В исследованиях Л.Л.Коломинского, Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Е.Е.Кравцовой и др. было показано, что характеризуя психологическую готовность к обучению в школе, целесообразным является выделение ряда критериев-показателей. Система этих критериев включает в себя:
- Личностную готовность, предполагающую сформированность у дошкольника готовности к самостоятельным действиям, а также принятию на себя качественно новой социальной позиции - позиции школьника. Изменение социальной ситуации развития требует от дошкольника новых обязанностей, а также расширяет спектр его активности. В личностную готовность также входит достаточно высокий уровень развития мотивационной сферы, то есть наличие у ребенка мотивации учебной деятельности.
- Эмоционально-волевая готовность как критерий предполагает наличие у ребенка способности к корректному определению цели деятельности, способности принимать решения, формировать план действий, а также прилагать усилия по достижению поставленной цели.
- Социально-психологическая готовность к обучению в школе как критерий психологической готовности предполагает сформированность у детей в возрасте 6-7 лет сформированность коммуникативных и нравственных способностей.
- Интеллектуальная готовность к обучению в школе. Данный компонент психологической готовности предполагает сформированность у дошкольника определенного объема знаний, а также наличие определенного кругозора и сформированность познавательных процессов.
Можно заключить, что готовность к обучению в школе с позиции ее критериев является сложным комплексным феноменом, который включает в себя различные аспекты. Для успешного обучения в начальной школе необходимо соответствие ребенка предъявляемым ему требованиям.
Выделение единого критерия психологической готовности к обучению в общеобразовательной школе прослеживается в работах Е.М.Бохорского и Д.Б.Эльконина. Ученые отмечали, что в качестве основного новообразования, в котором концентрируется вся специфика психологической готовности к обучению в общеобразовательной школе, выступает способность подчиняться правилам и требованиям, которые установлены взрослым. В качестве критерия и меры готовности к обучению в школе выступает способность дошкольника сознательно подчинять свою активность заданным правилам поведения при последовательном выполнении указаний взрослого. Указанная способность ребенка связана с постепенным овладение ребенком общим способом действий в ситуациях решения учебных задач. Иными словами - способность ребенка подчиняться требованиям и правилам, которые установлены взрослыми является одним из наиболее значимых критериев психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Также в качестве критерия психологической готовности к обучению в общеобразовательной школе можно рассматривать достаточный для успешного освоения школьной программы, уровень психического развития.
Важной особенностью развития ребенка, который поступает в школу является обостренная чувствительность к нравственно-психологическим нормам, а также правилам поведения, с другой стороны - готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. По словам Л.С.Выготского, в данный период осуществляется важный переход от учения по его собственной программе к учению по программе, которая задана взрослыми. Можно сказать, что данный период характеризуется возникновением состоянием, которое можно назвать обучаемостью.
Сензитивность данного периода проявляется в процессе освоения грамоты. Если упустить данный момент, запоздание с обучением грамоте, то ее усвоение будет проходить с весьма большими трудностями. Из сказанного выше следует, что целенаправленное обучение, педагогического воздействие является в данный период определяющим фактором психологического развития ребенка. Причем важная роль здесь принадлежит семье ребенка. Нужно обратить внимание на то, чтобы ребенок приступил к обучению в школе физически здоровым, развитым, крепким. Действительно, успехи и сложности обучения ребенка в школе зависят от его физической готовности, его здоровья. В настоящее время ребенку-первокласснику необходима выносливость - эта важная характеристика тесным образом связана с работоспособностью, тем качеством, без которого не возможен успех в любой деятельности. Выносливость необходимо ребенку чтобы освоить школьную программу, предусмотренную для первоклассника в школе.
В целом ряде исследований показано, что позитивное влияние на физическую работоспособность ребенка младшего школьного возраста оказывает увеличение самопроизвольной двигательной активности, а также целенаправленное выполнение разнообразных движений, развитие у детей системы двигательных навыков во время ежедневного проведения динамических пауз на свежем воздухе, обучение плаванию в бассейне, проведение утренней гимнастики.
Вместе с тем, единственной физической готовности для успешного обучения в школе мало. Нужна готовность ребенка к изменению его социального положения. Данный процесс адаптации, другими словами - привыкания, подчиняется особым психологическим закономерностям, которые весьма важно учитывать при работе с первоклассниками.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению предполагает активный процесс приспособления, что, в отличие от физической адаптации, не происходит автоматических. С социально-психологической адаптацией связан процесс активного приспособления. Для того, чтобы адаптироваться, нужно приложить специальные усилия.
Отношения со средой, к которой ребенку необходимо приспособиться, здесь несколько иные. Педагогу необходимо помочь детям адаптироваться к новым социальным условиям. В данном случае адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к собственному месту в школе, к педагогам, но также и самим педагогам - к новым для них воспитанникам, а родителям - к собственному ребенку, который изменил социальную роль, став школьником.
Проблема готовности к обучению в школе была предметом исследования и в зарубежной психологической науке. Вопрос готовности к обучению в школе, по словам Я. Йирасека должна иметь как теоретические обоснования, так и серьезный практический базис. Особенность исследований данной проблемы должна ориентироваться на исследование интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Все это находит отражения в работах, которые показывают развитие ребенка в области памяти, внимания, мышления ребенка и других его психических процессов.
В соответствие с идеями С.Штребела, А.Керна, Я.Йирасека, ребенок, который поступает в школу - должен обладать целым рядом признаков школьника, то есть быть способным к дифференцированному восприятию, аналитическому мышлению, произвольному вниманию, а также целому ряду других важных для обучения в школе психологических характеристик.
Под эмоциональной зрелостью в рамках зарубежной психологии понимается устойчивость и почти полное отсутствие таких реакций ребенка, которые могут быть названы импульсивными. Под социальной зрелостью ребенка понималось в связи с потребностью ребенка в общении и взаимодействии со сверстниками, возможностью подчиняться интересам, а также принятым в их взаимодействии условностям, а также способностью взять на себя новую социальную роль в ситуации обучения в школе.
Исследования Ф.Л.Илг, Л.Б.Эймс, направленные на выявление параметров готовности ребенка к обучению в школе, результатом своим имели целую систему заданий, которые могли успешно применяться для детей в возрасте от 5 до 10 лет. Разработанные тесты имели серьезное практическое значение и обладали валидной прогнозирующей способностью. Помимо этого, указанные исследователи предлагали в случае неспособности ребенка успешно освоить школьную программу забирать его из школы и посредством дополнительных занятий, тренировок доводить его до минимально необходимого уровня готовности. Вместе с тем, данная позиция не является единственной. Д.П. Озубел предлагает изменить программу школьного обучения таким образом, чтобы дети изначально имевшие низкий уровень готовности могли в процессе школьного обучения приобрести необходимые качества, от которых зависит эффективность усвоения школьной программы.
Несмотря на разнообразие теоретических позиций, для них характерным является наличие общих моментов. Многими учеными при исследовании особенностей готовности детей к обучению в школе используется понятие «школьная зрелость». Вместе с тем, данная позиция не может рассматриваться как корректная, так как возникновение этой зрелости рассматривается учеными как результат реализации индивидуальных особенностей спонтанного созревания врожденных задатков, которые не зависит от условий воспитания и жизни ребенка. В данной концепции основное внимание уделяется разработке диагностического инструментария, который позволяет определить уровень школьной зрелости ребенка. Лишь отдельные зарубежные исследователи, например, Врунер и Вронфенвренне отмечали, что немаловажное значение имеет действие собственно социальных факторов, особенностей семейного воспитания, а также особенности общества на формирование готовности ребенка к обучению в школе.
В контексте сравнительного анализа отечественных и зарубежных концепций по проблеме психологической готовности детей к школе, можно сделать вывод, что основное значение в зарубежных исследованиях уделяется вопросам создания средств диагностики, тогда как собственно содержательный аспект данной проблемы оказывается вне фокуса внимания. Если зарубежные исследователи данной проблемы ориентированы на создание системы тестов и в меньшей степени ориентируются на содержательный аспект проблемы, то отечественные ученые концентрируют внимание на теоретической проработке данной проблемы, преимущественно в контексте теоретического подхода Л.С.Выготского.
Вопросы общего эмоционального отношения к учебному процессу в школе стали предметом специального исследования в работах Р.М. Гинзбурга. Ученым предложено оригинальное средство определение уровня мотивационной готовности к обучению в школе. Им было отобрано 11 пар прилагательных, которые характеризуют человека негативно или положительно. Перед ребенком ставятся две коробки и предлагается распределить карточки по категориям - какие относятся просто к играющим детям, а какие - к школьникам. По результатам исследования было определено, что дети, которые посещают дошкольное образовательное учреждение в большей степени имеют положительное отношение к школе, по сравнению с детьми, которые не посещают детский сад.
Анализ особенностей развития познавательной сферы и интеллекта дошкольников целесообразно начинать с определения особенностей памяти ребенка. Память рассматривается как процесс, который имеют высокий уровень связи с мышлением. Для определения уровня развития памяти может даваться, например, набор бессмысленных слов. Посредством оценки эффективности воспроизведения этих слов, можно сделать вывод об уровне развития механического запоминания у ребенка. Также в качестве эффективного средства диагностики данного познавательного процесса выступает метод повторного воспроизведение. Л.А.Венгером было определено, что существует ряд показателей механической памяти дошкольника, которые можно рассматривать как критерии готовности к обучению в школе - это способность воспринимать не менее пяти слов из десяти, а также воспроизводить не менее девяти слов после четырехкратного повторения. Через час ребенок, который имеет высокий уровень готовности к обучению в школе забывает не более двух слов, которые он ранее произносил.
В качестве критериев психологической готовности детей старшего дошкольного возраста выступает:
1. Социально-психологическая готовность ребенка к школе, которая включает в себя:
- Сформированную учебную мотивацию, которая выражается в желании у ребенка идти в школу, понимать необходимость и важность учения, а также проявления интереса к получению новых знаний.
- Развитые коммуникативные умения дошкольника, способность общаться конструктивным образом с взрослыми и сверстниками. Это предполагает достаточно высокий уровень способности вступать в контакт, сниженный уровень агрессивности, а также способность ребенка успешно решать проблемные ситуации, а также признавать авторитет взрослого.
2. Развитие психофизиологических функций. Предполагается, чтобы ребенок имел высокий уровень развития мелких мышц руки, сформированную пространственную ориентацию.
3. Высокий уровень развития логического мышления, что выражается в способности находить различие и сходства предметов в процессе сравнения, группировать предметы по значимым признакам.
4. Сформированность произвольного внимания у детей.
Таким образом, можно говорить о том, что формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе существенным образом зависит от желания ребенка познавать, учиться. В связи с этим важным является формирование у дошкольников желания учиться, интереса к знаниям, опираться на занимательный и содержательный игровой материал.