Школа – территория здоровья

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: ЗОЖ


Учитель может сделать для здоровья
школьников гораздо больше, чем врач
Н.К.Смирнов

I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится ещё и условием выживания.

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами.

Согласно усредненным данным практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в 7 и 10 классах. Отмечается, что в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10-12 лет -3 диагноза, в 16-17 лет 3-4 диагноза. Среди подростков 15-17 лет на первом месте - болезни органов дыхания, на втором - болезни глаз, на третьем - болезни костно-мышечной системы.

Каково же состояние здоровья детей нашей школы?

Данные по заболеваемости обучающихся (воспитанников) хроническими заболеваниями.

Таблица №1

Всего детей в школе

1452чел.

Болезни глаза и его придаточного аппарата
(Н00-Н59)

211

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
(M00-M99)

358

Болезни мочеполовой системы
(N00-N99)

25

Болезни нервной системы
(G00-G99)

12

Болезни органов дыхания
(J00-J99)

18

Болезни органов пищеварения
(K00-K93)

37

Болезни системы кровообращения
(I00-I99)

11

Болезни уха и сосцевидного отростка
(H60-H95)

12

Болезни эндокринной системы
(E00-E99)

8

Всего детей, состоящих на диспансерном учете

692

В % от всех детей

47,8%

Распределение детей по группам здоровья обучающихся.

Таблица №2

1-4 кл.

%

5-9 кл.

%

10-11 кл.

%

всего

%

Количество учащихся

559

100

733

100

160

100

1452

100

Группы здоровья:

I

297

53

162

22

17

10,6

476

32,7

II

240

42,9

538

73

127

79

905

62

III

15

2,6

25

3

14

8,7

54

3,7

IV-V

7

1,25

8

1

2

1,25

17

1,17

Таблица №3

Количество воспитанников

1452

Группы здоровья:

I

476

II

905

III

54

IV-V

17

Полученные данные о состоянии здоровья обучающихся позволяют сделать следующие выводы:

  • преобладают обучающиеся, отнесённые ко 2-й группе здоровья;
  • имеют хронические заболевания - 47,8 % детей.

Причины ухудшения здоровья школьников следующие:

  • социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми, вывозить их на отдых в летний период;
  • увеличение учебной нагрузки;
  • недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим состояниям детей.

Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, большой вклад школьных факторов в этот процесс делают высокоактуальной проблему разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в образование. Это сделало необходимым введение в деятельность школы программы «Школа - территория здоровья», призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.

II. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ

  1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.;
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ" Об образовании в Российской Федерации";
  3. Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.);
  4. Федеральный закон №38-ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного и среднего общего образования.
  6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
  7. СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ»;
  8. СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
  10. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» принято в целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи;
  11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 05 сентября 2011 г. N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде";
  12. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни). - М. - «Просвещение» 2011.

III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для того чтобы человек осознанно подходил к сохранению своего здоровья, он должен:

  • знать, как это делать;
  • хотеть это делать;
  • уметь это делать.

«ЗНАТЬ», «ХОТЕТЬ» и «УМЕТЬ» - составляющие данной программы. Система представлений выступает основой понимания учеником тех или иных явлений, а также взаимосвязей между ними. При этом знание и понимание - не одно и то же.

Знания - это информация о мире, которую ученик может усвоить и воспроизвести и в достоверности которой не сомневается.

Представления - это усвоенная информация о мире, которая используется учеником для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою жизнедеятельность в мире.

Новизна данной программы заключается в том, что при её реализации мы ориентируемся не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений о здоровье, здоровом образе жизни, здоровом жизненном стиле и закрепление такого знания и поведения непосредственно через практическую деятельность.

Комплексностьпрограммы заключается в охвате всех направлений жизнедеятельности школы, направленных на поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы и формирования ценностного отношения к своему здоровью силами специалистов школы и социального партнерства.

Цель программы: обеспечение сохранности и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, через реализацию комплекса мер и системных мероприятий, обеспечивающих здоровьесберегающую среду в образовательном учреждении.

Задачи:

  • сформировать у детей представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;
  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  • мотивировать педагогов и других участников программы на осознание ответственности за собственное здоровье и обучение навыкам сохранения здоровья с целью передачи этих навыков обучающимся;
  • проводить последовательное просвещение родителей обучающихся в вопросах сохранения здоровья детей;
  • совершенствовать организацию горячего питания в образовательном учреждении.

IV. ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ

Функции медицинской службы школы:

  • проведение диспансеризации учащихся школы;
  • организация медосмотров учащихся школы, определение уровня физического здоровья; выявление учащихся специальной медицинской группы;
  • проведение вакцинации обучающихся и педагогов согласно приказам Минздрава;
  • изготовление и распространение памяток в преддверии сезонных заболеваний;проведение фильтрации во время эпидемии ОРВИ и других вирусных заболеваний.

Функции администрации:

  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
  • организация и контроль уроков физкультуры;
  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • организация работы психологической службы в школе.

Функции классного руководителя:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактических работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Функции школьного психолога:

Работа с младшими школьниками

  • организация комплексной диагностики определения уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе;
  • организация профилактической работы;
  • развивающая деятельность;
  • психокоррекционная работа;
  • диагностическая работа.

Работа с подростками

  • контроль над адаптацией учащихся пятых классов и вновь прибывших детей к УВП;
  • психологический мониторинг (Для отслеживания динамики в основной школе, по результатам составляется психолого-педагогический портрет учащегося.) Проведение тренингов на снятие агрессивности, неуверенного поведения.

Работа со старшеклассниками

  • профориентация учащихся 9-11 классов;
  • работа по психологическому сопровождению учащихся во время ЕГЭ;
  • проведение просветительской работы по профилактике СПИДа, наркомании и табакокурения.

Работа с родителями.

V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

  • учащиеся
  • педагогическое сообщество
  • родители
  • социальные партнеры:
    • школьная столовая
    • ВМУП комбинат школьного питания
    • ГБУЗ "Поликлиника №7"
    • МЧС
    • ГИБДД
    • СЭС
    • ОВД

VI. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОГРАММОЙ

VII. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Инструментарий проведения контроля

  • мониторинг результативности выполнения программы;
  • степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ;
  • анализ статистических показателей и мониторинговых исследований;
  • опросы учащихся, родителей, педагогов;
  • общественная оценка качества работы школы;
  • анкетирование всех участников образовательного процесса;
  • общественная оценка педагогического совета качества работы школы.

Методика и инструментарий мониторинга представлена следующим образом:

  • Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
    • методика экспресс-диагностики психоэмоционального напряжения (О.С.Копина, Е.А.Суслова, Е.В.Заикин);
    • измененная методика ценностных ориентаций М. Рокича;
    • опросник «Отношение к здоровью» (Р.А.Березовская);
    • тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.);
    • тест «Какое у тебя здоровье?»;
    • мониторинг состояния здоровья обучающихся;
    • диагностика физической подготовки обучающихся.

Также в работе используется метод количественной оценки (квалиметрия) на основе методики психолого-педагогической квалиметрии здорового образа жизни школьников (авторы А.С.Галицкий, Е.Ю.Березняк).

IХ. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Для школы:

  • Количество физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
  • Доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно- оздоровительной работы;
  • Снижение показателей по заболеваемости;
  • Стабильность показателей по здоровью;
  • Численность учащихся занимающихся в спортивных секциях.

Для учащихся:

  • Количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
  • Количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
  • Доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
  • Доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
  • Доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
  • Количество (динамика) несчастных случаев в ОУ

Для педагогов:

  • Доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, в %
  • Доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, в %;

Х. МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Здоровье физическое: Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье социальное: Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.

Здоровье психическое: Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.

Главное условие для успешного решения оздоровительной программы - воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:

  • культуры физической (управление движением);
  • культуры физиологической (управление процессами в теле);
  • культуры психологической (управление своими ощущениями, внутренним состоянием);
  • культуры интеллектуальной (управление мыслительным процессом и размышлениями).