Учитель может сделать для здоровья
школьников гораздо больше, чем врач
Н.К.Смирнов
I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится ещё и условием выживания.
По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами.
Согласно усредненным данным практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в 7 и 10 классах. Отмечается, что в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10-12 лет -3 диагноза, в 16-17 лет 3-4 диагноза. Среди подростков 15-17 лет на первом месте - болезни органов дыхания, на втором - болезни глаз, на третьем - болезни костно-мышечной системы.
Каково же состояние здоровья детей нашей школы?
Данные по заболеваемости обучающихся (воспитанников) хроническими заболеваниями.
Таблица №1
Всего детей в школе |
1452чел. |
Болезни глаза и его придаточного аппарата
|
211 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
|
358 |
Болезни мочеполовой системы
|
25 |
Болезни нервной системы
|
12 |
Болезни органов дыхания
|
18 |
Болезни органов пищеварения
|
37 |
Болезни системы кровообращения
|
11 |
Болезни уха и сосцевидного отростка
|
12 |
Болезни эндокринной системы
|
8 |
Всего детей, состоящих на диспансерном учете |
692 |
В % от всех детей |
47,8% |
Распределение детей по группам здоровья обучающихся.
Таблица №2
1-4 кл. |
% |
5-9 кл. |
% |
10-11 кл. |
% |
всего |
% |
|
Количество учащихся |
559 |
100 |
733 |
100 |
160 |
100 |
1452 |
100 |
Группы здоровья: |
||||||||
I |
297 |
53 |
162 |
22 |
17 |
10,6 |
476 |
32,7 |
II |
240 |
42,9 |
538 |
73 |
127 |
79 |
905 |
62 |
III |
15 |
2,6 |
25 |
3 |
14 |
8,7 |
54 |
3,7 |
IV-V |
7 |
1,25 |
8 |
1 |
2 |
1,25 |
17 |
1,17 |
Таблица №3
Количество воспитанников |
1452 |
Группы здоровья: |
|
I |
476 |
II |
905 |
III |
54 |
IV-V |
17 |
Полученные данные о состоянии здоровья обучающихся позволяют сделать следующие выводы:
- преобладают обучающиеся, отнесённые ко 2-й группе здоровья;
- имеют хронические заболевания - 47,8 % детей.
Причины ухудшения здоровья школьников следующие:
- социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми, вывозить их на отдых в летний период;
- увеличение учебной нагрузки;
- недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим состояниям детей.
Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, большой вклад школьных факторов в этот процесс делают высокоактуальной проблему разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в образование. Это сделало необходимым введение в деятельность школы программы «Школа - территория здоровья», призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.
II. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ
- Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ" Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.);
- Федеральный закон №38-ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного и среднего общего образования.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
- СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ»;
- СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» принято в целях совершенствования работы по укреплению здоровья населения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 05 сентября 2011 г. N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде";
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни). - М. - «Просвещение» 2011.
III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для того чтобы человек осознанно подходил к сохранению своего здоровья, он должен:
- знать, как это делать;
- хотеть это делать;
- уметь это делать.
«ЗНАТЬ», «ХОТЕТЬ» и «УМЕТЬ» - составляющие данной программы. Система представлений выступает основой понимания учеником тех или иных явлений, а также взаимосвязей между ними. При этом знание и понимание - не одно и то же.
Знания - это информация о мире, которую ученик может усвоить и воспроизвести и в достоверности которой не сомневается.
Представления - это усвоенная информация о мире, которая используется учеником для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою жизнедеятельность в мире.
Новизна данной программы заключается в том, что при её реализации мы ориентируемся не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений о здоровье, здоровом образе жизни, здоровом жизненном стиле и закрепление такого знания и поведения непосредственно через практическую деятельность.
Комплексностьпрограммы заключается в охвате всех направлений жизнедеятельности школы, направленных на поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы и формирования ценностного отношения к своему здоровью силами специалистов школы и социального партнерства.
Цель программы: обеспечение сохранности и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, через реализацию комплекса мер и системных мероприятий, обеспечивающих здоровьесберегающую среду в образовательном учреждении.
Задачи:
- сформировать у детей представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;
- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
- мотивировать педагогов и других участников программы на осознание ответственности за собственное здоровье и обучение навыкам сохранения здоровья с целью передачи этих навыков обучающимся;
- проводить последовательное просвещение родителей обучающихся в вопросах сохранения здоровья детей;
- совершенствовать организацию горячего питания в образовательном учреждении.
IV. ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
Функции медицинской службы школы:
- проведение диспансеризации учащихся школы;
- организация медосмотров учащихся школы, определение уровня физического здоровья; выявление учащихся специальной медицинской группы;
- проведение вакцинации обучающихся и педагогов согласно приказам Минздрава;
- изготовление и распространение памяток в преддверии сезонных заболеваний;проведение фильтрации во время эпидемии ОРВИ и других вирусных заболеваний.
Функции администрации:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
- организация и контроль уроков физкультуры;
- обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
- организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
- организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация работы психологической службы в школе.
Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
- организация и проведение профилактических работы с родителями;
- организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
- организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Функции школьного психолога:
Работа с младшими школьниками
- организация комплексной диагностики определения уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе;
- организация профилактической работы;
- развивающая деятельность;
- психокоррекционная работа;
- диагностическая работа.
Работа с подростками
- контроль над адаптацией учащихся пятых классов и вновь прибывших детей к УВП;
- психологический мониторинг (Для отслеживания динамики в основной школе, по результатам составляется психолого-педагогический портрет учащегося.) Проведение тренингов на снятие агрессивности, неуверенного поведения.
Работа со старшеклассниками
- профориентация учащихся 9-11 классов;
- работа по психологическому сопровождению учащихся во время ЕГЭ;
- проведение просветительской работы по профилактике СПИДа, наркомании и табакокурения.
Работа с родителями.
V. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
- учащиеся
- педагогическое сообщество
- родители
- социальные партнеры:
- школьная столовая
- ВМУП комбинат школьного питания
- ГБУЗ "Поликлиника №7"
- МЧС
- ГИБДД
- СЭС
- ОВД
VI. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОГРАММОЙ
VII. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
VIII. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля
- мониторинг результативности выполнения программы;
- степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ;
- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований;
- опросы учащихся, родителей, педагогов;
- общественная оценка качества работы школы;
- анкетирование всех участников образовательного процесса;
- общественная оценка педагогического совета качества работы школы.
Методика и инструментарий мониторинга представлена следующим образом:
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
- методика экспресс-диагностики психоэмоционального напряжения (О.С.Копина, Е.А.Суслова, Е.В.Заикин);
- измененная методика ценностных ориентаций М. Рокича;
- опросник «Отношение к здоровью» (Р.А.Березовская);
- тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.);
- тест «Какое у тебя здоровье?»;
- мониторинг состояния здоровья обучающихся;
- диагностика физической подготовки обучающихся.
Также в работе используется метод количественной оценки (квалиметрия) на основе методики психолого-педагогической квалиметрии здорового образа жизни школьников (авторы А.С.Галицкий, Е.Ю.Березняк).
IХ. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Для школы:
- Количество физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
- Доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно- оздоровительной работы;
- Снижение показателей по заболеваемости;
- Стабильность показателей по здоровью;
- Численность учащихся занимающихся в спортивных секциях.
Для учащихся:
- Количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
- Количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
- Доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
- Доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
- Доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
- Количество (динамика) несчастных случаев в ОУ
Для педагогов:
- Доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, в %
- Доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, в %;
Х. МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА
Здоровье физическое: Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Здоровье социальное: Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.
Здоровье психическое: Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.
Главное условие для успешного решения оздоровительной программы - воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:
- культуры физической (управление движением);
- культуры физиологической (управление процессами в теле);
- культуры психологической (управление своими ощущениями, внутренним состоянием);
- культуры интеллектуальной (управление мыслительным процессом и размышлениями).