Понятие и структура психологической готовности к школе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: готовность к обучению


Предваряя рассмотрение проблемы сравнительного анализа эффективности методов изучения психологической готовности к школе необходимо определить содержание основных аспектов данной проблемы - особенности дошкольного возраста, особенности феномена психологической готовности к школе, а также методов исследования психологической готовности к школе.

Первым моментом выступает анализ особенностей старшего дошкольника. Старший дошкольный возраст может рассматриваться как этап интенсивного психического развития ребенка. В данный возрастной период осуществляется преобразование всех сфер жизни ребенка - происходит совершенствование отдельных психофизиологических функций у ребенка, а также происходит формирование и развитие личностных новообразований.

В качестве специфической особенности старшего дошкольного возраста выступает формирование и осознание собственного социального «Я» у детей, а также формирование внутренней социальной позиции. Ребенок постепенно начинает осознавать собственное место среди других людей, постепенно развивается внутренняя социальная позиция, а также стремление к соответствуют собственных потребностей и новой социальной роли. Ребенок постепенно начинает обобщать и осознавать собственные переживания, у ребенка развивается самооценка, отношение к неудаче и успехам в деятельности. Также для данного возрастного периода характерным является формирование рефлексии и развитие самооценки. Дети учатся анализировать собственную деятельность, а также обучаются соотносить свои переживания и мнения с мнениями и оценками окружающих людей. В связи с данной особенностью самооценка у дошкольников становится более реалистичной.

К возрасту пяти лет у детей формируются определенные позиции в группе в соответствие с их социометрическим статусом. При этом предпочтения детей в процессе игры, совместной деятельности, при выполнении трудовых поручений, являются достаточно стабильными.

Таким образом, старший дошкольный возраст является исключительно значимым периодом для развития личности дошкольников. В данном возрасте ведущей деятельностью является игровая, в рамках которой происходит активное развитие психических процессов и различных аспектов личности ребенка. В качестве основных новообразований данного возрастного периода выступает произвольность поведения, формирование самосознания, изменения в эмоциональной сфере, а также развитие словесно-логического мышления.

Процесс подготовки ребенка к обучению в начальной школе является сложной и комплексной деятельности, затрагивающей все аспекты жизнедеятельности ребенка. Психологическая готовность ребенка является важным аспектом процесса подготовки к обучению. Вместе с тем, несмотря на сложность проблемы подготовки ребенка к школе, отдельные элементы данного процесса по-разному рассматриваются учеными и специалистами-практиками. Учитывая характерные особенности научных традиций применительно проблемы подготовки ребенка к школе, можно выделить четыре основные направления (подхода).

Первое направление включает в себя деятельность, направленную на формирование у детей навыков и умений, которые требуются для успешного освоения школьной программы. Этот подход в психологии получил наибольшее развитие и известность, так как он ориентирован на формирование возможности учиться в школе как таковых. Определено, что дети в старшем дошкольном возрасте характеризуются достаточно высоким уровнем психофизического и интеллектуального развития, способны осваивать достаточно большие массивы данных. Определено, что отдельные программы обучения в начальной школе можно использовать в процессе подготовки ребенка к школе еще в дошкольном возрасте. К данной группе подходов могут быть отнесены работы, выполненные на базе НИИ дошкольного воспитания, такими педагогами, как Т.В.Тарунтаева, Л.Е.Журова и другие. В исследования было показано, что в процесса социальной организации образовательного и воспитательного процесса в детском саду, оказывается возможным сформировать у детей базовые представления относительно базовых математических операциях, а также сформировать основы грамотности. Все это способствует более успешной адаптации ребенка к школе, а также способствует улучшению всего процесса подготовки ребенка к обучению в школе.

В рамках второго подхода определяются требования, которые предъявляются к ребенку школой, тогда как с другой стороны исследуются новообразования, а также изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к конку школьного возраста. Л.И.Божович говорит о том, что существуют новообразования в психической жизни ребенка, которые в значительной степени соответствуют требованиям, которые предъявляются современной школой. В частности, дошкольник к моменту поступления в школу должен иметь определенный уровень развития познавательного интереса, иметь осознанную готовность изменения социальной позиции, иметь желание учиться, помимо этого школьник должен иметь опосредованную мотивацию, а также самооценку. Совокупность указанных психологических свойств и особенностей образует психологическую готовность к процессу школьного обучения.

Необходимо отметить, что процесс школьного обучения, а также учебная деятельность выступают неоднозначными понятиями. В современной организации школьной жизни учебная деятельность складывается, как отмечал В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин, не у всех школьников, тогда как процесс овладения учебной деятельностью осуществляется вне рамок школьного обучения. В связи с данным обстоятельством, проблема психологической готовности к обучению в школе необходимо понимать не как психологическую подготовку к существующим традиционным формам обучения, а как наличие предпосылок, а также источников учебной деятельности. Учет данного обстоятельства выступает как отличительная особенность третьего рассматриваемого подхода. Специфика его заключается в том, что в исследованиях, которые принадлежат данному направлению осуществляется исследование отдельных элементов учебной деятельности, а также осуществляется выделение путей их формирования в рамках специально организованных учебных занятий.

В специальных исследованиях (Т.С.Комарова, А.Н.Давидчук, Т.Н.Доронова, О.М.Анищенко) определено, что у дошкольников, которые проходили экспериментальное обучение лепке, рисованию, конструированию формируются такие элементы учебной деятельности, как умение следовать образцу, слушать и выполнять некоторые действия по инструкции, умения оценивать собственную деятельность, а также работы сверстников. Таким образом, по мнению авторов данного направления у детей осуществляется формирование психологической готовности к школьному обучению.

Во второй половине ХХ века были определены основные направления исследования готовности детей к обучению в школе в соответствии с выделенными учеными аспектами психологического развития дошкольников. В первую очередь, это личностно-мотивационная готовность ребенка. Л.И.Божович в качестве одного из наиболее значимых элементов готовности рассматривает личностно-мотивационную. Ученый отмечает, что потребность в определенных социальных отношениях, а также познавательная потребность являются базовыми в психическом развитии ребенка, а также они являются значимыми условиями для обеспечения успешности обучения в начальной школе.

Отмечается, что большое значение для успешной адаптации в школе имеет интеллектуальная готовность ребенка-дошкольника. А.Л.Венгером было установлено, что в качестве важного показателя готовности к обучению в школе выступает высокий уровень сформированности наглядно-образного мышления у ребенка. Степень развития логического мышления имеет несколько меньшее значение для успешной подготовки ребенка к поступлению в школу.

Другое направление исследований связано с анализом форм общения ребенка дошкольного возраста с детьми и взрослыми. В данном случае речь идет о коммуникативной готовности ребенка к обучению в школе. По мнению Л.И.Лисиной, выделение коммуникативной готовности как основного компонента готовности к обучению в школе обусловлено тем, что деятельность ребенка никогда не выполняется изолированно от взрослого, она всегда содержит в себе отдельные элементы кооперации с ним. В качестве значимого образования 6-7-летнего возраста, по мнению Л.И.Лисиной выступает появление такого вида общения, как внеситуативно-личностного, когда ребенок оказывается способным воспринимать взрослого как учителя и занимать относительно него позицию учащегося.

Также в качестве важного направления исследований выступает исследование эмоциональной готовности дошкольников к обучению в школе. По мнению Т.А.Нежновой и Е.В.Филлиповой, обращаясь к анализу феномена школьной тревожности, необходимо отметить, что эмоциональное отношение к учению и школе можно рассматривать как исключительно значимый показатель формирования учебной деятельности и готовности к обучению в школе. Эмоциональное неблагополучие у детей младшего школьного возраста находит свое проявление в таких отрицательных последствиях, как снижение интереса к учебе, появление трудностей в общении с учителями и одноклассниками, снижении общего уровня успеваемости детей.

Существует актуальная необходимость в исследовании проблемы готовности к обучению в школе как сложного системного образования, вместе с тем, существуют сложности методологического плана в осуществлении такого рода исследований, так как такого рода деятельность предполагает использование системного подхода в исследовании психической жизни человека.

Таким образом, психологическая готовность к школе определяется как совокупность личностных качеств, умений, знаний, навыков, которые нужны для обучения. Практически все исследователи отмечают, что эффективным школьное обучение будет только тогда, когда ребенок, поступающий в школу, имеет нужные и достаточные качества, которые затем в процессе обучения совершенствуются и развиваются.

Психологическая готовность обладает своей структурой. Она включает следующие компоненты: уровень психомоторной зрелости, учебная мотивация, умение действовать согласно образцу и по правилам, умственное развитие на достаточном уровне, багаж знаний, развитые память, речь и мышление, общение на достаточно развитом уровне.