Школа – территория здоровья
Учитель может сделать для здоровья
школьников гораздо больше, чем врач
Н.К.Смирнов
I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится ещё и условием выживания.
По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами.
Согласно усредненным данным практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в 7 и 10 классах. Отмечается, что в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10-12 лет -3 диагноза, в 16-17 лет 3-4 диагноза. Среди подростков 15-17 лет на первом месте - болезни органов дыхания, на втором - болезни глаз, на третьем - болезни костно-мышечной системы.
Каково же состояние здоровья детей нашей школы?
Данные по заболеваемости обучающихся (воспитанников) хроническими заболеваниями.
Таблица №1
| Всего детей в школе |
1452чел. |
|
Болезни глаза и его придаточного аппарата
|
211 |
|
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
|
358 |
|
Болезни мочеполовой системы
|
25 |
|
Болезни нервной системы
|
12 |
|
Болезни органов дыхания
|
18 |
|
Болезни органов пищеварения
|
37 |
|
Болезни системы кровообращения
|
11 |
|
Болезни уха и сосцевидного отростка
|
12 |
|
Болезни эндокринной системы
|
8 |
|
Всего детей, состоящих на диспансерном учете |
692 |
|
В % от всех детей |
47,8% |
Распределение детей по группам здоровья обучающихся.
Таблица №2
|
1-4 кл. |
% |
5-9 кл. |
% |
10-11 кл. |
% |
всего |
% |
|
|
Количество учащихся |
559 |
100 |
733 |
100 |
160 |
100 |
1452 |
100 |
|
Группы здоровья: |
||||||||
|
I |
297 |
53 |
162 |
22 |
17 |
10,6 |
476 |
32,7 |
|
II |
240 |
42,9 |
538 |
73 |
127 |
79 |
905 |
62 |
|
III |
15 |
2,6 |
25 |
3 |
14 |
8,7 |
54 |
3,7 |
|
IV-V |
7 |
1,25 |
8 |
1 |
2 |
1,25 |
17 |
1,17 |
Таблица №3
| Количество воспитанников |
1452 |
|
Группы здоровья: |
|
|
I |
476 |
|
II |
905 |
|
III |
54 |
|
IV-V |
17 |
Полученные данные о состоянии здоровья обучающихся позволяют сделать следующие выводы:
- преобладают обучающиеся, отнесённые ко 2-й группе здоровья;
- имеют хронические заболевания - 47,8 % детей.
Причины ухудшения здоровья школьников следующие:
- социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми, вывозить их на отдых в летний период;
- увеличение учебной нагрузки;
- недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим состояниям детей.
Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, большой вклад школьных факторов в этот процесс делают высокоактуальной проблему разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в образование. Это сделало необходимым введение в деятельность школы программы «Школа - территория здоровья», призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.
II. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ
- Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ" Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.);
- Федеральный закон №38-ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного и среднего общего образования.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
- СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ»;
- СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» принято в целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 05 сентября 2011 г. N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде";
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни). - М. - «Просвещение» 2011.
III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для того чтобы человек осознанно подходил к сохранению своего здоровья, он должен:
- знать, как это делать;
- хотеть это делать;
- уметь это делать.
«ЗНАТЬ», «ХОТЕТЬ» и «УМЕТЬ» - составляющие данной программы. Система представлений выступает основой понимания учеником тех или иных явлений, а также взаимосвязей между ними. При этом знание и понимание - не одно и то же.
Знания - это информация о мире, которую ученик может усвоить и воспроизвести и в достоверности которой не сомневается.
Представления - это усвоенная информация о мире, которая используется учеником для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою жизнедеятельность в мире.
Новизна данной программы заключается в том, что при её реализации мы ориентируемся не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений о здоровье, здоровом образе жизни, здоровом жизненном стиле и закрепление такого знания и поведения непосредственно через практическую деятельность.
Комплексностьпрограммы заключается в охвате всех направлений жизнедеятельности школы, направленных на поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы и формирования ценностного отношения к своему здоровью силами специалистов школы и социального партнерства.
Цель программы: обеспечение сохранности и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, через реализацию комплекса мер и системных мероприятий, обеспечивающих здоровьесберегающую среду в образовательном учреждении.
Задачи:
- сформировать у детей представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;
- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- мотивировать педагогов и других участников программы на осознание ответственности за собственное здоровье и обучение навыкам сохранения здоровья с целью передачи этих навыков обучающимся;
- проводить последовательное просвещение родителей обучающихся в вопросах сохранения здоровья детей;
- совершенствовать организацию горячего питания в образовательном учреждении.
IV. ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
Функции медицинской службы школы:
- проведение диспансеризации учащихся школы;
- организация медосмотров учащихся школы, определение уровня физического здоровья; выявление учащихся специальной медицинской группы;
- проведение вакцинации обучающихся и педагогов согласно приказам Минздрава;
- изготовление и распространение памяток в преддверии сезонных заболеваний;проведение фильтрации во время эпидемии ОРВИ и других вирусных заболеваний.
Функции администрации:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
- организация и контроль уроков физкультуры;
- обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация работы психологической службы в школе.
Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактических работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Функции школьного психолога:
Работа с младшими школьниками
- организация комплексной диагностики определения уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе;
- организация профилактической работы;
- развивающая деятельность;
- психокоррекционная работа;
- диагностическая работа.
Работа с подростками
- контроль над адаптацией учащихся пятых классов и вновь прибывших детей к УВП;
- психологический мониторинг (Для отслеживания динамики в основной школе, по результатам составляется психолого-педагогический портрет учащегося.) Проведение тренингов на снятие агрессивности, неуверенного поведения.
Работа со старшеклассниками
- профориентация учащихся 9-11 классов;
- работа по психологическому сопровождению учащихся во время ЕГЭ;
- проведение просветительской работы по профилактике СПИДа, наркомании и табакокурения.
Работа с родителями.
V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
- учащиеся
- педагогическое сообщество
- родители
- социальные партнеры:
- школьная столовая
- ВМУП комбинат школьного питания
- ГБУЗ "Поликлиника №7"
- МЧС
- ГИБДД
- СЭС
- ОВД
VI. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОГРАММОЙ
VII. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля
- мониторинг результативности выполнения программы;
- степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ;
- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований;
- опросы учащихся, родителей, педагогов;
- общественная оценка качества работы школы;
- анкетирование всех участников образовательного процесса;
- общественная оценка педагогического совета качества работы школы.
Методика и инструментарий мониторинга представлена следующим образом:
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
- методика экспресс-диагностики психоэмоционального напряжения (О.С.Копина, Е.А.Суслова, Е.В.Заикин);
- измененная методика ценностных ориентаций М. Рокича;
- опросник «Отношение к здоровью» (Р.А.Березовская);
- тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.);
- тест «Какое у тебя здоровье?»;
- мониторинг состояния здоровья обучающихся;
- диагностика физической подготовки обучающихся.
Также в работе используется метод количественной оценки (квалиметрия) на основе методики психолого-педагогической квалиметрии здорового образа жизни школьников (авторы А.С.Галицкий, Е.Ю.Березняк).
IХ. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Для школы:
- Количество физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
- Доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно- оздоровительной работы;
- Снижение показателей по заболеваемости;
- Стабильность показателей по здоровью;
- Численность учащихся занимающихся в спортивных секциях.
Для учащихся:
- Количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
- Количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
- Доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
- Доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
- Доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
- Количество (динамика) несчастных случаев в ОУ
Для педагогов:
- Доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, в %
- Доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, в %;
Х. МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА
Здоровье физическое: Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Здоровье социальное: Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.
Здоровье психическое: Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.
Главное условие для успешного решения оздоровительной программы - воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:
- культуры физической (управление движением);
- культуры физиологической (управление процессами в теле);
- культуры психологической (управление своими ощущениями, внутренним состоянием);
- культуры интеллектуальной (управление мыслительным процессом и размышлениями).