Методическая разработка урока географии на тему "Реки". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Ключевые слова: география


Класс: 6.

Цель урока: формирование представления о реке, её частях, частях речной системы и долины.

Задачи урока:

  • формировать умение определять существенные признаки понятий;
  • выявить взаимосвязь характера течения и направления течения рек и рельефа;
  • развивать умение называть, показывать реки мира, России, области;
  • развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний

Планируемые образовательные результаты:

А) предметные - сформировать представление о реке, ее составных частях, частях речной системы, видах рек относительно рельефа.

Б) метапредметные:

  • познавательные - поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения; формирование умений работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям.
  • регулятивные - формулирование темы и цели урока; оценка уровня усвоения знаний.
  • коммуникативные - умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему.

В) личностные - осознать, что география - наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.

Номенклатура: реки Волга, Обь, Енисей, Амазонка, Нил, Лена, Миссисипи, Ганг, Хуанхэ, Янцзы, Дон, Северский Донец.

Оборудование: настенная карта «Физическая карта мира», атласы, презентация учителя, файл для интерактивной доски, тест.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

Приветствует учащихся; проверяет подготовку класса к уроку; организует внимание учеников.

Ученики проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний, формулирование темы урока

- Как называется оболочка, которую мы начали изучать?
- Что такое гидросфера?
- Назовите объекты, из которых состоит гидросфера.
Просмотр слайдов № 1,2,3,4
- О каких объектах гидросферы пойдет сегодня речь?
- Что вы знаете о реках?
- Что вы хотите узнать о реках?
- Сформулируйте цель урока.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цели

Основной этап урока - Как бы вы дали определение реки? (слайд №5)
- Найдите в определении признак, который отличает реку от других водных объектов.
- Почему водный поток течет?
- Теперь давайте познакомимся с частями реки.

Формулируют определение понятия «река».

Находят признак, отвечают на вопросы.

- Нарисуйте в тетради реку, подпишите ее части, используя текст в учебнике на с. 150-151
Учитель знакомит с понятиями (слайд №8)
Дети рисуют реку, подписывают части реки.
Проверка выполненной работы на интерактивной доске.
- Что такое исток?
Выполните задание (слайд №9)
Выполняют задание. Рассуждают, может ли быть истоком море.
- Что такое устье? Какие объекты могут быть устьем реки?
- Как определить, какой приток правый, а какой левый?
Отвечают на вопрос, рассуждают, какие объекты могут быть устьем реки.
Работа с понятиями «речная система», «речной бассейн» (слайды №10, 11) Рисуют в тетради речную систему и речной бассейн. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют определение понятий.
Сравнение равнинной и горной реки (слайды №12, 13) Определяют отличительные признаки горной и равнинной реки.
Знакомятся с характеристикой горных и равнинных рек.

Учитель предлагает новые термины «старицы», «меандры», «пороги», «водопады» (слайды № 14, 15, 16,17,18)

Отвечают на вопросы учителя.

Работа с картой

Учитель предлагает показать на карте крупнейшие реки мира. Показывают на карте реки, водопады.

- Как называется река, на которой стоит наш город?
Покажите его на карте.
Что вы можете рассказать о нашей реке.

Рассказывают о Северском Донце.

Проверка понимания учащимися темы

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Предлагает решить тест.

Отвечают на вопрос.

Выполняют тест самостоятельно. Проверка теста на слайдах № 19, 20.

Домашнее задание

Сообщение учащимся о домашнем задании

§23, п.1

Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся

Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники.