Технологическая карта урока
Предмет: алгебра.
Класс: 9
Учебник (УМК, программа): Ю.Н.Макарычев, Р.Г.Миндюк, К.Н.Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Образовательные:
-
познакомиться с алгоритмом решения систем методом подстановки, проанализировать и сравнить с графическим способом,
- сформировать умение решать системы уравнений, содержащие уравнения второй степени способом подстановки.
Воспитательные:
- прививать внимательность, аккуратность;
- воспитывать умение четко организовывать индивидуальную работу;
- воспитывать культуру общения;
- формировать мотивацию на здоровый образ жизни;
- обеспечить здоровьесбрегающую образовательную среду.
Развивающие:
- способствовать формированию навыков исследовательской деятельности обучающихся;
- развивать потребность в нахождении рациональных приемов и способов создания модели и решения математической задачи
Оборудование: доска, проектор, листки с самостоятельными работами, памятки с алгоритмами решения систем уравнений
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный этап |
Учитель приветствует учащихся
|
Готовятся к уроку, настраиваются на рабочий лад. |
Планирование деятельности по изучению новой темы |
Какое понятие проходит красной нитью через весь курс алгебры? Для того, чтобы вы ответили на этот вопрос, предлагаю вашему вниманию историческую справку. (слайд3)
|
Решение систем уравнений второй степени. |
Актуализация знаний |
Предлагает вспомнить такие понятия как: система уравнений, решение систем уравнений.
|
Устно отвечают на вопросы учителя Графический способ. |
Вспоминаем алгоритм решения систем графическим способом. (слайды 5,6). | Необходимо построить графики уравнений в одной координатной плоскости; найти координаты точек пересечения графиков, которые и будут решением системы. | |
Практическая деятельность учащихся |
Проверим выполнение домашнего задания. Графики построены правильно, а ответы разные, почему? Какие способы решения систем уравнений из курса алгебры 7 класса вы еще знаете? |
Проверяют свои ответы, в лист самооценки ставят баллы.
|
Сегодня рассмотрим первый из них: способ подстановки. | Способ подстановки и способ сложения. | |
Работа в парах (слайды 8,9) | Выражают одну переменную через другую, затем оценивают свою работу. | |
Изучение нового материала
|
1) Решим систему уравнений:
2) Выражаем из уравнения первой степени одну переменную через другую:
3) Подставляем полученное выражение в уравнение второй степени, в результате чего приводим к уравнению с одной переменной. Решаем полученное уравнение с одной переменной
2x + 3 - x² = 0
По теореме Виета
x1 + x2 = 2,
Отсюда x1 = 3, x2 = -1. 4) Находим соответствующее значение второй переменной
x1 = 3, y1 = 2·3 + 3 = 9,
Ответ: (-1; 1), (3; 9). |
У доски вместе с учителем решает учащаяся комментируя свои действия, остальные следят, при необходимости поправляют. |
Сформулируйте алгоритм решения систем уравнений способом подстановки.
|
Формулируют алгоритм решения систем уравнений способом подстановки.
|
|
Физкультминутка. Работа по первичному усвоению материала Закрепление. |
Работа по группам (слайды 11,12), предлагает, пользуясь алгоритмом, решить системы с последующей проверкой. |
Учащиеся делятся на две группы и решают по алгоритму. |
Есть ли разница, из какого уравнения системы получить подстановку? |
Нет. Если в систему входит уравнение 1-ой степени, то подстановку получают из этого уравнения. Если оба уравнения второй степени, то подстановку получают из любого. |
|
Работа с учебником по вариантам: (слайд 13)
|
Решают с последующей проверкой |
|
а) проверьте решение систем уравнений (слайд 14) б) используя графическое представление, определить сколько решений имеет система (слайд 15) От чего зависит количество решений системы при графическом способе решения? |
(15;11) решение системы
От количества точек пересечения;
|
|
Нужно отметить, что системы уравнений с двумя переменными встречаются при сдаче ОГЭ. |
Учащиеся высказывают свои предположения |
|
Этап рефлексии Творческое задание |
Какие способы решения систем уравнений узнали (слайд 16)
|
Отвечают на вопросы |
Этап подведения итогов.
|
Предлагает подвести итог урока.
|
Заполняют оценочный лист, выставляют оценки. записывают домашнее задание. |