Аннотация
Изучение курса географии в школе обеспечивает удовлетворение интеллектуальных потребностей индивида в знании природы, населения и хозяйства Земли (повышение уровня культуры в обществе), ознакомление с сущностью природных и техногенных процессов в целях личной безопасности. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания.
Цель географического образования - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире. В результате цель школьной географии имеет три уровня:
1) формирование научной картины мира;
2) приобретение школьниками знаний и умений;
3) воспитание и всестороннее развитие личности.
Изменились цели, меняется концепция предмета «география». Произошла интеграция школьной географии. Деление предмета на физическую и экономическую географию нет, есть единый предмет. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи, природно-антропогенные факторы и особенности развития различных территориальных систем, т.е. изучается географическая среда, в которой живет человек.
Основные цели изучения географии в школе на ступени основного общего образования:
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального) для формирования географической картины мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы
- и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
Введение
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Работа в группах направлена на развитие у школьников способностей творчески работать в коллективе сверстников. Обучающиеся оказываются в различных учебных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения индивидуальной поставленной цели, которая повлияет на результат работы всей группы. Нельзя не учитывать и тот факт, что очень часто обучающиеся теряется мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Именно этот метод позволяет формировать у детей умение сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.
Основная часть
В гимназии № 1 им А.С.Пушкина г.Южно-Сахалинска, как и во многих школах страны, используются разные методы обучения. Говоря о конкретном предмете, географии, так же можно выделить несколько методов. Он из них - обучение в группах.
Обучение в группе (сотрудничестве) рассматривается как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Эта одна из технологий личностно-ориентированного обучения, которая основана на принципах:
- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.
Работая в группах, у обучающихся увеличился уровень школьной мотивации, активность и вовлеченность в процесс обучения, что дало положительные результаты при написании ВПР в 2018-2019 учебном году (Приложение «Результаты ВПР 6 классов 2018-2019 учебного года.»).
Обучение в группах отличается от традиционной формы, позволяет обучающимся больше общаться между собой во время урока на заданные темы, умение работать в команде, более «слабым» обучающимся подтягиваться до уровня «средних», стремиться к «сильным» и заключается в следующих принципах:
- Класс разбивается на несколько групп,
- Каждая группа получает задание, задания могут быть как одинаковые, так и для каждой группы индивидуальное.
- Внутри каждой группы обучающиеся распределяют роли «Капитан», «Книгочей», «Секретарь» и т.д.
- В процессе работы обучающиеся обмениваются мнениями и знаниями.
- Каждая группа представляет проделанную работу, идет обсуждение и формирование вывода всем классом.
Успешный результат проделанной работы в группах зависит от того, как удачно и правильно была сформирована группа. Необходимо учитывать личные качества обучающихся, межличностные отношения, склонности, желания, сложности материала, предполагаемый результат и др. Так же необходимо учитывать то, что в классе может быть обучающийся, который не желает работать в группе, в таком случае, необходимо подготовить индивидуальное задание.
Способы формирования групп:
- Случайный набор, например, определить группы по цвет, вытянутая учеником карточка с цветом определяет группу. Нередко в таких группах случаются непринятия членов команды друг друга, успешная работа в таком случае невозможна.
- Группа по желанию, ученики сами формируют состав группы. В таких группах тяжело предугадать результат, и не всегда работа проходит эффективно, но эмоциональный настрой участников группы друг к другу положительный.
- Группа, сформированная учителем, учитывая способности и особенности каждого обучающегося и желаемой цели, учитель определяет самостоятельно группу.
Обучающиеся учатся самостоятельно находить информацию, узнавая ее у одноклассников, в дополнительных источниках информации, учатся взаимодействовать с участниками группы, находить и исправлять ошибки в работе других обучающихся, вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них, учатся вести дискуссии, отстаивать сивою точку рения.
Группа формируется в зависимости от цели, направленной на достижение результата, например Задание 1, 2 ВПР 6 класса проверяет комплекс умений работы с географической картой и представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев. Для отработки данного задания группы можно сформировать случайным образом. Каждая группа получает задание, где необходимо отметить на контурной карте очертания материков и океанов, а так же подписать эти географические объекты, две группы подписывают материки и океаны, другие две обводят очертания береговой линии материка, далее группы меняются заданиями, одни по контуру определяют название материков и океанов, другие две по названию очерчивают береговую линю материков.
Например, задание 7 проверяет умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и извлекать из него информацию по заданному вопросу. Каждая группа, прочитав и проанализировав текст, заполняет таблицу, внутри каждой группы так же можно обозначить роли, т.е. каждый участник группы заполняет свою позицию в таблице, далее внутри группы идут обсуждение выполненной работы, возможно обнаружение ошибок, их исправление, затем каждая группа представляет свой вариант выполненного задания.
Заключение
В современной школе большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся навыка работы в группе. Работа в группвх на уроках географии - это процесс организации познавательной коллективной деятельности обучающихся, в ходе которой происходит раздел функций между обучающимися, достигается их ярко выраженная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В результате нашей работы мы увидели следующее:
- повышается учебная и познавательная мотивация учеников;
- снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;
- приобретаются коммуникативные навыки;
- способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый обучающийся вносит свой личный результат в общую работу группы.
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении. По нашему мнению, ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня именно работе в группе.