Правописание Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: причастие, Н и НН в суффиксах причастий


Разработка урока по русскому языку с применением технологии активных методов обучения

Организационная информация

Класс

7

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Продолжительность мероприятия

40 минут

Методическая информация

Тема мероприятия

Правописание Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий

Цели мероприятия

  • Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать правописание Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий, уметь отличать страдательные причастия прошедшего времени от отглагольных прилагательных.
  • Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретённая компетентность): формирование лингвистической речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей.
  • Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, стремление к речевому самосовершенствованию.

Задачи мероприятия

Развивать индивидуальные особенности школьников, их коммуникативность, умение работать с лингвистическими источниками, развивать умение грамотно излагать своё мнение по обсуждаемым вопросам.
Воспитывать гражданственность, преданность отечеству на примерах предлагаемого материала.

Универсальные учебные действия, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят участники в ходе мероприятия

Личностные:

  • осознание себя как личности в коллективе
  • осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу.
  • установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми.
  • ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, используют общие приемы использования задач
  • применение методов информационного поиска; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
  • ориентироваться в системе знаний; перерабатывать информацию (анализировать, оценивать, обобщать, сравнивать).

Регулятивные:

  • самоуправление и саморегуляция учебной деятельности; выделение и осознание обучающимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
  • соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Начало образовательного мероприятия

Этап «Приветствие / знакомство / инициация»

Название метода "Поздоровайся глазами"

Время, продолжительность этапа - 1 минута

Ребята должны поздороваться с учителем и друг с другом не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у них сегодня настроение.

Подробное описание АМО по установленной схеме:
Цель: Создание благоприятного эмоционального начала урока.
Необходимые материалы: Возможно музыкальное сопровождение.
Предварительная подготовка: Не требуется.
Технология проведения: Дети стоят у парт, учитель предлагает учащимся поздороваться друг с другом в необычной форме - улыбкой.

Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке! Учащиеся должны поздороваться с учителем и друг с другом не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у них сегодня настроение.
Учитель взаимно здоровается с учениками.
(Учитель произносит вступительное слово на фоне музыки «Морское путешествие с гудком»)
- Сегодня наш с вами урок пройдет в форме морского путешествия. Желаю вам приятного сотрудничества, хорошего настроения и успехов.

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО
(умение общаться);
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Этап «Целеполагание или погружение в тему»

Название метода "Телефонограмма"

Время, продолжительность этапа - 5 минут

Подробное описание АМО по установленной схеме:
АМО «Телефонограма»
Цель: Успешное вхождение в тему урока.
Задачи: развитие логического и пространственного мышления, аналитических умений, развитие
эмоциональной сферы: интереса.
Необходимые материалы компьютер, экран, проектор,
слайд презентации, карточки с ключом шифра
Предварительная подготовка: на слайд выведен общий ключ
Технология проведения:
Учитель предлагает учащимся расшифровать фразу, которая и является темой урока.

АМО "Жемчужное ожерелье "
Цель: определение цели урока.
Задачи: развитие логического и пространственного мышления
Необходимые материалы компьютер, экран, проектор,
слайд презентации
Предварительная подготовка: на картинках жемчужин написаны слова, которые нужно поставить в логический ряд
Технология проведения: Учитель предлагает учащимся логический ряд слов, из которых нужно составить предложение, соблюдая нормы русского языка, формулируют цель урока
Слова: сформировать, орфограмма, представление, применить, Н и НН, причастие, суффикс, знание, практика.

Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО
- Мы с вами продолжаем знакомство с такой частью речи, как причастие. Ребята, вам пришла кодированная телеграмма, чтобы прочитать ее воспользуйтесь ключом. На слайде и на карточках у каждой группы есть шифр для того, чтобы разгадать эту фразу, которая поможет определить, о чем сегодня пойдет речь.
Учащиеся расшифровывают предложенную фразу, должны предположить, о чем пойдет речь на уроке.
Учащиеся определяют тему урока.
Учитель предлагает учащимся логический ряд слов, из которых нужно составить предложение, соблюдая нормы русского языка, формулируют цель урока
Слова: сформировать, орфограмма, представление, применить, Н и НН, причастие, суффикс, знание, практика.
Учащиеся: ставят цели обучения самостоятельно

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания,
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Этап «Формирование ожиданий / образовательных эффектов»

Название метода "Бутылка в море"

Время, продолжительность этапа - 4 минуты

Подробное описание АМО по установленной схеме:
Цель: Сформулировать ожидания и опасения от урока. Мотивировать обучающихся на работу.
Задачи: развить коммуникативно-эмоциональную сферу личности обучающихся, настроить учащихся на работу, развить самостоятельность обучающихся.
Необходимые материалы:
фломастеры, заготовки шаблонов бутылки и крышки, доска, магниты и клей.
Предварительная подготовка: вырезать из бумаги шаблоны бутылки с пробкой.
Технология проведения: Учитель предлагает каждому участнику на шаблоне бутылке написать с разных сторон свои опасения и ожидания и отправит бутылку в море

Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО
Учитель: ребята, самостоятельно для себя определите, что вы ждете от нашего урока, чего боитесь, сформулируйте свои ожидания и опасения.
У каждой группы на столе есть шаблоны бутылки с пробкой по количеству учащихся.
- Давайте отправим самим себе в будущее. На одной ее стороне напишите, что вы ожидаете от нашего путешествия, а на другой, чего вы опасаетесь в этом путешествии. А теперь запечатайте их и отправьте в синее море
(на доске плакат с изображением морской глади. Рядом маяк).
(2 минуты на определение и оформление опасений и ожиданий, 10 секунд на озвучивание каждой команде)
Учащиеся записывают свои опасения и ожидания от урока и прикрепляют на доску.

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО
Регулятивные: прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Личностные: осознание обучающимся, того, какое значение и какой смысл имеет для него и для окружающих его настроение, позитивное или негативное отношение к происходящему;

Работа над темой

Этап «Проработка содержания темы обучающимися»

Название метода - «Корабли», «Мозговой шторм», «Морской бой»

Время, продолжительность этапа - 20 минут

Подробное описание АМО по установленной схеме:
АМО «Корабли»
Рассадка по группам.
Цель: Создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность через работу в группе.
Задачи: развивать умения работать в группе
Необходимые материалы:
карточки с названием групп
Предварительная подготовка: распечатать карточки с названием групп

Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО
Учитель:
- Мы отправляемся в плавание. Нам предстоит достать сундук с золотом, а для этого нам нужно преодолеть некоторые преграды. Итак, в путь!!! У нас с вами в море пойдут три корабля: 2 корабля «Полные страдательные причастия» и один «Краткие страдательные причастия».
У вас на столах лежат карточки, на которых написаны причастия в разных формах, выберите каждую себе, переверните ее, вы видите причастие. Вам нужно определить его форму и занять место за столом, на котором стоит табличка с названием этой формы.
Учитель расставляет таблички с названием кораблей.
Ученики: в соответствии с выбранной карточкой переходят в данную группу
- Теперь вы, ребята, настоящая команда. У каждого «корабля» на столах есть маршрутный лист, в котором вы должны после выполнения каждого задания оценить свою работу и работы соседнего «корабля» (проводят самопроверку и взаимопроверку)

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО
Умение слушать и вступать в диалог

АМО «Мозговой шторм»
Цель: Создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность через работу в группе.
Задачи: развивать умения работать в группе
Предварительная подготовка Учитель готовит необходимые материалы заранее (листы А3, маркеры, раздаточный материал)
Технология проведения:
Каждая группа получает свое задание и сама распределяет роли по выполнению заданий, целью которых является конкретизация нового знания. Обязательно определяется время на выполнение. Во время выполнения этого задания обучающиеся могут проявлять творческую инициативу.
По завершении работы группы отчитываются о проведенной работе, обсуждаются её итоги.
Учитель: Мы прибыли на остров «Окутанный тайной»
На ваших столах, у каждой группы лежат листы с заданиями и инструкциями по их выполнению.
В вашем распоряжении 7 минут на работу каждой группы , 2 минуты на представление результатов работы. По итогам работы вам нужно провести самооценку и взаимооценку. Отмечают в маршрутных листах
Учащиеся получают в группах задание, используют учебник и раздаточный материал. Составляют схему-кластер «Правописание Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий» и каждая группа получает карточки с глаголами, от которых нужно образовать причастия с изучаемой орфограммой.
По истечении времени каждая группа представляет свою работу.
Учащиеся работают в группе
Регулятивные: ставят учебную задачу, составляют план и алгоритм действий;
способность к самоконтролю)
Познавательные: (перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата; выбор наиболее эффективных способов решения задач)
Информационные: (обрабатывать информацию, применяя логические операции, работать с инструкциями)
Учебно-познавательные: умение систематизировать информацию на базовом уровне, составлять таблицы, помогающие усвоению материала
Коммуникативные: умение работать в группе
АМО «Морской бой»
Цель: закрепить новые знания на данном этапе
Задача: определять весомость изученной орфограммы, умения работать в группе
Предварительная подготовка: карточки, оформленные в виде поля для игры в «Морской бой»
Технология проведения:
на экране
Учитель: Мы прибыли на остров «Пиратов» и они предлагают сыграть с ними в морской бой. У каждой группы карточки-задания. Нужно выбрать правильное написание суффиксов причастий.
Ученики: работая в группах, выбирают правильное написание Н и НН в суффиксах причастий, называя букву и цифру, которую считают верной при написании изучаемой орфограммы. Каждый «корабль» стреляет по два раза.
После выполнения задания, правильные ответы выводятся на слайд презентации.
Заполняют маршрутные листы.
Познавательная: обобщение знаний полученных на уроке
Коммуникативные: развитие учебного сотрудничества
Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап «Разминка»

Название метода «Море волнуется»

Время, продолжительность этапа - 2 минуты

Подробное описание АМО по установленной схеме:
Цель: Профилактика утомления
Задачи: снять физическое
напряжение, утомленность и поднять настроение учащимся
Предварительная подготовка: подобрать картинки изображаемых морских животных
Технология проведения:
учащиеся повторяют за
учителем, изображают фигуры морских животных

Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО
Учитель: Мы с вами успешно справились с теми заданиями, которые были предложены, а значит имеем право на морское развлечение.
Повторяйте за мной!
(Игра «Море волнуется раз…») показ морских животных: морской звезды, морского конька, русалки, рыбы, тюленя двигательных упражнений, обучающиеся повторяют за учителем)
Ученики: выполняют зарядку.

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО
Регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии)

Этап «Подведение итогов»

Название метода«Напиши письмо другу»

Время, продолжительность этапа - 5 минут

Подробное описание АМО по установленной схеме:
Цель: подведение итогов урока
Задачи: выявить усвоение учащимися учебного материала.
Необходимые материалы:
1.Компьютер,
2.экран,
3.проектор
4.слайд с предлагаемыми вопросами
Предварительная подготовка: Учитель оформляет слайд с вопросами, на которые нужно ответить, написав письмо.
Технология проведения:
учащиеся пишут письмо, отвечая на предложенные вопросы

Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО
Учитель: ребята, вам предлагается написать письмо своему другу, в котором вы расскажите о тех приключениях, которые с вами произошли. Для этого вам нужно ответить на два вопроса из трех.
Вопросы:
1.С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
2. Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах причастий.
3. Какие исключения встречаются при изучении данной орфограммы?
4. Что влияет на условие выбора орфограммы?
Учащиеся выбирают вопросы и отвечают на них. После написания, зачитывают свои письма (1-2 с «корабля»), обобщают изученное, оценивают свое участие в этом обсуждении и заполняют маршрутные листы.

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО
Личностные: осознание своих возможностей и необходимости самосовершенствования
Регулятивные:
саморегуляция.

Этап «Организация домашнего задания», «Рефлексия»

Название метода «Послание в будущее», «Сундук сокровищ»

Время, продолжительность этапа - 3 минуты

Подробное описание АМО по установленной схеме:
АМО «Послание в будущее»
Цель: выяснить впечатления участников от прошедшего урока
Задача: выяснить отношения участников к прошедшему мероприятию; осознать незавершённость и невысказанность и избавиться от них;
Предварительная подготовка: карточки с текстом, в котором пропущены причастия (по количеству учащихся)

Инструкции модератора обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО
Учитель: ребята, я предлагаю вам дома выполнить творческую работу, заполнить судовой журнал.
Распространить предложенные предложения причастиями.
Текст карточки:
Задание: судовой журнал ведется ежедневно. Украсьте сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
В … день…. . Небо ... . Море ….
Впереди был остров, к которому.. . На берегу ... песок и ... трава.
Вдали ... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к острову, на котором … . Мы возвращаемся к … дому!

Совсем скоро мы увидим берега своей родины. Каким вам показалось наше путешествие? Многое ли вы приобрели для себя из него? (ответы учащихся)
- А теперь ответьте на серьезный вопрос:
Сбылись ли ваши опасения? Если нет, то можно убрать их вместе с бутылкой. А ожидания? Если ожидания добавились, можно дописать и озвучить.
(учащиеся высказываются по необходимости)

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО
Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности

АМО «Сундук сокровищ»
Цель: Подведение итогов урока.
Задача: определять эмоциональное состояние учащихся в конце урока
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), Предварительная подготовка: вырезать шаблоны монет и камней, Плакат с рисунком сундука с сокровищами
Учитель: Теперь бы мне хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с нашего «корабля»?
Если вы ребята довольны уроком в целом, своей работой давайте пополним добытый сундук с сокровищами и положим золотую монетку. Если же вы не довольны уроком и у вас остались вопросы, ответы на которые не нашлось ответов в ходе нашего урока, то оставьте камень.
Учитель анализирует и озвучивает происходящее и делает выводы по результатам рефлексии.
Учитель: Настало время подвести итоги нашему путешествию.
Возьмите ваши маршрутные листы, обсудите, кто как работал, выставьте оценку каждому члену команды. Заполненный маршрутный лист пусть находится у капитана.
Разрешите и мне высказать оценку нашему уроку.
Спасибо вам за урок, с вами работать было интересно!
После того, как участники путешествия уходят, капитаны отчитываются за работу команды.
Дети приучаются оценивать друг друга и видеть свои ошибки.
Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.