимодействия.

Дейл Карнеги советовал улыбаться. Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! А также полагал, что желание понимать другого человека и порождает сотрудничество.

Итак, что же такое эффективное общение? Эффективное общение - это не просто выразительная и точная передача информации, но еще умение слушать, слышать и понимать, о чем говорит собеседник.

Выразительная речь и активное слушание нераздельны для достижения по-настоящему эффективного общения.

Для достижения успешной коммуникации необходимо:

  • Уметь слушать
  • Быть воспитанным
  • Использовать мимику и жесты
  • Говорить чётко и выразительно
  • Смотреть в глаза собеседнику
  • Проявлять эмпатию - понимание собеседника
  • Уметь выразить себя
  • Достичь взаимопонимания и согласия.

Невербальное общение используется и для того, чтобы показать ответную реакцию на то, что нам сообщают. Лишь 7% общения составляют непосредственно слова, 93 % состоит из мимики и жестов.

Итак, при обучении выразительной речи необходимо развивать:

  • Речевой аппарат с помощью речевой гимнастики
  • Дыхание
  • Владение диапазоном и тембром голоса
  • Владение интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной, побудительной, многозначительной.
  • Умение выразить чувство с помощью голоса, мимики и жестов, поддерживать зрительный контакт.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что при изучении иностранного языка нужны основные предпосылки психологического характера. Чтобы человек успешно усваивал иностранный язык, учитель должен учитывать психологические особенности подростков, их индивидуальные особенности, интересы, оптимизировать учебный процесс для создания положительной мотивации, которая, в свою очередь, будет влиять на успешное овладение устной речевой деятельностью. Подводя итог, можно утверждать, что специально созданные на уроке педагогические условия и использование дополнительных материалов позволят организовать овладение обучающимися уверенной устной речью на иностранном языке.

Список литературы

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) - М; ИКАР, 2009.- 448 с.
  2. Калинина С.В. К концепции обучения монологическому высказыванию // Иностранные языки в школе. - 1991. № 1. С.22-26
  3. Молодых-Нагаева Е.Г. Стратегии и социальные формы работы с лексикой при обучении студентов иностранному языку. -2015 Текст: непосредственный № 19. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/19/pedagogics/molodykh-nagaeva-nordman.pdf
  4. Пассов, Е.И. Прогрессивная концепция иноязычного образования [Текст] / Е.И.Пассов. - М.: Титул, 2000.
  5. Пикеева, Е.Н. Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка / Е.Н.Пикеева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 9.1 (89.1). - С. 73-75. - URL: https://moluch.ru/archive/89/18547/ (дата обращения: 15.02.2022).
  6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М; Просвещение, 2002. - 239 с.
  7. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. - М.:
  8. Глосса-Пресс, 2004. - 336 с.
  9. Соловова Е.Н., Солокова И.Е. State Exam Maximiser // Английский язык. Подготовка к экзаменам. - England: Longman, 2007. - 223 с.
  10. Нормативные документы:
      Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык // Учебно-методический журнал Английский язык в школе. - 2004. - № 4(8). - С. 4-33
    1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413). 3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. - 2016. - 569 с.

Энциклопедии и словари

  1. Варламова, Л.Н. Управление документацией: англо-русский аннотированный словарь стандартизированной терминологии / Л.Н.Варламова, Л.С.Баюн, К.А.Бастрикова. - Москва: Спутник, 2017. - 398 с. - Текст: непосредственный.

Электронные ресурсы

  • Burkart G.S. Spoken language: What it is and how to teach it. // Modules for the professional preparation of teaching assistants in foreign languages. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www.nclrc.org/essentials/speaking/spindex.htm.
  • e-LIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - Москва, 2000. - URL: https://elibrary.ru (дата обращения: 09.11.2021). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. - Текст: электронный.
  • Oxford, R. L. (1990). Language learning strategies: What every teacher should know. Boston, Massachusetts: Heinle & Heinle Publishers.