Наука и технологии на страже Байкала. 10–11-й классы

Разделы: Внеклассная работа, Экология

Ключевые слова: экология, озеро Байкал, экологическая безопасность


Оборудование:

  • ПК учителя с доступом в интернет, проектор, презентация;
  • 2 ноутбука или планшета (по 1 для каждой группы) с доступом в Интернет (заранее скинуть на них ссылки для работы в группах);
  • Раздаточный материал для работы в группах, клей;
  • Раздаточный материал для рефлексии с клейкой основой.

Ссылки переключаются прямо из презентации

Этапы урока

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствие

Слайд 1

Доброе утро, друзья! Рады видеть вас!

Постановка цели

Слайд 2-3

Слайд 4

Слайд 5

Друзья! Были ли вы когда-нибудь на Байкале? Восхищались его силой, древностью, величием? Любовались его тихими рассветами и закатами, слушали ласковый шум прибоя, а может быть рокот штормовых волн и свист Сарма? (так называется самый сильный, мощный ветер на Байкале)
Чтобы прочувствовать наше личное отношение, давайте придумаем прилагательные, описывающие озеро Байкал, начинающиеся на первые буквы «ОЗЕРО БАЙКАЛ» (например, огромный, замечательный, единственный, российский, обитаемый, бушующий, аквамариновый, идеальный, красивый, археологический, любимый) Отлично!
Давайте поближе познакомимся с научными фактами о Байкале. Внимание на экран!
https://www.youtube.com/watch?v=Av62Twz_aPc (6:45)
Вопрос к учащимся: почему Байкал нужно охранять и от кого охранять? С помощью кого и чего можно это делать? (подвести к мысли, что научные исследования и современные технологии помогают защитить Байкал)
Ребята, на основании ваших ответов давайте сформулируем цель к нашему уроку.
Молодцы! Итак, друзья, в Год науки и технологий, объявленный в РФ в 2021 году, мы с вами попробуем разобраться, как наука и технологии могут защитить Байкал.

Эмоциональный отклик

Подбирают слова

Смотрят видеоролик,
Отвечают на вопросы, формулируют цель урока

Актуализация знаний

Слайд 6

Сегодня на Байкале проводится достаточно большое количество научных исследований. Среди учреждений особо можно выделить Иркутский научный центр СО РАН и Лимнологический институт СО РАН. Хотите увидеть, как прямо сейчас выглядит Байкал? http://www.bm.isc.irk.ru/about/biblioteka/ (1:00)
В настоящее время на Байкале установлены камеры, которые ведут прямые трансляции как надводной, так и подводной частей озера. На сайте Байкальского музея ИНЦ СО РАН мы можем в любое время подключиться к нескольким камерам. Сейчас мы с вами видим трансляцию в реальном времени с камеры, установленной на водозаборной станции у истока реки Ангара.
Вопрос: Как вы думаете, что дают такие наблюдения ученым? Каким образом подобные наблюдения могут помощь в защите Байкала?

Просматривают прямую трансляцию с сайта Байкальского музея

Отвечают на вопросы

Практическая часть

Слайд 7

«Миры» на Байкале (рассказ об исследованиях глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» в сопровождении презентации)
Международная научно-исследовательская экспедиция «Миры» на Байкале» - российская научно-исследовательская экспедиция на озеро Байкал (2008-2010гг.), в ходе которой было совершено 160 погружений на глубоководных обитаемых аппаратах «Мир-1» и «Мир-2». Это первое погружение глубоководных аппаратов в пресной воде. Технические характеристики ГОА приведены на слайде.

Задачи экспедиции:

- сбор информации об озере Байкал и использование полученных данных в прогнозировании различных природных процессов;
- погружение на максимальные отметки дна озера Байкал;
- исследование мест выхода подводных гидротермальных источников и грязевых вулканов;
- изучение дна Баргузинского залива;
- исследование углеводородов Байкала и определение их запасов;
- получение точных данных о тектонических процессах на дне озера;
- исследование состояния береговой линии;
- поиск археологических артефактов.

Давайте снова перенесемся в Байкальский музей, и посмотрим, что видели гидронавты ГОА «МИР» при погружении.
http://www.bm.isc.irk.ru/about/biblioteka/ (губка на глубине 5 м, камера №2)(1:00)
Здесь же можно посмотреть архивные записи, выполненные на глубине 200м (объекты 2-4)
Вопросы: почему в прямой трансляции вода сейчас кажется неподвижной? О чем говорят свет и цвета на видео? Какие еще вопросы возникают у вас в голове?
Уровень современных технологий позволяет, находясь за тысячи километров от Байкала, например, в Якутии, вести круглосуточные наблюдения и исследования, как на суше, так и под водой.

Просматривают прямую трансляцию под водой с сайта Байкальского музея, анализируют увиденное

Слайд 8

Работа в группах.
Делим обучающихся на две группы (каждой групп понадобится ПК или планшет с выходом в Интернет).
Байкалу удавалось оставаться чистейшим озером многие миллионы лет, ведь в нем обитают уникальные организмы-фильтры, которые неустанно очищают воду. Однако в последнее время этим усердным существам становится тяжеловато, так как в воду поступает слишком много неочищенных стоков. Попробуем разобраться, к чему это может привести, и какие решения каждого человека, а также современные технологии, могут помочь?
Задание для 1 группы: Разобраться, в чем опасность спирогиры для Байкала. Оценить состав различных стиральных порошков, расположить их по возрастанию вреда для окружающей среды и выбирать те, от которых стоит отказаться покупателям, которые хотят сохранить водные экосистемы.
Для выполнения задания вам понадобится дополнительная информация (на листе), также вы можете воспользоваться роликом https://www.youtube.com/watch?v=NfLkq_Thr6M (Байкал: таинственная и опасная спирогира) (3:10)
Задание для 2 группы: разместить карточки с механизмами очистки воды в правильной последовательности. Для этого пригодятся знания из физики, химии и биологии, а также смекалка. Во время выполнения задания можно воспользоваться видео.
https://www.youtube.com/watch?v=Q2-lzLYVXTA (Куда утекает вода из крана?) (2:18)
https://www.youtube.com/watch?v=bg8HDvvpzM4 (История очистки воды) (3:22)
Время для работы в группах - 5 минут, для ответов - 2 минуты. Результаты работы разместить на А3, воспользовавшись раздаточным материалом и клеем.
Прошу по 1 человеку от групп представить результаты своей работы. Как считаете, справилась ли ваша группа с заданием?

Работают в группах: просматривают ролики в Интернет, работают с текстом, выполняют задания на листах-схемах, наклеивая картинки. Готовят выступление.

Рефлексия

Слайд 9

Друзья! Давайте вернемся к цели нашего урока. Мы пытались сегодня разобраться, как научные исследования и современные технологии могут помочь сохранить уникальную природу Байкала и его экосистему. Как вы считаете, насколько мы достигли цели урока? Разместите на 10-бальной шкале стикеры с изображением живого символа Байкала - нерпы. 3-4 человека прокомментируйте свой выбор.

Наклеивают стикеры на слайд, 3-4 человека комментируют

Домашнее задание

Слайд 10

Домашнее задание: сделать в программе canva.com (или любой другой) плакат, инфографику, рассказывающие о какой-либо технологии, помогающей сохранить природу и экосистему озера Байкал (можно индивидуально, можно объединиться по желанию)

Завершение

Друзья, спасибо за совместную работу. Надеюсь, вы полюбите Байкал всей душой, как и я. Большие дела начинаются с решений и поступков отдельных людей! И каждый из нас - ученый ты, исследователь, инженер, журналист или любой другой гражданин России - своими решениями, своими поступками ежедневно влияем на экологию своего дома, своего региона и страны в целом.

Эмоциональный отклик

Слайд 9

Если останется время, можно предложить к просмотру короткометражный фильм «Сохраним Байкал вместе» (3:42, на английском языке с субтитрами) https://www.youtube.com/watch?v=sM5BqSKJt0w&t=41s

При подготовке урока использована литература и интернет-ресурсы

  1. Е.Н.Кузнецова, В.Н.Сергеева. Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней. - Иркутск: Изд. «Репроцентр А1», 2014
  2. Сайт Иркутского научного центра СО РАН https://isc.irk.ru/
  3. Сайт Лимнологического института СО РАН http://www.lin.irk.ru/
  4. Сайт Байкальского музея ИНЦ СО РАН http://www.bm.isc.irk.ru/galereya/pryamye-video-translyacii/
  5. Портал «Экокласс» https://ecoclass.me/
  6. Материалы канала «Байкальский экологический Водный Форум». https://www.youtube.com/watch?v=sM5BqSKJt0w&t=41s
  7. Материалы канала «Русское географическое общество» https://www.youtube.com/watch?v=NfLkq_Thr6M
  8. Материалы с сайта https://nauka.tass.ru/nauka/6817805
  9. 9. Виркипедия.ru http://irkipedia.ru/content/issledovaniya_baykala_miry_na_baykale_2008_2010