Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки педагога по физической культуре и спорту

Разделы: Профессия — педагог


Квалификация «Педагог по физической культуре и спорту» по специальности 49.02.01 «Физическая культура»

Государственные образовательные стандарты по специальности 49.02.01 «Физическая культура» предполагают обязательное прохождение практик в образовательных учреждениях.

Программа практики (по профилю специальности) в части освоения основных видов профессиональной деятельности включает профессиональные модули:

  • ПМ 01. «Организация и проведение учебно-тренировочных занятий и руководство соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта»;
  • ПМ 02. «Организация физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения»;
  • ПМ 03. «Методическое обеспечение организации физкультурно-спортивной деятельности».

Учебная и производственная (по профилю специальности) практика проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются рассредоточено, одновременно с теоретическим обучением в рамках профессиональных модулей.

Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки спортивного педагога: педагога физической культуры, тренера, инструктора по избранному виду спорта, одним из средств успешной подготовки обучающихся к работе в сфере физической культуры.

Педагогическая практика проходит в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.

Педагогическая практика обучающихся в ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта является формой организации учебного процесса, позволяет познакомиться с будущей профессиональной деятельностью, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом педагогической работы.

Цель практики - это комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности 49.02.01 «Физическая культура».

В процессе педагогической практики обучающиеся должны получить знания об основных особенностях содержания учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, познакомиться с основными законодательными и регламентирующими документами:

  • Законом Российской Федерации "Об образовании" № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г.;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 976 от 11 августа 2014 г., зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 25 августа 2014 г. N 33826;

Задачами педагогической практики являются:

  • углубление и закрепление теоретических знаний студентов;
  • развитие потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самовоспитании;
  • воспитание профессионально значимых качеств личности будущего педагога физической культуры, тренера, инструктора по избранному виду спорта
  • формирование и развитие профессиональных умений и навыков;
  • формирование творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности.

Навыки планирования учебной работы практикант приобретает при выполнении следующих видов работы:

  • распределение материала программы в годовом плане-графике;
  • составление четвертного плана по предмету;
  • составление конспектов уроков по физической культуре.

Подготовка и проведение урока позволяет овладеть некоторыми организационными навыками и умениями, такими как:

  • применение на практике различных методов организации обучающихся;
  • осуществление за обучающимися педагогического контроля;
  • подготовка места занятий, инвентаря и оборудования в соответствии с задачами урока;
  • умение целесообразно организовать обучающихся для решения задач в процессе урока;
  • умение выбирать место для руководства уроком, четко и правильно давать команды и распоряжения.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт.

Для повышения квалификации будущих тренеров необходимо:

  • Обеспечение визуального контроля условий проведения соревнований, координации участников и зрителей при подготовке, проведение и завершение спортивных соревнований.
  • Информирование о подготовке, ходе проведения, результатах спортивных соревнований заинтересованных лиц.
  • Подготовка и обеспечение эксплуатации спортивного и технологического оборудования, инвентаря, экипировки.
  • Организация документооборота при подготовке, в ходе проведения и по завершению соревнований.
  • Обеспечение соответствия условий и материальной базы проведения спортивных соревнований в соответствии с правилами вида спорта, положению или регламенту о спортивном соревновании и требованиям охраны труда
  • Оценка физических или психических возможностей спортсменов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, спортсменов-инвалидов в целях установления спортивного класса по виду адаптивного спорта (спортивной дисциплине).
  • Организация судейства спортивных соревнований по отдельному виду спорта или спортивной дисциплине или этапа спортивного соревнования
  • Руководство организацией и судейством спортивного соревнования.

Обучающиеся профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей должны знать:

  • историю избранного вида спорта, технику двигательных действий в избранном виде спорта;
  • основы организации соревновательной деятельности систему соревнований в избранном виде спорта;
  • сущность, цель, задачи, функции, содержание, формы спортивной тренировки в избранном виде спорта спортсменов;
  • теоретические и методические основы планирования подготовки спортсменов и учебно-тренировочных занятий в избранном виде спорта;
  • методические основы обучения двигательным действиям и развития физических качеств в избранном виде спорта;
  • организационно-педагогические и психологические основы руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта;
  • теоретические основы и особенности физической, технической, тактической психологической, интегральной подготовки в избранном виде спорта;
  • систему спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта, критерии и подходы в диагностике спортивной принадлежности;
  • мотивы занятий избранным видом спорта, условия и способы их формирования и развития, формирование состязательной нацеленности и мотивации спортсмена;
  • способы и приемы страховки и самостраховки в избранном виде спорта;
  • методы и методики педагогического контроля на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях по избранному виду спорта;
  • виды документации, обеспечивающей учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов, требования к ее ведению и оформлению;
  • разновидности физкультурно-спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для занятия избранным видом спорта, особенности их эксплуатации;
  • технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю в избранном виде спорта;
  • анализа учебно-тематических планов и процесса учебно-тренировочной деятельности, разработки предложений по его совершенствованию;
  • определения цели и задач, планирования и проведения учебно-тренировочных занятий;
  • применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
  • диагностики и оценки уровня физической подготовленности занимающихся избранным видом спорта;
  • наблюдение, анализ и самоанализ учебно-тренировочных занятий, обсуждение отдельных занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, преподавателями, тренерами;
  • различные нюансы тренировочной и соревновательной деятельности в избранном виде спорта;
  • ведение документации, обеспечивающей учебно-тренировочный процесс;

Особое место в педагогической практике занимает освоение практикантами анализ и самоанализ деятельности педагога физической культуры во время проведения уроков, умение обрабатывать результаты и формулировать педагогические выводы.

По результатам практики обучающимися составляется отчетная документация, перечень которой утверждается Методическим советом ГБПОУ «МССУОР №2» Москомспорта.

Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.

Список использованной литературы и интернет-источников

  1. Филанковский В.В., Теория и практика формирования профессиональной готовности учителя физической культуры: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.04 Ставрополь, 2000 456 с. РГБ ОД, 71:01-13/83-8
    Источник: http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/teorija-i-praktika-
    formirovanija-professionalnoj-gotovnosti-uchitelja-fizicheskoj.html
  2. Семеняко Я.А., Горбунова О.В., «Рабочая учебная программа дисциплины производственная практика в детско-юношеских спортивных школах».
    Источник: http://pandia.org/text/77/166/5236.php
  3. Емельянова С.А., Турыгина О.В., Морозова Е.Ф., Педагогическая практика по физической культуре. Содержание и отчёт».
    Источник: http://www.elib.kspu.ru/upload/documents/books/
    2013/04/c52991d4347ec91bc834b4cfe66600ca/zhurnal-po-praktike.pdf
  4. Методическая разработка (физкультура и спорт): «Методические рекомендации к проведению педагогической практики. Пробные уроки и занятия».
    Опубликовано 17.02.2013 - 13:24 - Михайлова Марина Вячеславовна
    Источник: http://nsportal.ru/shkola/fizkultura isport/library
    /2013/02/17/metodicheskie-rekomendatsii-k-provedeniyu
  5. «Методические указания по проведению педагогических наблюдений на уроках физической культуры». ГАОУ МО СПО «Северный колледж физической культуры и спорта», Мончегорск 2013.
    Источник: http://reftrend.ru/747419.html