«Музыка - не простое развлечение и не добавление,
которым можно пользоваться по своему усмотрению,
а важная часть самой жизни, жизни в целом
и жизни каждого отдельного человека...
Музыка - это сама жизнь»
Д.Б.Кабалевский
Основу в развитии духовной сферы ребенка, его творческого потенциала представляет собой музыка. Именно музыка, ее универсальность и многогранность дает возможность полно раскрыть такие психологические качества ребенка, как воображение, волю, память и т.д. Также музыка помогает в воспитании эмоционально-чувственной сферы психики ребенка, в чуткости, умении прочувствовать глубину душевных переживаний, что представляет собой возможность к самореализации.
Ритм является первостепенным и важным средством музыкальной выразительности. Без ритма невозможна практически никакая музыкальная деятельность, ведь он является одним из основополагающих элементов музыки. Чувство ритма подразумевает под собой не только эмоциональную, но и двигательную основу, он помогает объединить в одно целое движение, слово и музыку.
Музыкальная культура XXI в. диктуем новые тенденции в современном музыкальном образовании, при котором в классическую школу включают инновационные методы и подходы, активно применяемые в мировой практике.
Вы когда-нибудь начинали непроизвольно топать ногой, хлопать в ладоши или шлепать себя по бедрам, отдавшись ритму любимой мелодии?
Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (дословный перевод - «тело-барабан»). Данное направление сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности.
Игра на собственном теле базируется на четырех звуках: хлопках, шлепках, топоте и щелчках. Данные «звучащие жесты» под силу каждому, что дает возможность развитию чувства ритма и эмоциональной сферы не только в образовательном учреждении, но и дома. Соблюдая ритм, на основе «звучащих жестов» можно создавать уникальную музыку, при этом и играя и танцуя одновременно.
Освоение Body Percussion включает в себя постижение основных знаний по ритму, а также - развитие координации тела. Движения под музыку помогают проследить развитие музыкального образа. Все это достигается с помощью приобретенных навыков и умений согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.
Одним из первых, кто воплотил синтез движений, пения, игры и импровизации и заложил основу этого направления был Карл Орф.
В наше время Body Percussion является искусством, объединяющее в себе танец, мелодию и пение. Современные виртуозы-перкуссионисты дополняют базовые техники растиранием ладони, свистом, разнообразным бренчанием, возгласами и прочими звуками, задействуя все части человеческого тела.
В каком возрасте применение Body Percussion является более благоприятным?
Музыка тела, при помощи «звучащих жестов» доступна для всех детей с раннего возраста. Если говорить о более благоприятном применении Body Percussion в ритмическом развитии детей дошкольного возраста, то это будет старший дошкольный возраста (от 6-ти лет).
Так, например, при определении наиболее благоприятного возраста следует указать на существование различных научных подходов в данном направлении. По мнению Э.Жак-Далькроза наиболее благоприятным периодом для развития чувства ритма является возраст 6-10 лет. Г.А.Ильина определяет временные рамки этого периода от 3-х до 5 лет, объясняя это тем, что к 2,5-3 годам ребенок уже располагает простейшими ритмическими преставлениями о равномерных отрезках времени. Учёные обосновали целесообразность и возможность эффективного развития чувства ритма в младшем школьном возрасте.
Как мы можем применить Body Percussion в работе с детьми?
На музыкальных занятиях дошкольники первоначально осваивают такие музыкальные элементы как ритм, темп, а движения собственного тела помогают им в этом. Слушая марши разного характера, дети учатся двигаться по-разному: под спортивный - бодро, под игрушечный - легко, шагом на носочках, под военный - высоким шагом. Если пьесы, различные по настроению, то выразительное исполнение движений под музыку углубит представления об особенностях их содержания.
Одним из самых простых элементов движений является хлопки и притопы. С их помощью учащиеся могут закрепить представление, например, о продолжительности, ритм мелодии. С помощью хлопков и притопывания удобно передавать ритмический рисунок музыки.
Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных частях тела. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того как ребенок начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и тем самым обогащать свой опыт музицирования различными телесными приемами.
Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
Список литературы
- Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей [Текст] / Б.В.Асафьев. - М.: Наука, 1986. - 212 с.
- Баренбойма, Л. А. Система детского музыкального воспитания К.Орфа [Текст] / Л.А.Баренбойма. - Л.: «Музыка»,1970. - 160 с.
- Венгер, А.А. Педагогика способностей [Текст ] / А.А.Венгер. - М.: Наука, 1984. - 243 с.
- Жак-Далькроз, Э. Ритм [Текст] / Э.Жак-Далькроз.- М.: Классика-ΧΧΙ, 2006. - 409 с.
- Субота М.В. История развития музыкальной психологии донаучного периода // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 808-815. - URL https://moluch.ru/archive/62/9579/ (дата обращения: 20.02.2022).