Программа внеурочной деятельности Клуба Любителей Природы «КЛюП»

Разделы: Начальная школа, Экология

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: экология, экологическая культура


1. Информационная карта программы

Название программы

Программа внеурочной деятельности Клуба Любителей Природы «КЛюП»

Направление

Социальное

Цель

Формирование экологической культуры младших школьников

Задачи

    Формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира.
  • Формирование экологических знаний учащихся на краеведческой основе.
  • Развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.
  • Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
  • Овладение методами практической работы экологической направленности, методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.
  • Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.
  • Развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Уровень образования

Начальное образование

Для кого разработана программа

Для учащихся младших классов школы

Возраст детей

7-11 лет, 1-4 классы

Форма организации

Клуб «КЛюП» (Клуб Любителей Природы)

Срок реализации программы

Сентябрь 2021 года - май 2025 года

2. Программа внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

2.1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
  • ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни, умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • умение постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка);
  • воспитание ответственного отношения к природе;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;
  • умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • умение составлять (индивидуально и в группе) план решения проблемы (проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, исправлять ошибки самостоятельно;
  • совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
  • умение осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • умение строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
  • умение создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • умение составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
  • умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • умение вычитывать все уровни текстовой информации;
  • умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • овладение опытом межличностной коммуникации, корректного участия в дискуссии;
  • умение работать в группе в соответствии с обозначенной ролью;
  • умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • приобретение опыта социальной и межкультурной коммуникации, ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • умение оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений.

Предметные результаты

  • В ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.
  • В познавательной сфере: углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами, об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач; осознанное соблюдение правил безопасного поведения в природной и социальной среде.
  • В трудовой сфере: овладение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами.
  • В эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства.
  • В сфере физической культуры: элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды. 2.2. Тематический план

2.3. Содержание программы

Формы проведения занятий: моделирование проблемных ситуаций, игра-имитация, игра-конкурс, экскурсия (тематическая, обзорная, экскурсия в природу), квест - игра, викторина, проект, исследование, наблюдение, беседа, дискуссия, акция.

В программе экологического воспитания выделены следующие направления работы:

  • познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
  • познавательно-развлекательное (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия);
  • практическое (посадка растений, озеленение класса, подкормка птиц);
  • исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

Реализация программы: программа рассчитана на 4 года/135часов (1 час в неделю): первый год обучения (33 часа по 1 часу в неделю), второй, третий и четвертый год обучения (102 часа по 1 часу в неделю).

Зачёт результатов курса: составление написание тематических работ, тестов, защита презентаций, проектов.

КЛАСС 1. В ГОСТЯХ У МАТУШКИ ПРИРОДЫ (33 часа)

Раздел I. Познакомимся с природой (10 часов)

1. Экскурсия «Вместе весело шагать по просторам…». Наблюдения.
2. Мини-проект «Правила друзей природы». Изучение правил поведения на природе. Составление памятки.
3. Операция «Чистая полянка». Уборка бытового мусора.
4. Квест-игра «Загадки матушки Природы» . Знакомство в игровой форме с интересными фактами из мира природы.
5. Исследование «Живое и неживое». В природе всё взаимосвязано.
6. Викторина «Времена года». Причины сезонных изменений в природе.
7. Разнообразие природы. Природные сообщества.
8. Щедрая природа. Что природа дает человеку?
9. Щедрая природа. Как люди используют богатства природы. Что из чего сделано?
10. Знать, любить, беречь. Обобщение по теме «Познакомимся с природой».

Раздел II. В лесу (12 часов)

11. Исследование «Откуда лес силы берёт». Как лес зависит от неживой природы.
12. Обитатели леса. Викторина «Кто в лесочке живёт?».
13. Лесные этажи. Растения светолюбивые и теневыносливые. От кроны до лесной подстилки. Экологические ниши.
14. Хищные и растительноядные животные. Цепи питания. Кто такие санитары леса.
15. Равновесие в природе. Экологическая пирамида. Когда появляются вредители. Закон «Природе все нужны».
16. Птицы - наши друзья. Птицы зимующие и перелетные. Польза птиц. Способы привлечения птиц в лес.
17. Акция «Каждой пичужке по кормушке!» Беседа о проблемах птиц в зимнее время. Изготовление кормушек. Правила подкормки птиц зимой.
18. Лес - наше богатство. Что лес дает человеку.
19. Лес - наше богатство. Как человек использует лесные богатства. Охрана лесов. Составление памятки «Лес - наш друг!»
20. Экскурсия в краеведческий музей. Тема экскурсии «Природа лесов».
21. Операция «Новогодняя елка для птиц и зверей». Подкормка лесных обитателей собранным кормом.
22. Обобщение по теме «В лесу». Лес - единая семья. Экосистема леса.

Раздел III. У воды (6 часов)

23. Какие бывают водоемы. Реки, озера, моря, океаны. Естественные и искусственные водоемы. Пруды, водохранилища, каналы. Пресноводные водоемы.
24. Исследование «Откуда реки берутся». Устье и исток реки. Как появляются родники. Круговорот воды в природе. Путешествие Капитошки.
25. Обитатели пресноводного водоема. Цепи питания. Викторина «Растения и животные водоема».
26. Сказка мёртвой реки. Экологические проблемы водоемов. Поиск путей их решения.
27. Мини-проект «Берегите воду!» Создание памятки по использованию воды в быту.
28. Обобщение по теме «У воды». Мини-проект «Правила поведения у воды». Создание агитационного плаката о необходимости бережного использования водных объектов.

Раздел IV. На лугу (5 часов)

29. Растения и животные луга. Их особенности. Среды обитания. Цепи питания.
30. Птицы весной. Правила поведения в местах гнездования. Праздник птиц. Для чего нужны скворечники?
31. Сказка серой пустыни. Как цветущий край при неправильном использовании природы человеком превращается в пустыню. Экологические проблемы лугов.
32. Охрана лугов. Эрозия почв. Овраги. Проект «Оставь природе красоту!»
33. Повторение изученного за год. Праздник «В гостях у матушки природы».

КЛАСС 2. ПРИРОДА И МЫ (34 ЧАСА)

Раздел I. Человек и природа (10 часов)

1. Экскурсия «Природа и рукотворный мир». Наблюдения за изменениями, которые человек привносит в природу.
2. Зависимость человека от природы. Повторение изученного в первом классе. Викторина «Что природа дает человеку».
3. Исследование «Кто мы для природы?» Поиск ответа на вопрос: человек - часть природы или царь природы. Чтение сказки «Как Иванушка в царях побывал».
4. Экологическая акция «Чистый город». Участие в уборке улиц микрорайона от бытового мусора и опавшей листвы.
5. За что человеку должно быть стыдно. Беседа по итогам наблюдений во время экскурсий и акции «Чистый город». Выпуск фото-газеты о том, какой была и какой стала убранная улица «До и После».
6. Операция «Родничок». Очистка родника от бытового мусора и опавшей листвы.
7. Так не должно быть! Фотовыставка «Колокол природы» об экологических проблемах города, лесного массива, близлежащих водоемов.
8. Как помочь природе? Квест-игра «Друзья природы».
9. Мини-проект: «Письмо зеленому другу!»
10. Обобщение по теме «Человек и природа».

Раздел II. В городе (11 часов)

11. Город и село. Чем городская среда отличается от сельской. Условия проживания в сельской и городской местности.
12. Викторина «Что мы знаем о своей малой родине?» Географическое положение. Рельеф местности. Особенности климата. История. Достопримечательности.
13. Исследование «Проблемы большого города» (загазованность, шум, бытовой мусор и т.д.)
14. Город и наше здоровье. Влияние городской среды на здоровье человека.
15. Акция «Съедобная кормушка». Изготовление кормушки из съедобного для птиц материала (сало, хлеб и т.д.). Размещение кормушек во дворе, наблюдение за птицами.
16. Сказка заброшенного города. Известные экологические катастрофы, произошедшие в городах. Их причины и последствия.
17. Квест-игра «По нашим улицам пройди - себе, другим не навреди!» Мини-проект по созданию листовок «Как вести себя на улицах города».
18. Дом, в котором ты живёшь. Правила безопасности в доме. Экология и гигиена помещений.
19. Каждому нужен дом. Проблема бездомных животных. Зачем нужны приюты, площадки для выгула и пункты передержки. Что значит «Отдать в добрые руки».
20. Операция «Зеленая школа». Зачем растения в доме и школе? Откуда взялись наши комнатные растения. Зеленая аптека на окне. Правила ухода за комнатными растениями.
21. Обобщение по теме «В городе».

Раздел III. На земле (13 часов)

22. Человек на земле. История развития сельского хозяйства. Кто такие земледельцы. Что значит «Хлеб - всему голова!».
23. Исследование «Что вредит урожаю». Благоприятные и неблагоприятные для культурных растений погодные условия. Почему так говорят «Больше снега - больше хлеба!» Способы защиты растений от града, заморозков, кислотных дождей, засухи.
24. Исследование «Кто вредит урожаю». Животные и растения - вредители. Сорняки. Способы борьбы с вредителями: биологический, физический, химический.
25. Помощники огородника. Животные и растения помогающие бороться с вредителямиогорода.
26. Праздник птиц. Викторина «Знаешь ли ты птиц». Выпуск листовок «Берегите птиц!»
27. Викторина «Культурные и дикорастущие растения». Как появились культурные растения. Экологически чистые продукты.
28.Экскурсия в теплицу. Технология выращивания сельскохозяйственной продукции.
29. Квест-игра «Что посеешь, то пожнёшь». Выполнение заданий по станциям.
30. Экскурсия. Экологическая тропа пришкольного участка: питомник, огород, цветник, аллея, птичья столовая, газон, альпийские горки и т.д.
31. Чего землица боится. Экологические проблемы землепользования.
32. Операция «Сорняк!» Организация работ по удалению одуванчиков с газонов пришкольного участка.
33. Обобщение по теме «На земле».
34. Праздник «У природы нет плохой погоды!». Подведение итогов за год.

3 КЛАСС. В ПРИРОДЕ ВСЁ ВЗАИМОСВЯЗАНО (34 ЧАСА)

Раздел I. Законы экология (6 часов)

1. Наука о доме, в котором мы живем. Экология - наука, изучающая связи живых организмов с окружающей средой.
2. Что такое среда обитания. Какие бывают среды обитания: водная среда, наземно-воздушная среда, почва, чужой организм. Зависимость организмов от среды обитания.
3. Экологический закон «Всё связано со всем» Экскурсия на природу. Наблюдения за состоянием природных объектов. Поиск невидимых нитей.
4 . Экологический закон «Природа знает лучше». Примеры нарушения человеком хода естественных природных процессов.
5. Экологический закон «Всё должно куда-то деваться». Естественные и искусственные способы восстановления природного баланса. Санитары природы. Переработка мусора.
6. Экологический закон «Ничто не даётся даром». Всё, что мы взяли у природы, придется возвращать. Примеры нарушения человеком экологического равновесия в природе.

Раздел II. Кладовая матушки Природы (8 часов)

7. Богатства матушки Природы. Виды ресурсов. Восполняемые и невосполнимые ресурсы.
8. Исследование «Чем мы дышим?». Состояние атмосферного воздуха.
9. Вода - источник жизни. Экологическое состояние водоемов.
10. Акция «Сделано с добром!» Подкормка птиц в зимнее время.
11. Землепользование. Эрозия почв. Охрана почв. Рекультивация земель.
12. Круговорот жизни. Круговорот питательных веществ в природе.
13. Добыча, рациональное использование и охрана полезных ископаемых. Правила использования природных ресурсов.
14. Экологические часы. Экологические прогнозы, связанные с расходованием природных ресурсов.

Раздел III. У природы лишних нет (11 часов)

15. Невидимые нити. Взаимосвязь между неживой и живой природой.
16. Мини-проект «Пищевая сеть». Пищевая сеть в лесу, в водоеме, на лугу.
17. Экологические ниши. Межвидовая конкуренция.
18. Экологическая пирамида - определение, виды, примеры. Графические модели, показывающие количество живых организмов.
19. Исследование «Кто как защищается?» Типы защитных окрасок.
20. Экологические весы. Равновесие в природе.
21. Экосистемы. Виды экосистем. Их устойчивость.
22. Исчезающие виды растений. Красная книга.
23. Исчезающие виды животных. Красная книга.
24. В природе всё взаимосвязано. Обобщение по теме.

Раздел IV. Человек - часть природы (9 часов)

25. Операция «Скворечник». Изготовление с родителями домиков для птиц. Конкурс. Размещение домиков в парке, сквере, лесу.
26. Раньше и теперь! История освоения природы человеком.
27. Что такое заповедник? Задачи заповедников. Виртуальное путешествие по заповедникам России «Заповедники бывают разные!».
28. Для чего нам зоопарк. Экскурсия в зоопарк. Природоохранные функции зоопарков. Участие в акции по сбору кормов для животных зоопарка «Добро делать просто!»
29. Защитники природы. Кто такие лесники? Природоохранные общественные организации. Задачи волонтерского отряда «Зеленый патруль».
30. Конкурс проектов «Классная клумба!». Знакомство с однолетними и многолетними цветущими растениями, подходящими для нашего региона. Выбор растений для клумбы. Коллективная разработка дизайна будущей клумбы.
31. Акция «Классная клумба!». Высадка рассады на клумбу класса по ранее разработанному проекту. Правила ухода за однолетними растениями.
32. Ты мне - я тебе! Круговорот добра и зла. Принцип «Не навреди!».
33. Здоровый образ жизни. Природа и наше здоровье. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!
34. Экологический словарь. Подведение итогов за год. Повторение.

КЛАСС 4. ДУМАЙ ГЛОБАЛЬНО - ДЕЙСТВУЙ ЛОКАЛЬНО (34 ЧАСА)

Раздел I. Ранимая планета (7 часов)

1. Почему «экология» стала самым громким словом на земле. Земля - наш космический корабль. Глобальные экологические проблемы.
2. Лёгкие нашей планеты. Состояние атмосферы. Озоновый слой. Угроза из космоса.
3. Голубая планета Земля. Экосистемы морей и океанов, их загрязнение.
4. Операция «Посади деревце». Высадка в открытый грунт школьного питомника заранее выращенных из желудей саженцев (задание 2-3 класса).
5. Планета мусорных свалок. О проблемах бытовых и промышленных отходов. Что такое микропластик, и чем он опасен.
6. Радиоактивная угроза. Гонка вооружений. Хранение радиоактивных отходов.
7. Международная Красная книга. Причины исчезновения растений и животных с лица Земли. Меры по их сохранению.

Раздел II. Сохраним природу нашей Родины (10 часов)

8. Разнообразие природы России. Зависимость растительного и животного мира от климата, географического положения той или иной области.
9. Экологическая обстановка на побережье северных морей. Заповедник на острове Врангеля.
10. Ранимая природа тундры. Влияние вечной мерзлоты на живую природу.
11. Экологические проблемы центральных областей России.
12. Сибирь. Заповедные леса. Охрана лесных богатств. Озеро Байкал. Проект «Заповедные места Сибири».
13. Использование лесных богатств человеком. Экскурсия на деревообрабатывающее производство.
14. Природа Дальнего Востока. Редкие растения и животные, их охрана.
15. Экосистема моря. Исследование «Экосистема южных морей». Экологические проблемы Азовского, Чёрного, Каспийского морей.
16. Экологические проблемы России. Проект «Пути решения эко-проблем России».
17. Квест-игра «Непутевые заметки». Обобщение «Сохраним природу нашей Родины».

Раздел III. Экологическая обстановка в нашем крае (17 часов)

18. Край, в котором мы живём. Географическое положение, особенности рельефа, площадь.
19. Климат Пензенской области. Его изменения в связи с экологической обстановкой.
20. Чем богата наша малая родина. Природные ресурсы края и их использование. Особо охраняемые природные территории области.
21. Полезные ископаемые рядом с нами. Добыча и использование полезных ископаемых в нашем крае.
22. Исследование. Почвы Пензенской области.
23. Решение кейса «Водоемы Пензенской области»
24. Экскурсия на очистные сооружения. Технология очистки воды.
25. Растительный мир области. Редкие растения. Красная книга. Операция «Первоцвет».
26. Животный мир края. Редкие виды животных. Проект «Региональная Красная книга».
27. Промышленность в нашем крае. Проблема загрязнения окружающей среды промышленными отходами.
28. Транспорт в нашей области. Виды транспорта. Использование экологически чистых видов транспорта.
29. Экологические проблемы сельхозугодий области. Экологически чистые продукты.
30. Практикум «Учимся сортировать бытовой мусор». Проблемы мусорных свалок. Что такое полигон.
31. Зависимость здоровья жителей региона от его экологии.
32. Квест-игра «Сохраним природу родного края».
33. Экологические прогнозы. Проект «В будущее с уверенностью!».
34. Повторение за год. Подведение итогов «Природе надо, чтоб её любили, ей это надо так же, как и нам…»

Список информационных источников, использованных при подготовке программы

  1. Артемова, С.Н. Формирование ландшафтов северной лесостепи (на примере Пензенской области) / С.Н.Артемова, Н.А.Леонова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-10. - С. 180-184
  2. Бианки В. Лесная газета. - М.: Детская литература, 2010.
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В.. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Стандарты второго поколения/. - М.: Просвещение, 2010.
  4. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009.
  5. Добролюбова, Т.В. Заповедник «Приволжская лесостепь». Пензенская энциклопедия / Т.В.Добролюбова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - С. 190-191.
  6. Иванов, А.И. Арбековский лес. Пензенская энциклопедия / А.И.Иванов, А.А.Чистякова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. - С. 25.
  7. Куровский В.Н. Уроки экологии в начальной школе. ЗАТО Северск, 2004.
  8. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2007.
  9. Плешаков, А.А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А.А.Плешаков// Начальная школа. - 1991. - № 5.
  10. Плешаков А.А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
  11. Рябов, А.М. Особо охраняемые природные территории. Пензенская энциклопедия / А.М.Рябов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
  12. Солянов, А.А. Флора и растительность Пензенской области и некоторые вопросы их рационального использования / А.А.Солянов // Уч. записки // ПГПИ им. В.Г.Белинского. - Вып. 10.
  13. Экологический энциклопедический словарь. - М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999.
  14. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  15. Энциклопедия животных. - М.: ЭКСМО, 2007.

Электронные ресурсы:

  1. Школа Юного эколога. Экологический клуб «ASIO»
  2. Электронная версия газеты "Биология"
  3. Экологический центр "Экосистема"

Методическое обеспечение программы