Класс: 6.
Цель урока: формирование представления о реке, её частях, частях речной системы и долины.
Задачи урока:
- формировать умение определять существенные признаки понятий;
- выявить взаимосвязь характера течения и направления течения рек и рельефа;
- развивать умение называть, показывать реки мира, России, области;
- развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с текстом учебника, картами атласа.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний
Планируемые образовательные результаты:
А) предметные - сформировать представление о реке, ее составных частях, частях речной системы, видах рек относительно рельефа.
Б) метапредметные:
- познавательные - поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения; формирование умений работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям.
- регулятивные - формулирование темы и цели урока; оценка уровня усвоения знаний.
- коммуникативные - умение выслушивать собеседника и общаться на заданную тему.
В) личностные - осознать, что география - наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.
Номенклатура: реки Волга, Обь, Енисей, Амазонка, Нил, Лена, Миссисипи, Ганг, Хуанхэ, Янцзы, Дон, Северский Донец.
Оборудование: настенная карта «Физическая карта мира», атласы, презентация учителя, файл для интерактивной доски, тест.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Организационный |
Приветствует учащихся; проверяет подготовку класса к уроку; организует внимание учеников. |
Ученики проверяют готовность к уроку. |
Актуализация знаний, формулирование темы урока |
- Как называется оболочка, которую мы начали изучать?
|
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, цели |
Основной этап урока |
- Как бы вы дали определение реки? (слайд №5)
- Найдите в определении признак, который отличает реку от других водных объектов. - Почему водный поток течет? - Теперь давайте познакомимся с частями реки. |
Формулируют определение понятия «река». Находят признак, отвечают на вопросы. |
- Нарисуйте в тетради реку, подпишите ее части, используя текст в учебнике на с. 150-151
Учитель знакомит с понятиями (слайд №8) |
Дети рисуют реку, подписывают части реки.
Проверка выполненной работы на интерактивной доске. |
|
- Что такое исток?
Выполните задание (слайд №9) |
Выполняют задание. Рассуждают, может ли быть истоком море. | |
- Что такое устье? Какие объекты могут быть устьем реки?
- Как определить, какой приток правый, а какой левый? |
Отвечают на вопрос, рассуждают, какие объекты могут быть устьем реки. | |
Работа с понятиями «речная система», «речной бассейн» (слайды №10, 11) | Рисуют в тетради речную систему и речной бассейн. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют определение понятий. | |
Сравнение равнинной и горной реки (слайды №12, 13) |
Определяют отличительные признаки горной и равнинной реки.
Знакомятся с характеристикой горных и равнинных рек. |
|
Учитель предлагает новые термины «старицы», «меандры», «пороги», «водопады» (слайды № 14, 15, 16,17,18) |
Отвечают на вопросы учителя. |
|
Работа с картой |
Учитель предлагает показать на карте крупнейшие реки мира. | Показывают на карте реки, водопады. |
- Как называется река, на которой стоит наш город?
|
Рассказывают о Северском Донце. |
|
Проверка понимания учащимися темы |
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
|
Отвечают на вопрос. Выполняют тест самостоятельно. Проверка теста на слайдах № 19, 20. |
Домашнее задание |
Сообщение учащимся о домашнем задании |
§23, п.1 |
Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся |
Оценивание хода урока и успехов отдельных учащихся; выставление отметок в журнал и дневники. |
|