Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: орфографическая зоркость


Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах.

Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от её первоначального этапа, от того на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя начальных классов - формировать орфографическую зоркость учащихся.

Важнейшей задачей обучения русскому языку является задача научить правильно писать слова. Для этого необходимо развивать орфографическую зоркость учащихся. Термин орфография в переводе с греческого буквально означает «правильно пишу».

Чтобы научиться правильно писать, ребенок должен овладеть правилами орфографии. Возникновение опыта связано тем, что проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.

Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно оценки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания.

Одна из главных целей на данном этапе обучения - научить ребенка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи

Профессор М.Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  1. увидеть орфограмму в слове;
  2. определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
  3. определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
  4. определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
  5. решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
  6. написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Приёмы, развивающие орфографическую зоркость.

1. Списывание.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

  1. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
  2. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
  3. Спиши слова определённой части речи.
  4. Выпиши словосочетания.

2. Комментированное письмо.

- объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3. Письмо с проговаривание.

Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок.

4. Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

5. Диктант

  • Предупредительный диктант
  • Объяснительный диктант
  • Выборочный диктант
  • Свободный диктант
  • Словарный диктант.
  • Зрительно-слуховые диктанты

Цель - предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

6. Орфографические минутки

Учиться с увлечением, большую помощь в работе оказывают использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты - всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную работу, так как она формирует навыки, развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и, следовательно, создает условия для развития интереса. В третьем классе на уроке обобщения провожу «Орфографические пятиминутки», выборочное списывание, различные виды диктантов: выборочный, объяснительный, свободный. В 4-м классе параллельно с изучением новых орфографических правил провожу систематическую работу над повторением изученных правил правописания.

Остановлюсь на упражнениях, которые, на мой взгляд , способствуют развитию орфографической зоркости.

Я считаю наиболее эффективными следующие упражнения: списывание; письмо с проговариванием; комментированное письмо; письмо с пропуском орфограмм; звуковой анализ слов; письмо по памяти; игры, соревнования, кроссворды, КВН.

Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся. Прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества.

Задания для формирования орфографической зоркости подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали детям, и внимание к ним постоянно возрастало. Для этого предлагаю слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал.

Орфографические сказки.

Однажды гласные О и А гуляли по лесу., собирали ягоды. Вдруг они так поссорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда О и А стоят без ударения, то хочет занять место и та и другая. И тут на помощь пришёл волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в её написании не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные О и А. С тех пор эти дети пишут грамотно.

Игра «Спрячь Ь в середину слова:»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п . ля, м . ря, с . ды.

Объясни, почему вставили такие буквы.

- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки» зажигаем на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят ту же работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Много внимания уделяю обучению учащихся правильному выполнению упражнений дома. У каждого ученика есть «Памятка», пользуясь которой они выполняют домашнее задание

ПАМЯТКА

  1. Повтори заданные слова из словаря.
  2. Прочитай каждое слово упражнения по слогам и подчеркни все орфограммы.
  3. Спиши, комментируя свою запись. Пиши чисто и аккуратно, не спеши.
  4. Закончив работу, внимательно проверь, что написал.

Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:

  • четкое планирование всей работы;
  • систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
  • разнообразные тренировочные упражнения;
  • постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм.