Рабочая программа по географии элективного курса «Индивидуальный проект» для 10–11-х классов

Разделы: География

Классы: 10, 11

Ключевые слова: география


Общее количество часов на уровень среднего общего образования - 68 ч.

Целями курса «Индивидуальный проект» являются:

1) создание условий для развития личности обучающегося, способной:

  • адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
  • проявлять социальную ответственность;
  • самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
  • конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
  • генерировать новые идеи, творчески мыслить.

2) формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);
  • развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
  • развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;
  • обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
  • обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
  • развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта);
  • обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
  • развитие навыков конструктивного сотрудничества;
  • развитие навыков публичного выступления.

На освоение элективного курса в учебном плане МБОУ СОШ № 18 отводится 1часа в неделю (35 ч. в год в 10 классе и 33 ч. в 11 классе) на уровне среднего общего образования и относится к части формируемой участниками образовательных отношений. По решению родителей, обучающихся и педагогов данный элективный курс изучается в 10-11 классе (см. протокол родительского собрания)

1. Планируемые результаты освоения элективного курса

Личностные результаты освоения элективного курса:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на вопрос);
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметные результаты освоения элективного курса:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтные ситуации и уметь предотвращать их, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

  • В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
  • о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
  • о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
  • о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
  • об истории науки;
  • о новейших разработках в области науки и технологий;
  • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
  • о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов.

В результате обучения по программе курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:

  • формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;
  • планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
  • реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;
  • оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
  • осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами и конечным результатом;
  • использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
  • навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
  • осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.

Содержание программы элективного курса

Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности

  1. Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования.
  2. Метод проектов: основные понятия. Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и исследования. Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские проекты.
  3. Типология проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Информационный проект. Практический проект. Бизнес- проект. Практические работы.
  4. Основные понятия учебно-исследовательской деятельности. Феномен исследовательского поведения. Исследовательские способности. Исследовательское поведение как творчество. Научные теории.
  5. Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы.
  6. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).

Модуль 2. Разработка проекта

Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией - методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.

Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Практическая работа № 1 «Занятие в библиотеке, архиве, музее».

Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Практическая работа № 2 «Работа в сети Интернет».

Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.

Составление плана информационного текста. Цитирование, лицензия, отзыв. Практическая работа № 3 «Использование каталогов и поисковых программ».

Этапы проектной (исследовательской) деятельности.

  1. Тема проекта. Проблема и её актуальность. Объект исследования. Предмет исследования.
  2. Практическая работа № 4 «Выбор темы проекта. Определение конечного продукта индивидуального проекта».
  3. Цель проекта. Задачи проекта. Практическая работа № 5 «Определение цели проекта, формулирование задач»
  4. Гипотеза исследования. Описание проекта.
  5. Практическая работа № 6 «Выдвижение гипотезы проекта».
  6. Участники проекта. Целевая группа. Партнёры проекта. Этапы и календарный план реализации проекта.
  7. Практическая работа № 7 «Определение этапов собственного индивидуального проекта».
  8. Ожидаемые результаты проекта и способы их оценки. Практическая работа № 8.
  9. Основная идея проекта. Практическая работа № 9.
  10. Риски проекта и мероприятия по их снижению. Практическая работа № 10.
  11. Защита идеи, гипотезы и проблемы индивидуального проекта. Практическая работа №11.
  12. Презентация продукта проектной деятельности. Практическая работа № 12.
  13. Критерии оценки проекта (предзащита). Практическая работа № 13.
  14. Предзащита проекта. Контрольно-практическое занятие №14.
  15. Оформление проектной документации.
  16. Практическая работа с проектной документаций №15.

Модуль 3. Управление завершением проектов

Мониторинг выполняемых работ. Корректирование проекта. Индивидуальная работа. Индивидуальные консультации по проблемам проектной деятельности.

Модуль 4. Презентация и защита проекта

Подготовка мультимедийной презентации. Работа над текстом выступления. Критерии оценки презентации. Практическая работа №16. Оценка проекта. Карта самооценки индивидуального проекта (учебного исследования).

Защита проектов. Итоговая конференция

Рефлексия проектной деятельности. Дальнейшее планирование и осуществление проекта.

2. Тематическое планирование с определение основных видов деятельности обучающегося

Приложения 1-3