Цель урока: сформировать у обучающихся представление об ориентировании на местности, способах ориентирования, компасе и его значении в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить обучающихся со способами ориентирования в пространстве;
- научить определять азимут;
- раскрыть роль компаса, как величайшего изобретения человечества, в развитии географических знаний о Земле.
Развивающие:
- развивать у обучающихся географическое мышление, воображение;
- продолжить развитие способности применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
Воспитательные:
- формировать познавательный интерес к предмету география;
- развивать умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формировать ответственное отношение к учению;
- осознать ценность географических знаний в практической деятельности.
Предметные:
- уметь определять стороны горизонта,
- уметь пользоваться компасом,
- знать способы ориентирования в пространстве,
- уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, уметь работать с измерительными приборами;
- познавательные УУД: уметь извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения; излагать содержание задания сжато, выборочно;
- коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компасы, презентация, учебники, рабочая тетрадь, карточки.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Когнитивный компонент урока: понятия: ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, топографическая карта.
Деятельностный компонент урока: ориентироваться по компасу, определять азимут, знать особенности плана на местности.
Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве - необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.
Методы обучения: Технология проблемного обучения.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения. Учебник, карта урока, компас, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует детей и просит отгадать загадку:
Он родился в Китае, а сейчас он повсюду и разный: магнитный, механический (радио, геологический, астрономический и др. Он установлен в самолетах, на кораблях, он есть в ваших гаджетах. Он необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий..
О каком приборе я говорю? (компас)
2. Актуализация знаний, целеполагание
Перед Вами на слайде фрагмент картины В.М.Васнецова «Витязь на распутье». У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу.
У вас на партах лежит прибор. Назовите его и определите для чего он необходим. Сформулируйте тему нашего урока.
Зачем человеку уметь ориентироваться? Запишите в карте урока свою учебную цель.
3. Изучение нового материала
Для организации самостоятельной работы ребятам предлагается индивидуальная и групповая работа с картой урока.
Вспомните, что такое горизонт? Какие основные и промежуточные стороны горизонта вы знаете? Слово ориентирование происходит от латинского oriens - восток. В глубокой древности люди не знали сторон горизонта и ориентировались относительно знакомых предметов. С помощью условных знаков они создавали планы местности.
Выполнение заданий индивидуально: №1 «Прочитайте рассказ», №2 - Стороны горизонта, № 3 - игра «Добраться до финиша».
Откройте учебник и прочитайте «Как работать с компасом».
- Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности.
- Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки.
- В этом положении стрелка компаса показывает направление север - юг.
В парах выполняется практическое задание №4 (определение сторон горизонта при помощи компаса)
Физкультминутка: Представьте, что у вас в руке цветик-семицветик. Куда будет лететь лепесток, туда вы должны повернуться
Лети, лети лепесток
Через запад на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг
Объяснение понятия; «азимут». Вспоминаем, как работать с транспортиром. Выполняем практические задания №5 и №6.
4. Рефлексия на уроке «Стороны горизонта»
Подведение итогов.
5. Домашнее задание
Работа с параграфом учебника.
Фамилия, имя, класс________________________
Карта урока по теме «Ориентирование»
Цель урока:_____________________________
Задание 1. Устно прочитайте рассказ:
Задание 2. Впишите обозначения направлений
Задание 3. Игра «Добраться до финиша»
Задача - откладывать отрезки по клеткам в заданном направлении, пользуясь схемой сторон горизонта. На левой части рисунка уже нанесены 3 клетки на В, 2 клетки на Ю, 3 клетки на Ю-З. Продолжите:
4 клетки на В; 3 клетки на С; 2 клетки на С-В; 5 клеток на В; 3 клетки на Ю;
2 клетки на Ю-З; 2 клетки на С-З; 2 клетки на З; 2 клетки на С-В; 2 клетки на Ю-В.
Задание 4. Используя компас, определите направление север, запад, восток в классной комнате. (работа в паре)
Задание 5.Определите направления на географические объекты, изображенные на плане местности, относительно точки А. Для этого соедините точку А с родником, мостом через реку, колодцем, ветряной мельницей и отдельно стоящим деревом. Полученные данные запишите в таблицу (задание 6)
Задание 6. С помощью транспортира определите азимуты, в которые расположены перечисленные объекты, относительно точки А. Результаты запишите в таблицу.
Объекты
|
Сторона горизонта |
Азимут |
Родник |
|
|
Мост через реку |
|
|
колодец |
|
|
Ветряная мельница |
|
|
Отдельно стоящее дерево |
|
|
Рефлексия
На шкале «Стороны горизонта» нанесите азимут свой работы на уроке красным цветом.
Азимут 360 градусов. Я был активен(а) на уроке. Все понял(а). На уроке мне было интересно.
Азимут 270 градусов. Я работал(а) хорошо, но иногда ошибался(лась). Узнал(а) что-то новое.
Азимут 180 градусов. Я мало работал(а), часто ошибался(лась). Расстроился(лась).
Азимут 90 градусов. Я практически не работал(а) на уроке. Тему не понял(а). Было неинтересно.
Отметка за урок: _____