Урок географии в 5-м классе по теме «Ориентирование»

Разделы: География

Класс: 5

Ключевые слова: география, ориентирование на местности


Цель урока: сформировать у обучающихся представление об ориентировании на местности, способах ориентирования, компасе и его значении в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся со способами ориентирования в пространстве;
  • научить определять азимут;
  • раскрыть роль компаса, как величайшего изобретения человечества, в развитии географических знаний о Земле.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся географическое мышление, воображение;
  • продолжить развитие способности применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.

Воспитательные:

  • формировать познавательный интерес к предмету география;
  • развивать умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формировать ответственное отношение к учению;
  • осознать ценность географических знаний в практической деятельности.

Предметные:

  • уметь определять стороны горизонта,
  • уметь пользоваться компасом,
  • знать способы ориентирования в пространстве,
  • уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, уметь работать с измерительными приборами;
  • познавательные УУД: уметь извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения; излагать содержание задания сжато, выборочно;
  • коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: компасы, презентация, учебники, рабочая тетрадь, карточки.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Когнитивный компонент урока: понятия: ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, топографическая карта.

Деятельностный компонент урока: ориентироваться по компасу, определять азимут, знать особенности плана на местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве - необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Методы обучения: Технология проблемного обучения.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения. Учебник, карта урока, компас, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель приветствует детей и просит отгадать загадку:

Он родился в Китае, а сейчас он повсюду и разный: магнитный, механический (радио, геологический, астрономический и др. Он установлен в самолетах, на кораблях, он есть в ваших гаджетах. Он необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий..
О каком приборе я говорю? (компас)

2. Актуализация знаний, целеполагание

Перед Вами на слайде фрагмент картины В.М.Васнецова «Витязь на распутье». У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу.

У вас на партах лежит прибор. Назовите его и определите для чего он необходим. Сформулируйте тему нашего урока.
Зачем человеку уметь ориентироваться? Запишите в карте урока свою учебную цель.

3. Изучение нового материала

Для организации самостоятельной работы ребятам предлагается индивидуальная и групповая работа с картой урока.

Вспомните, что такое горизонт? Какие основные и промежуточные стороны горизонта вы знаете? Слово ориентирование происходит от латинского oriens - восток. В глубокой древности люди не знали сторон горизонта и ориентировались относительно знакомых предметов. С помощью условных знаков они создавали планы местности.

Выполнение заданий индивидуально: №1 «Прочитайте рассказ», №2 - Стороны горизонта, № 3 - игра «Добраться до финиша».

Откройте учебник и прочитайте «Как работать с компасом».

  1. Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности.
  2. Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки.
  3. В этом положении стрелка компаса показывает направление север - юг.

В парах выполняется практическое задание №4 (определение сторон горизонта при помощи компаса)

Физкультминутка: Представьте, что у вас в руке цветик-семицветик. Куда будет лететь лепесток, туда вы должны повернуться

Лети, лети лепесток
Через запад на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг

Объяснение понятия; «азимут». Вспоминаем, как работать с транспортиром. Выполняем практические задания №5 и №6.

4. Рефлексия на уроке «Стороны горизонта»

Подведение итогов.

5. Домашнее задание

Работа с параграфом учебника.

Фамилия, имя, класс________________________

Карта урока по теме «Ориентирование»

Цель урока:_____________________________

Задание 1. Устно прочитайте рассказ:

Задание 2. Впишите обозначения направлений

Задание 3. Игра «Добраться до финиша»

Задача - откладывать отрезки по клеткам в заданном направлении, пользуясь схемой сторон горизонта. На левой части рисунка уже нанесены 3 клетки на В, 2 клетки на Ю, 3 клетки на Ю-З. Продолжите:

4 клетки на В; 3 клетки на С; 2 клетки на С-В; 5 клеток на В; 3 клетки на Ю;

2 клетки на Ю-З; 2 клетки на С-З; 2 клетки на З; 2 клетки на С-В; 2 клетки на Ю-В.

Задание 4. Используя компас, определите направление север, запад, восток в классной комнате. (работа в паре)

Задание 5.Определите направления на географические объекты, изображенные на плане местности, относительно точки А. Для этого соедините точку А с родником, мостом через реку, колодцем, ветряной мельницей и отдельно стоящим деревом. Полученные данные запишите в таблицу (задание 6)

Задание 6. С помощью транспортира определите азимуты, в которые расположены перечисленные объекты, относительно точки А. Результаты запишите в таблицу.

Объекты

Сторона горизонта

Азимут

Родник

Мост через реку

колодец

Ветряная мельница

Отдельно стоящее дерево

Рефлексия

На шкале «Стороны горизонта» нанесите азимут свой работы на уроке красным цветом.

Азимут 360 градусов. Я был активен(а) на уроке. Все понял(а). На уроке мне было интересно.

Азимут 270 градусов. Я работал(а) хорошо, но иногда ошибался(лась). Узнал(а) что-то новое.

Азимут 180 градусов. Я мало работал(а), часто ошибался(лась). Расстроился(лась).

Азимут 90 градусов. Я практически не работал(а) на уроке. Тему не понял(а). Было неинтересно.

Отметка за урок: _____