Современный мир диктует новые требования к образованию. Сегодняшний выпускник должен быть социально адаптирован и мобилен. Значит, образовательный процесс должен стать для ученика личностно значимым. Выпускником школы должны быть в полной мере освоены информационные, проектно-исследовательские и коммуникативные умения, но в центре внимания остаётся и формирование его внутреннего мира, нравственное воспитание, что возможно именно на уроках русского языка и литературы.
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Необходимо, чтобы ученики научились развивать себя в динамичных социально-экономических условиях, умели адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремились к творческой деятельности. Без сомнения, основными характеристиками личности становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью. В соответствии с этим необходимо обеспечивать условия для самоопределения и самореализации молодого поколения, способного к рефлексии, воображению, умеющего самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, способного к творчеству.
Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными инновационными и коммуникативными технологиями. Необходимо постоянно искать методы, формы и приёмы, способствующие вовлечению в работу обучающихся с разным уровнем мотивации, повышению интеллектуальной и творческой активности, интереса к изучению русского языка и литературы.
Поэтому учителю русского языка и литературы в своей работе необходимо ориентироваться на следующие направления:
- Использование инновационных технологий, методов, приемов, позволяющих разнообразить процесс обучения.
- Повышение познавательной и учебной мотивации обучающихся к предметам гуманитарного цикла.
- Развитие мышления, внимания, творческих способностей обучающихся.
- Формирование всесторонне развитой личности с активной жизненной позицией.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ученику урок будет не только приносит пользу, но и доставлять радость. Этот подход направлен на развитие способности школьника к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Основными целями инновационного обучения являются:
- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей обучающихся;
- формирование их личностных качеств;
- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
- развитие различных типов мышления;
- формирование качественных знаний, умений и навыков.
А значит необходимо:
- оптимизировать учебно-воспитательный процесс;
- создать обстановку сотрудничества ученика и учителя;
- выработать долговременную положительную мотивацию к обучению;
- включить обучающихся в креативную деятельность;
- проводить тщательный отбор материала и способов его подачи.
Технологии, которые лежат в основе инновационного обучения, помогают сделать учёбу доступной, интересной и качественной. Прежде всего, это личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение, развитие критического мышления, создание ситуации успеха на уроке.
Введение в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирование познавательного интереса у современного школьника, применение игровых, компьютерных и мультимедийных технологий, которые предоставляют широчайшие возможности для решения как повседневных задач обучения, так и основной цели педагогического процесса, формирует устойчивую учебно-познавательную мотивацию, способность к самообразованию и самовоспитанию, развитию творческих сторон личности.
Проблемное обучение предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. Методы, основанные на создании проблемных ситуаций, способствуют развитию активной познавательной деятельности учеников, которая состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон, помогают обучающимся в творческом овладении знаниями, навыками, умениями и развивают мыслительные способности. Решение проблемных вопросов может быть проведено с помощью различных форм урока: проблемное изложение; эвристическая беседа; частично-поисковый; урок-исследование.
Применение информационно-коммуникационных технологий также создает условия для активизации познавательного интереса и творческой активности на уроках русского языка и литературы. Они обеспечивают наглядность обучения, его дифференциацию, облегчают контроль знаний, повышают интерес к предмету, развивают познавательную активность обучающихся. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер существенно повышает мотивацию обучающихся к обучению. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения, позволяет качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Обучающая программа дает возможность ученикам наглядно представить результат своих действий.
Один из самых распространенных способов применения компьютера на уроках русского языка и литературы - создание презентаций. В презентации необходимо показать самые выигрышные моменты темы, эффективные приемы запоминания, подборку электронных карт, портретов, цитат. Презентация даёт возможность проявить творчество, избежать формального подхода к проведению уроков. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес, делают урок более ярким.
Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя.
Также для активизации познавательной деятельности можно использовать готовые программные продукты (например, программное обеспечение по русскому языку «Фраза», информационный интегрированный продукт «КМ-школа», программный продукт «1С: Образование»), электронные пособия, аудиокурсы и т.п.
Одной из традиционных остаётся игровая технология. Игровая деятельность - замечательная возможность развить творческие способности детей. Можно в хорошо известную и привычную для обучающихся игру вводить новые элементы, дополнительные правила, задания творческого характера. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить и т.д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.
Технология дебатов прочно вошла в арсенал учителя русского языка и литературы. Дебаты - форма обучения общению, позволяющая тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование. Такой способ обмена информацией позволяет:
- вовлечь в диалог всех обучающихся;
- концентрировать внимание участников на содержании обсуждаемого материала;
- избежать стихийности и спонтанности хода дискуссии, отступления от главной проблемы ради второстепенной;
- исключить излишнюю эмоциональность, порой неизбежную при организации и проведении коллективного творческого дела.
Одной из инновационных технологий является диалоговое обучение, которое также применяется на уроках русского языка и литературы. Данная технология интересна тем, что в процессе диалогического общения на уроке обучающиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда представлений.
Диалог на уроке обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.
Вести диалог - значит искать истину вместе. Учебный диалог - это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
Учителю русского языка и литературы невозможно обойти технологию развития критического мышления. Именно она способствует развитию индивидуально-познавательной и творческой активности обучающихся. Критическое мышление - это и естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, и взвешенный подход к принятию сложных решений, и отправная точка для развития творческого мышления. Человек, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой обучающийся чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Задача учителя-словесника развивать основы критического мышления через чтение и письмо, а результаты этой работы будут способствовать развитию интеллектуальной творческой активности учеников.
Творческая деятельность обучающихся при изучении литературы складывается из: 1) литературно-творческих заданий; 2) творческих сочинений; 3) заданий, развивающих творческого интерпретатора литературных произведений; 4) заданий, развивающих творческого читателя; 5) участия в творческих формах урока.
Под литературно-творческими заданиями обычно понимается самостоятельное создание текстов в различных жанрах художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки и т.д.). Их следует отличать от творческих сочинений на литературную тему - "оригинальных по форме текстов, создаваемых обучающимся с опорой на литературное произведение и на усвоенные литературоведческие понятия".
К творческим сочинениям принято относить:
- домысливание сюжетной линии произведения; дальнейшей судьбы героев; «пропущенного» в тексте эпизода;
- дневник литературного героя;
- «перемещение» литературных героев в другие временные рамки и обстоятельства;
- воображаемая встреча с литературным героем и разговор с ним: "О чем бы я хотел расспросить…»;
- словесное и графическое описание герба, например, помещика.
К заданиям, развивающим творческого интерпретатора литературных произведений, относятся: самостоятельный анализ эпизода, главы или явления; самостоятельная интерпретация лирического стихотворения; сравнение произведений на одну тему; сочинение-эссе; отзыв; письмо литературному герою; рецензия; реферат; устное сообщение (доклад); предисловие или послесловие к книге.
Задания, развивающие творческого читателя, активизируют сотворчество ученика с писателем. К числу таких заданий относят: устное словесное рисование; создание киносценария по одному из эпизодов произведения; инсценирование; чтение по ролям; выразительное чтение; творческие пересказы; иллюстрирование.
На уроках русского языка можно использовать следующие приемы активизации творческих способностей обучающихся: творческие диктанты; сочинение по данному началу; изложения творческого характера; решение кроссвордов; составление сказок на грамматическую тему.
Задания «Найдите и исправьте речевые ошибки» не только активизируют фантазию обучающихся и позволяют закрепить изученный на уроке материал, но и помогают детям увидеть интересное, загадочное и красивое в самых обычных вещах.
Необходимо предлагать обучающимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Развитие творческой деятельности способствует работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, ученик использует произвольное ассоциирование, что составляет основу его мыслительного и творческого процессов.
Лабораторные работы позволяют соединить элементы лингвистического анализа художественного текста с элементами творчества. Уроки-практикумы активизируют самостоятельную исследовательскую деятельность обучающихся, развивают навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий изучаемого произведения. Урок-анализ поэтического текста позволяет ввести обучающихся в ясный и яркий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии, обучить анализу стихотворения. Такие уроки эмоциональны, позволяют ребятам дать собственную оценку творчеству, по-новому увидеть художественный мир поэта. Уроки-пресс-конференции требуют от учеников самостоятельной работы, а также учат рецензировать, оценивать работу участников конференции, дискутировать, отстаивать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме.
От педагога требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль преподавателя, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых школьник не боялся бы высказывать свои мысли. Преподаватель становится как бы дирижёром, организующим подлинно творческую поисковую деятельность. Эрудиция, высокий интеллектуальный уровень учителя, постоянный творческий поиск методов и приёмов, активизирующих учебную и внеучебную деятельность обучающихся, желание и стремление детей узнать новое о художественном наследии писателей и поэтов.
Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предмета, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения.
При этом необходимо весь процесс учения ориентировать на реализацию принципов сотрудничества, взаимоуважения и соучастия, обеспечивающих атмосферу успеха, благоприятный эмоциональный фон и психологический комфорт для каждого ученика.