Срок реализации 2 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация внешкольной работы природоохранной направленности учащихся является процессом формирования осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Программа «Зеленая планета» строится на непрерывном экологическом воспитании и практической природоохранной деятельности. Данный специализированный курс имеет научно-практическую ориентацию на интегрированное изучение лесных систем и формирование навыков природоохранной деятельности.
Целью программы «Зеленая планета является повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе, развитие познавательного интереса учащихся к лесу как одной из важнейших экосистем на Земле.
Задачи программы:
- Расширение контактов обучающихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды;
- Изучение природы родного края, освоение методов оценки ее состояния;
- Воспитание творческой личности, воспитание любви, заботы и бережного отношения к природе.
Программа «Зеленая планета» строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленного на формирование у обучающихся понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработки стратегии поведения человека в ней;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания форм и методов психолого-возрастным потребностям детей.
В программе используется функциональный подход при рассмотрении живых организмов и многообразия органического мира. Функциональный подход позволяет обосновать необходимость сохранения биологического разнообразия и защиты окружающей среды. Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия о лесе как структурном компоненте биосферы и его ресурсном значении.
Занятие по программе формирует у обучающихся представление о лесе как универсальной системе ценностей, помогает лучше узнать природу родного края, прививают навыки исследовательской природоохранной деятельности.
Программа для учащихся 7-8 классов строится с учетом приобретенных базовых знаний по экологии, ботанике, зоологии и географии. Предлагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляет возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Целостность курса обеспечивает систематизирующие ведущие идеи:
- лес как структурный элемент биосферы;
- взаимосвязь организмов в биоценозе леса;
- развитие взаимоотношений между человеком и природой.
При разработке программы учитывались также психолого-педагогические закономерности усвоения знаний воспитанниками, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному - от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать - к постановке опытов, проведению экспериментов и выполнению проектной деятельности.
В ходе реализации программы в соответствии с тематикой занятий правомерно использование сочетания методов таких, как мини-лекция, рассказ, беседа, наблюдение, эксперимент. Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Одна из распространенных форм работы в дополнительном образовании детей - экскурсия в природу. Здесь обучающиеся накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных, знакомятся с опытом природоохранной деятельности.
Практические работы позволяют использовать приобретенные знания в конкретной ситуации, а дидактические игры способствуют развитию творческого мышления и чувственного восприятия. Особое место в реализации программы отводится методам развития умений и навыков исследовательской деятельности, реферирования научной литературы и оформление полученных результатов. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и используются при выполнении проектов, представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими обучающимися результатов выполненной работы.
Данная программа рассчитана на два года обучения: первый год - в объеме 144, второй год обучения - в объеме 216 часов.
Учебно-тематический план (1 год)
№ |
Тема занятия |
Теор. |
Практ. |
Всего |
1. |
Введение (вводное занятие) |
2 |
- |
2 |
2. |
Методы исследования природы |
10 |
10 |
20 |
3. |
Лес как природная система Земли |
10 |
12 |
22 |
4. |
Музы леса |
2 |
6 |
8 |
5. |
Азбука леса |
2 |
6 |
8 |
6. |
Человек помогает лесу |
4 |
16 |
20 |
7. |
Естественное лесовосстановление |
6 |
8 |
14 |
8. |
Деятельность человека в лесных
|
4 |
8 |
12 |
9. |
Памятники природы Северной Осетии |
4 |
10 |
14 |
10. |
«Зеленая аптека» |
2 |
4 |
6 |
11. |
Летний экологический практикум |
0 |
17 |
17 |
12. |
Подведение итогов |
1 |
0 |
1 |
|
ИТОГО: |
52 |
92 |
144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (1 год обучения)
Введение (2 часа)
Техника безопасности поведения детей в городе и в лесу.
Что такое лес? Значение леса в природе и жизни человека. К чему может привести уничтожение лесов? Леса отступают под натиском человека.
Методы исследования природы (10 часов)
Наблюдения в природе. Постановка опытов. Проведение эксперимента. Экологический мониторинг. Фенологические наблюдения. (участие в проектах РГО-русского географического общества).
Практическая работа № 1 (2 часа): «Составление фенологической карты растений».(РГО).
Практическая работа № 2 (2 часа): «Определение степени взаимовлияния растений».
Практическая работа № 3 (2 часа): «Оценка состояния атмосферного воздуха по степени запыленности листьев. Пылезадерживающая способность растений. Составление экологической карты».
Экскурсия в лес (2 часа): Визуальное наблюдение за состоянием леса, знакомство с лесными растениями.
Игра (2 часа): Что ты увидел в пути?
Лес как природная система Земли (10 часов)
Экологические природные системы. Лес как природная система. Типы лесов. Лесные ресурсы мира. Леса России. Растительные сообщества Терского лесничества (бор, дубрава, ельник, березняк, ольшанник, буковый лес) или дендрария. Древесные породы.
Практическая работа № 4 (3 часа): «Изучение муравейников и выявление роли муравьев в жизни леса».
Практическая работа № 5 (3 часа): «Определение видов древесных пород по листьям, побегам и семенам».
Практическая работа № 6 (3 часа): «Определение видов хвойных пород по хвое и шишкам».
Экскурсия в лес (3 часа): Растительные сообщества Терского лесничества.
Музы леса (2 часа)
Традиционные народные промыслы: резьба по дереву, плетение из ивовых прутьев, лесные обитатели в осетинском фольклоре (сказки, басни, пословицы). Лес в произведениях писателей, поэтов, художников.
Тема леса в музыкальных произведениях. Знакомство с творчеством осетинских поэтов и художников.
Дидактическая игра (2 часа): «Праздник деревьев», «Найди свое дерево».
Экскурсия (2 часа) в краеведческий музей г. Владикавказа - знакомство с историей родного края и народными промыслами.
Практическая работа № 7 (2 часа) «Юные дендрологи».
Азбука леса (2 часа)
Про зеленые леса и лесные чудеса. Цветочные часы. Ориентирование на местности. Звуки леса. Запахи леса. Лесные предсказатели погоды.
Практическая работа № 8 (2 часа) «Ориентирование в лесу»
Экскурсия в лес (2 часа): «Влияние леса на человека»
Дидактическая игра (2 часа): «Лесные Робинзоны», «Угадай, что за цветок».
Человек помогает лесу (4 часа)
Кто такие лесники? Знакомство с работой Терского лесничества.
Практическая работа № 9 (3 часа) «Заготовка семян»
Практическая работа № 10 (3 часа) «Организация питомника лесных культур»
Практическая работа № 11 (4 часа) «Посадка лесных культур».
Практическая работа № 12 (3 часа): Проект «Оставим елочку в лесу».
Экскурсия (3 часа) в Терское лесничество.
Естественное восстановление (6 часов).
Знакомство с видами естественного возобновления (предварительное, последовательное, последующее, сопутствующее).
Семенное возобновление. Смена лесных сообществ. Межвидовая конкуренция. Порослевое возобновление. Виды возобновлений.
Практическая работа № 13 (3 часа) «Оценка естественного возобновления леса на вырубке»
Экскурсия в лес (3 часа): «Виды естественного лесовосстановления».
Дидактическая игра (2 часа): «В гостях у зеленого друга».
Деятельность человека в лесных сообществах (4 часа)
«Леса предшествовали человеку, пустыни следовали за ним». Причины сокращения лесных площадей (вырубка леса, использование древесины).
«Зеленая аптека» Выпас скота. Рекреационная нагрузка.
Практическая работа № 14 (3 часа): «Определение степени повреждения лесного биоценоза в результате деятельности человека».
Практическая работа № 15 (3 часа): «Выявление признаков повреждения деревьев с использованием школы визуальной оценки их состояния».
Практическая работа № 16 (2 часа): «Выявление причин повреждения растений».
Памятники природы России, Северной Осетии (4 часа).
Особо охраняемые природные территории: заповедники и заказники России и Северной Осетии.
Памятники природы Северной Осетии. Охраняемые природные объекты Терского лесничества.
Практическая работа № 17 (2 часа) Выполнение проекта «Закон об охране окружающей среды Терского лесничества».
Практическая работа № 18 (2 часа) Организация и проведение акции «Сохраним природу потомкам».
Экскурсия (6 часов): «Памятники природы Северной Осетии».Роща Хетага
Зеленая аптека (2 часа)
Лекарственные растения Северной Осетии
Практическая работа № 19 (2 часа): «Определение запасов лекарственного сырья».
Экскурсия (2 часа): «Лекарственные растения Терского лесничества».
Летний экологический практикум (17 часов).
Практическая работа № 20 (2 часа): «Выявление влияния различных типов леса и лесных полос на формирование микроклимата».
Практическая работа № 21 (10 часов): «Изучение экологического состояния пришкольной территории.
Самостоятельная работа (1 час): «Сбор стенгазет, докладов, рефератов, фотоматериала для конференции».
Слет школьных лесничеств (4 часа) в дендрарии.
Игра «Путешествие к сердцу природы».
Подведение итогов работы (1 час) - конференция представление творческих работ обучающихся. Награждение.
Ожидаемые результаты
К концу первого года занятий обучающиеся должны знать:
- основные методы изучения природы;
- основы организации лесного хозяйства;
- характеристики леса как природной системы;
- особо охраняемые природные территории и памятники природы РСО-Алании.
- Обучающиеся должны уметь:
- сравнивать растительные сообщества леса;
- распознавать древесные и кустарниковые породы;
- наблюдать изменения в природе, изменения среды обитания под влиянием деятельности человека;
- оценивать влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы и принимать решения по их охране;
- определять виды древесных, кустарниковых и травянистых растений;
- ориентироваться на открытой местности и в лесу;
- применять знания для составления экологических прогнозов и оценки деятельности человека;
- предоставлять результаты исследовательской и проектной деятельности;
- использовать знания в решении экологических проблем и в природоохранной деятельности
Оборудование и материалы, необходимые для реализации программы «Зеленая планета»
Гербарии раздаточные
- Гербарий «Растительные сообщества»;
- Гербарий «Лекарственные растения»;
- Гербарий «Деревья и кустарники».
Коллекции раздаточные
- Коллекция семян и плодов растений леса;
- Коллекция вредителей леса.
Презентации
- Животные и растения из «Красной книги» России.РСО-Алании.
Видеофильмы
- Биология птиц леса;
- Природные сообщества растений и животных.
Приборы
- Лупа (7-10) 15 шт.
- Секундомер 5 шт.
- Часы песочные 5 шт.
- Термометры бытовые 15 шт.
- Барометр 1 шт.
- Компас 7 шт.
Оборудование для практических работ
- Лоток для раздаточного материала 15 шт.
- Рулетка (10 м) 5 шт.
- Гербарные папки 5 шт.
Учебно-тематический план(второй год обучения)
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
||
Теор |
Практ |
Всего |
||
1. |
Введение |
2 |
- |
2 |
2. |
Учение о природе леса |
12 |
8 |
20 |
3. |
Экологические группы леса. Значение биоразнообразия |
11 |
9 |
20 |
4. |
Растительность Русской равнины и Северной Осетии |
15 |
13 |
28 |
5. |
Лесные биоценозы |
10 |
12 |
22 |
6. |
Как человек выращивает лес |
8 |
16 |
24 |
7. |
Лес на службе человека |
10 |
6 |
16 |
8. |
Охрана и защита леса |
23 |
25 |
48 |
9. |
Летний практикум |
16 |
18 |
34 |
10. |
Подведение итогов работы |
2 |
- |
2 |
|
Итого: |
102 |
114 |
216 |
Введение (2 часа)
Лесные фитоценозы. Влияние деятельности человека на биоценоз леса.
Дидактическая игра: «Лес в пословицах и поговорках».
Учение о природе леса (12 часов)
Основоположник науки о лесе - русский ученый Г.Ф.Морозов. Закономерности распространения различных типов лесов на поверхности планеты. Взаимосвязь климата и лесной растительности. Изменение микроклимата под влиянием леса: температура, скорость ветра, влажность. Санитарно-гигиенические функции леса. Воздухоочищающее значение леса. Выделение летучих бактерицидных веществ и их роль в природе.
Ярусность леса. Взаимосвязь ярусов лесного сообщества. Пищевые связи организмов в биоценозе леса (производители, потребители и разрушители). Цепи питания в лесном сообществе. Пищевые цепи. Пищевые пирамиды.
Практическая работа № 1 (2 часа): «Построение цепей питания в лесах различных типов».
Практическая работа № 2 (2 часа): «Определение климотообразующего значения и влияния леса на ветровой режим, температуру воздуха и почвы, на изменение влажности воздуха под пологом леса».
Практическая работа № 3 (2 часа): «Изучение структуры смешанного леса. Определение видов древесных пород, кустарников и трав в соответствующих ярусах леса».
Дидактическая игра (2 часа): «Лесные загадки».
Экологические группы леса (11 часов)
Климат и распространение растений на Земле. Почему в разных регионах сформировались разные природные сообщества? Температура как фактор появления различных типов леса. Жизненные формы растений. Взаимодействие леса со средой произрастания. Формула леса Г.Н.Высоцкого. Лес как средообразующий фактор. Отношение растений к свету: светолюбивые и теневыносливые виды.
Структура древостоя: главные, второстепенные и нежелательные породы. Естественные и искусственные насаждения.
Биологическое разнообразие и его значение.
Практическая работа № 4 (3 часа): «Определение жизненных форм растений Терского лесничества».
Практическая работа № 5 (3 часа): «Подобрать видовой состав растений для создания лесного насаждения в определенных условиях произрастания».
Дидактическая игра (3 часа): «Тропинками родного края».
Растительность Русской равнины и Северной Осетии (15 часов)
Зональный характер распространения растительности. Лесообразующие древесные породы. Фитоценозы хвойного, широколиственного (дубрава) и мелколиственного леса (березняк, ольсинник, ольшанник, бук). Растения степи. Луговая растительность. Прибрежноводная и болотная растительность.
Искусственные леса. Лес как лесной массив и насаждение.
Практическая работа № 6 (3 часа): «Определение видового состава растительности Русской равнины» (по гербарию).
Практическая работа № 7 (3 часа): «Определение видового состава растительности Северной Осетии.
Экскурсия в лес (5 часов): «Знакомство с лесными фитоценозами Терского лесничества (дубрава, березняк, сосновый бор, ельник, буковый лес)»,
Дидактическая игра (2 часа): «Вдоль лесной тропинки».
Лесные биоценозы (10 часов)
Биогеоценоз леса. Лесные звери и птицы. Видовое разнообразие и численность животных в лесу. Биологические особенности животных леса. Экологические группы животных. Поведение животных. Многообразная роль животных и микроорганизмов в биоценозе леса. Полезные птицы леса. Приспособление животных к обитанию в лесах различных типов. Когда влияние животных на лес может быть отрицательным? Экологические законы, регулирующие численность особей в популяциях. Соотношение основных компонентов биоценоза леса. Биологическая устойчивость и саморегуляция в лесных экосистемах.
Воздействие внешних факторов на биологическое разнообразие в биоценозе леса. Значение сохранения условия естественных местообитаний животных леса.
Практическая работа № 8 (3 часа): «Определение видов птиц по внешним признакам».
Практическая работа № 9 (3 часа): «Определение видов животных обитающих в Терских лесничествах по отпечаткам следов на снегу».
Практическая работа № 10 (3 часа): «Учет плотности обитания животных в Терском лесничестве».
Дидактическая игра (3 часа): «Птицы и деревья».
Как человек выращивает лес (8 часов)
Жизнь дерева. Размножение деревьев. Лесные питомники и их значение. Сбор семян и их хранение. Подготовка семян к посеву. Особенности роста всходов лесных культур. Сеянцы и саженцы. Уход за лесными культурами в питомниках.
Где человек сажает лес? Лесные фонды и их структура. Создание лесных культур. Подготовка лесокультурных площадей. Возобновление леса. Полезащитные, приовражные и прибалочные лесные полосы. Назначение лесных полос и их структура. Озеленение городов и населенных пунктов. Подборы схемы смешения древесных и кустарниковых пород в искусственных насаждениях.
Практическая работа № 11 (2 часа): «Заготовка семян для лесхоза».
Практическая работа № 12 (2 часа): «Определение посевных качеств семян».
Практическая работа № 13 (2 часа): «Определение нормы высева семян сосны обыкновенной при посеве их в лесном питомнике».
Практическая работа № 14 (2 часа): «Определение структуры и схем смешения древесных и кустарниковых пород в лесных полосах различного назначения».
Практическая работа № 15 (2 часа): «Мы изучаем экологию своего микрорайона. Проект озеленения участка».
Экскурсия в Терское лесничество (4 часа): «Определение схемы смешения лесных культур в различных кварталах».
Дидактическая интеллектуальная игра: «Великолепная семерка». (2 часа).
Лес на службе человека (10 часов)
Основные направления лесопользования. Заготовка древесины. Рубки главного пользования. Как человек использует древесину? Сенокошение и выпас скота. Пчеловодство. Заготовка лекарственных растений. Сбор ягод и орехов. Грибы Терского леса. Лекарственные растения Терского леса и время их сбора. Применение лекарственных растений.
Санитарно-гигиеническая и оздоровительная роль леса. Рекреационное использование леса. Рекреационный лес. Эстетическое значение лесных территорий. Дендрарий, санаторий «Тамиск», пансионат «Урсдон», турбазы «Дзинага», «Цей» (РСО-Алания).
Практическая работа № 16 (2 часа): «Определение видов лекарственных растений с помощью определителя».
Практическая работа № 17 (2 часа): «Определение рекреационной нагрузки благоустроенной лесопарковой и лесохозяйственной зон («Сапитская будка») г.Владикавказ».
Дидактическая игра (2 часа): «Биография карандаша».
Охрана и защита леса (23 часа)
Законы охраны природы. Охрана леса от пожаров. Причины лесных пожаров. Виды пожаров.
Виды правонарушений в лесу (несанкционированные рубки в лесу; въезд в лес автотранспорта; сбор редких и исчезающих видов растений; увеличение шумовой нагрузки) и их последствия.
Вредители леса и меры борьбы с ними. Лесные звери и птицы под охраной человека. Подкормка птиц зимой. Виды искусственных гнездовий. Кормушки.
«Красная книга» животных и растений. «Краснокнижники» Северной Осетии. Редкие и исчезающие виды животных и растений на территории Северной Осетии.
Практическая работа № 18 (4 часа): «Определение вредителей леса по наносимым ими повреждениям».
Практическая работа № 19 (3 часа): «Определение степени пораженности леса вредителями».
Практическая работа № 20 (10 часов): «Изготовление скворечников».
Практическая работа № 21 (3 часа): «Картирование мест произрастания редких и исчезающих видов».
Дидактическая игра (2 часа): «Декларация о правах природы», «Птицеград».
Экскурсия (3 часа): Знакомство с работой пожарного поста Терского лесничества.
Летний практикум (16 часов)
Практическая работа № 22 (2 часа): «Подготовка почвы к посеву лесных культур».
Практическая работа № 23 (2 часа): «Определение порослевого возобновления на вырубках».
Практическая работа № 24 (2 часа): «Определение биологической продуктивности фитоценоза нижнего яруса леса».
Практическая работа № 25 (2 часа): «Уход за лесными культурами».
Практическая работа № 26 (4 часа): «Лес - составная часть биосферы»
Практическая работа № 27 (2 часа): «Взаимодействие леса с окружающей средой».
Практическая работа № 28 (4 часа): «Зеленые зоны города».
Самостоятельная работа «От познания - к действиям: работа бюро по восстановлению природного окружения».
Реферирование научной литературы.
Обзор результатов работы над индивидуальными проектами:
- создание школьного питомника для озеленения г. Владикавказа;
- озеленение территории школы (административных и жилых зданий);
- создание «зеленой карты» Терского леса;
- лесокультурное оформление зон отдыха;
- сохраним лес сегодня, чтобы выжить завтра.
- участие в акции по озеленению города «Посади свое дерево».
Подведение итогов работы (2 часа): выставка творческих работ и защита авторских проектов.
Ожидаемые результаты
К концу второго года занятий обучающиеся должны знать:
- причины многообразия лесов;
- основы учения о лесе;
- основы охраны и восстановления леса.
Обучающиеся должны уметь:
- характеризовать структуру лесного биоценоза;
- понимать значение леса в природе и жизни человека;
- обосновывать значение биологического разнообразия;
- сравнивать различные типы леса;
- обосновывать потребность в лесоразведении;
- применять знания для обоснования структуры лесных насаждений;
- использовать умения лесоразведения в решении конкретных экологических проблем;
- уметь составлять экологические карты;
- осуществлять природоохранные мероприятия.
Использованная литература
- Учебник ботаники - 6-7-8 класс;
- Учебник по зоологии - 6, 7, 8 класс;
- География - 7 класс - Коринская А.К;
- География - 8 класс - Баринова В.И;
- Экология - 9 класс - Пономарева О.Н.;
- Словарь по экологии 2001 г. - г. Москва;
- Словарь по ботанике 1998 г. - г. С-Петербург;
- Словарь по географии 2002 г. - г. Москва;
- «Красная книга Северной Осетии»;
- Государственный доклад по экологии окружающей среды
- Северной Осетии - 2003, 2005 г., 2007 г., 2013г.;
- Журнал «Биология в школе» № 5 - 2002 г., № 7 - 2003г.;
- Журнал «Биология в школе» № 7 - 2003 г.;
- Журнал «Биология в школе» № 4 - 2003 г.;
- Журнал «География в школе» № 4 - 2002 г., № 6 - 2003 г.;
- Журнал «География в школе» № 6 - 2003 г.;
- Журнал «Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей» № 2 - 2004 г. №3-2007г;
- «Методические разработки для школьников» - г.Владикавказ, МБОУ СОШ №18.